Дело № 2-1600/2020
УИД 61RS0020-01-2020-002996-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Гармаш Ю.С., при секретаре Сухаревой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова С.А., Дворниковой Е.А. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором, после уточнения требований, просят обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить истцов в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёта размера, предоставляемых социальных выплат, предоставить истцам социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке на семью из двух человек и заключить с ними Договор о предоставлении социальной выплаты для переселения нас из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: Ростовская область г.Новошахтинск *** *, в срок до 31.12.2021.
В обоснование своих доводов истцы указали, что они они включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: *** дом № *. Указанный жилой дом принадлежит истцам на праве общей долевой собственности в размере ... доли у каждого на основании Решения Новошахтинского городского суда Ростовской области от 18.04.2017 года по делу № 2-567/2017. В указанном жилом доме по адресу: *** № ..., истцы зарегистрированы и проживают. Иных объектов жилой недвижимости, в которых они могли бы проживать, на праве собственности или на ином праве, не имеют. Их проживание в жилом доме по адресу: *** № ..., угрожает их жизни и здоровью, так как дом признан ветхим по критериям безопасности. Истцы указывают, что они предоставили все необходимые документы для их переселения ответчику Администрации города Новошахтинска Ростовской области и просили ответчика переселить их из жилого дома в 2020, 2021 году, так как проживание в жилом доме по адресу: *** дом № * угрожает здоровью и жизни, так как данный дом разрушается от влияния горных работ шахты «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь», его несущие конструкции не выполняют свои функции. В 2016 году, в 2017 году, 2018 году, 2020 году истцы неоднократно обращались ответчику в Администрацию города Новошахтинска Ростовской области с вопросом переселения и предоставления им социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, но до настоящего момента времени им социальную выплату Администрация города Новошахтинска Ростовской области не предоставила и не переселила из ветхого жилья. Истцы считают, что Администрация города Новошахтинска откладывает их переселение из ветхого жилья по адресу: *** № *, на неопределенный срок, так как не указывает в своих ответах конкретный год переселения, в связи с чем, считаем, что ответчик уклоняется от предоставления социальной выплаты, заключения договора о её предоставлении и переселения из ветхого жилья проживание в котором угрожает жизни и здоровью.
Истцы Зотов С..А., Дворникова Е.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в предоставленном суду заявлении просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов адвокат Котлярова И.А., действующая на основании ордера, в судебное заседание явилась, просила уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по ***, ... в г. *** принадлежит на праве общей долевой собственности Зотов С..А., Дворникову Е.А., с долей собственности по 1/8 на основании решения Новошахтинского районного суда № 18.04.2017 № 2-567/2017.
Согласно выписки из дополнительного списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых шахтой «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности Зотов С.А., Двоникова Е.А. включены в данный список под ТЭО *.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города), установленной федеральным и областным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которое лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Из материалов дела следует, что истцы неоднократно обращались в Администрацию г. Новошахтинска с заявлением о рассмотрении вопроса о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для переселения из ветхого жилья. Из ответов на данные обращения следует, что заключить договор о предоставлении социальной выплаты не представляется возможным в виду отсутствия средств. Список граждан, подлежащих переселению, на выделенные в текущем году муниципальному образованию «Город Новошахтинск» денежные средства сформирован на весь объем денежных средств и согласован в Министерстве энергетики РФ, а включение в список на переселение возможно только при наличии средств. При этом конкретный срок переселения истцов в ответе не указан.
Суд не может согласиться с данной позицией, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Учитывая вышеизложенное, суд считает невозможным проживание в этом доме, так как его признанное состояние (непригодный для проживания по критериям безопасности) создает угрозу жизни и здоровью истцов, и приходит к выводу, что проведение «выборочного» переселения из ветхого жилья, отсутствие в Администрации г. Новошахтинска графика переселения граждан и, соответственно, даты переселения из аварийного жилья истцов, а так же то, что с истцами по неясным причинам не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истцов.
Из материалов дела следует, что жилой дом находится в угрожающем для жизни и безопасности граждан в нем проживающих состоянии. Истец Дворникову Е.А. является инвалидом третьей группы, что подтверждается соответствующей справкой МСЭ.
Согласно представленным Администрацией города Новошахтинска сведениям, по указанному выше дому включены на переселение 4 семьи, 1 семья переселена, семья истцов не переселена.
Восстановить нарушенные права истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области включить Зотова С.А., Дворникову Е.А. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёта размера, предоставляемых социальных выплат, предоставить Зотову Е.А., Дворниковой Е.А. социальную выплату для приобретения жилья на вторичном рынке на семью из двух человек и заключить с Зотовым С.А. , Дворниковой Е.А. договор о предоставлении социальной выплаты для переселения нас из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: *** № ..., в срок до 31.12.2021.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Гармаш
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 05.10.2020.