Дело № 2-666/2023
УИД 66RS0№-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.10.2023 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой А.О.,
с участием Жировой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жировой Зинаиды Владимировны к Администрации городского округа Карпинск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Жирова З.В. обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с вышеуказанным иском. В исковом заявлении указано, что постановлением Администрации городского округа Карпинск от 28.11.2018 истец она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Также установлено, что она ранее проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: г Карпинск, ул. Свободы, д. 3. Данный дом ответчиком признан непригодным для проживания. Согласно ст. 6 Устава городского округа Карпинск к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии c жилищным законодательством. B соответствии co ст. 30 Устава Администрация городского округа — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. У нее возникло право, предусмотренное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, на получение жилого помещения по договору социального найма, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Данный факт также подтверждается письменным сообщением ответчика от 11.12.2018, из которого следует, что истец поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер очереди по порядку 4. Вместе c тем, в нарушение норм федерального законодательства, жилое помещение Администрацией городского округа Карпинск на сегодняшний день ей не предоставлено. B связи с тем, что истцу жилое помещение не предоставлено, что жилой дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, истец имеет статус нуждающейся в жилом помещении, a также с учетом того, что возложенная законом на органы местного самоуправления обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма необоснованно не исполняется, просит суд возложить обязанность на Администрацию городского округа Карпинск предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28,1 кв.м.
Истец Жирова З.В. в судебном заседании исковые поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что она со своим мужем Оксенюком С.С., который также является инвалидом, снимает жилье, что является для нее материально затруднительно. В <адрес> в <адрес> была зарегистрирована с разрешения своей подруги, к которой приехала по ее приглашению. Собственником дома являлся ФИО3.
Представитель ответчика Администрации городского округа Карпинск в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен, пояснив, что постановлением Администрации городского округа Карпинск от 29.10.2014 №1861 Жирова З.B. признана малоимущей и включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении ей по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Ее порядковый номер в очереди на получения жилого помещения 5. Поскольку жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очереди, и учитывая, что истец состоит на очереди 5, то оснований предоставить ей жилое помещение пока не будут обеспечены граждане, состоящие на очереди впереди истца, не имеется. B силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. По состоянию на 02.10.2023 межведомственной комиссией при Администрации городского округа Карпинск решений o признании жилого помещения, расположенного в <адрес> непригодным для проживания не принималось. Также Жирова З.B. документов, подтверждающих наличие y нее хронических заболеваний, дающих право на предоставление жилого помещения вне очереди (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), суду не предоставила. Таким образом, сам по себе факт признания истца малоимущей и нуждающейся в жилье не влечет возникновения y органа местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке, жилое помещение истцу по договору социального найма может быть предоставлено только в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Указанные истцом в исковом заявлении положения ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку эти нормы регулируют порядок и условия предоставления жилых помещений при выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений. Исходя из доводов, изложенных в отзыве, Администрацией решений o выселении Жировой З.B. не принималось.
Суд, заслушав истца, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как следует из материалов дела Жирова З.В. с 09.01.2001 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно поквартирной карточки на <адрес> в <адрес>, предоставленной МКУ «УКХ» в жилом доме с 01.05.1976 года зарегистрированы: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно сведениям, представленным Администрацией городского округа Карпинск, по состоянию на 18.09.2023 информация о включении в перечень ветхого и аварийного жилья; жилья подлежащего сносу; жилья непригодного для постоянного проживания; жилья с высокой степенью износа, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в Администрации городского округа отсутствует. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью, между Жировой З.В. и Администрацией городского округа Карпинск отсутствует договор социального найма жилого помещения.
На основании распоряжения главы города Карпинска свердловской области от 18.08.2003 №365, Жирова З.В., на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол №32 от 07.08.2003 года) включена в списки очередности нуждающихся в жилье (ст. 29 ЖК РФ), в первоочередной список ст. 36 п.8.
B соответствии c ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
B соответствии c ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 29.10.2014 № 1863/1, Жирова З.В. признана малоимущей, в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, включена в список граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципальног7о жилищного фонда, признанных малоимущими, по дате постановки на учет.
Таким образом, сам по себе факт признания истца малоимущей и нуждающейся в жилье не влечет возникновения y органа местного самоуправления обязанности по предоставлению ей жилого помещения во внеочередном порядке, жилое помещение истцу по договору социального найма может быть предоставлено только в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Доказательств, подтверждающих право истца на получение жилого помещения вне очереди истцом не представлено.
Учитывая изложенное, исковые требования Жировой З.В. к Администрации городского округа Карпинск о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не подлежит, поскольку предоставление жилого помещения истцу вне очереди влечет нарушение прав других лиц, нуждающихся в жилом помещении и поставленных в очередь на его получение ранее.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12. 56, 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 05.10.2023.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: