Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-117/2023 от 31.08.2023

Мировой судья Волосникова А.А.

УИД № 45МS0015-01-2023-001622-95

Дело № 11-117/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2023 года р.п. Лебяжье

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ «Управление социальной защиты населения №10» на решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 11 июля 2023 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Пестровой Ксении Сергеевны к ГКУ «Управление социальной защиты населения №10» о взыскании недополученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Пестровой К.С. к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 10» (далее - ГКУ «УСЗН № 10») о взыскании недополученной суммы субсидии.

В обоснование иска указал, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Лебяжьевского района осуществляет ГКУ «УСЗН № 10». В ходе прокурорской проверки по заявлению Пестровой К.С. установлено, что решением учреждения от 12 января 2022 года Пестровой К.С. была назначена субсидия по оплате коммунальных услуг и жилого помещения на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года. При этом ГКУ «УСЗН № 10» при подтверждении фактических расходов заявителя, получившего субсидию, не были приняты к учету расходы на оплату отопления за первое полугодие 2022 года, по мотиву отсутствия утвержденного в установленном законом порядке МУП «Теплотранс» тарифа на отопление. В связи с отказом ГКУ «УСЗН № 10» принять квитанции по оплате отопления за первое полугодие 2022 года, учреждение начислило Пестровой К.С. переплату субсидии в сумме 20848,93 руб. Между тем, Пестрова К.С., являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвел оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП «Теплотранс». Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Пестрова К.С. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения, и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа. Таким образом, в настоящее время ГКУ «УСЗН № 10» необходимо возвратить Пестровой К.С. необоснованно удержанную сумму субсидии в размере 13806,56 руб.

Просил суд взыскать с ГКУ «УСЗН № 10» в пользу Пестровой К.С. недополученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 16373,56 руб. (с учетом уточненных исковых требований).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бугаев Д.А. на иске настаивал.

Мировым судьей судебного участка №15 Лебяжьевского судебного района Курганской области 11 июля 2023 года постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены, с ГКУ «УСЗН № 10» в пользу Пестровой К.С. взыскана недополученная сумма субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 16373,56 руб.

Не согласившись с решением суда, ответчик ГКУ «УСЗН № 10» подал на него апелляционную жалобу, в которой просят решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

В апелляционной жалобе ГКУ «УСЗН № 10» указывает, что в силу статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление жилого помещения, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в прядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В Курганской области органом, уполномоченным утверждать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающим организациями является Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, которым тариф на тепловую энергию для МУП «Теплотранс» был утвержден только с 1 июля 2022 года. МУП «Теплотранс» фактически поставил истцу тепловую энергию для отопления жилого помещения и начислил плату за данную услугу за период, когда тариф не был установлен, нарушив, тем самым нормы действующего законодательства. Ссылаясь на пункт 27 Правил указывает, что размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уполномоченный орган в течении пяти рабочих дней со дня предоставления получателем субсидии документов, производит сравнение размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом, сравнение размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий осуществляется за шесть месяцев представления субсидии – при предоставлении коммунальной услуги «отопление» без использовании прибора учета. С 01 января 2022 года услуги по теплоснабжению осуществляет МУП «Теплотранс», однако тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, данной организации уполномоченным органом до 01 июля 2022 года установлен не был. До даты установления уполномоченным органом МУП «Теплотранс» тариф на коммунальную услугу по теплоснабжению, включить расходы на оплату теплоснабжения оснований не имеется. С 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Пестровой К.С. произведено сравнение суммы выплаченной субсидии с фактическими расходами за оплату коммунальных услуг, у нее образовалась переплата 20848,99 руб., которая была удержана в счет будущей субсидии. Если бы учли оплату за услугу «отопление», то у Пестровой К.С. образовалась доплата в сумме 4475,37 руб. Следовательно, окончательная сумма иска составит 16373,56 руб. Считают, что исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области не соответствуют положениям действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Бугаев Д.А. просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

На основании статей 167, 327 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав мнение представителя истца, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пестровой К.С. зарегистрирована и проживает по адресу:Курганская область, Лебяжьевский район, р.п.Лебяжье, ул. Лукияновская, 57-21.

Решением учреждения от 12 января 2022 года Пестровой К.С. была назначена субсидия по оплате коммунальных услуг и жилого помещения на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.

В течении первого полугодия 2022 года при подтверждении Пестровой К.С. расходов на оплату коммунальных услуг в ГКУ «УСЗН № 10» у нее не принимались к учету расходы на отопление.

Судом установлено, что Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для МУП «Теплотранс» принято только с 1 июля 2022 года, период действия тарифа с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года. Вместе с тем оплата услуги по отоплению жилого помещения Пестровой К.С. произведена в полном объеме на основании квитанции, выставленной ей МУП «Теплотранс».

Разрешая спор, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела на основе оценки доказательств в их совокупности, мировой судья пришел к выводу о том, что на Пестрову К.С. не может быть возложена ответственность за отсутствие у МУП «Теплотранс» установленного тарифа на отопление, при том, что обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг исполняются ею своевременно и надлежащим образом, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу Пестровой К.С. недополученную сумму субсидии 16373,56 руб.

Суд с указанными выводами мирового судьи соглашается, полагая их верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и действующему правовому регулированию.

В пунктах 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Пестровой К.С. был предоставлен ответчику полный комплект документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме, оснований для вывода о том, что в документах содержались недостоверные, либо противоречивые сведения не имелось, обратного не доказано (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционных жалоб о том, что МУП «Теплотранс» был не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Пестровой К.С. не было оснований производить оплату по незаконно выставленной квитанции, являются ошибочными и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта.

Факт поставки МУП «Теплотранс» тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ГКУ «УСЗН №10» и ГУ СЗН Курганской области в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса возникла у Пестровой К.С. на основании статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнена ею своевременно и в полном объеме. При этом истец, добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие МУП «Теплотранс» по установлению тарифа. Размер фактически произведенной истцом оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (включая отопление), не превышает размер субсидии, рассчитанный ей в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 761. При указанных обстоятельствах, оснований для отказа истцу в удовлетворении исковых требований у мирового судьи не имелось.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позиции ответчика, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых доказательств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор.

Несогласие автора жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой, данной судом вышеуказанным доказательствам, не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Оснований к безусловной отмене решения суда, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по материалам дела не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 11 июля 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Пестровой К.С. к ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» о взыскании недополученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» - без удовлетворения.

Председательствующий –

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2023 года.

11-117/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Лебяжьевского района в интересах Пестровой К.С.
Ответчики
ГКУ "УСЗН №10"
Другие
ГУСЗН Курганской области
Администариция Лебяжьевского МО
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
МУП "Теплотранс"
Департамент финансов Курганской области
Суд
Лебяжьевский районный суд Курганской области
Судья
Бесмельцев А.В.
Дело на сайте суда
lebiazhevsky--krg.sudrf.ru
31.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
31.08.2023Передача материалов дела судье
01.09.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
19.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
10.10.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее