Дело № 2-1174/2022
11RS0004-01-2022-001714-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Порохиной О.Г.
при секретаре судебного заседания Крошкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 22 июля 2022 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах Онищук С.В., несовершеннолетней Дунаевой Д.А. г.р. к администрации муниципального района «Печора» об обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, заключить соглашение о выплате выкупной цены за изымаемое недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Онищук С.В. и несовершеннолетней Дунаевой Д.А., **.**.** г.р. с иском к ответчику об обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу: **.**.** для муниципальных нужд и возложении обязанности в течение шести месяцев направить истцу соглашение об изъятии (выкупе) указанной недвижимости. В обоснование требований указал, что Онищук С.В. совместно с несовершеннолетней дочерью Дунаевой Д.А., **.**.** по ? доле в праве собственности являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: **********. Согласно заключению межведомственной комиссии №... от 30.05.2018 жилой дом ********** признан аварийным и подлежащим сносу. 26.04.2021 администрация МР «Печора» направила Онищук С.В. требование №... об осуществлении сноса дома собственниками помещений в срок до 31.12.2021. До настоящего времени снос дома ********** не произведен, администрация МО МР «Печора» не приняла решения об изъятии недвижимого имущества, не направила истцу проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, что приводит к нарушению жилищных прав истца. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с данным исковым заявлением.
Судом для участия в деле в качестве третьего лица привлечен КУМС МР «Печора».
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца Онищук С.В., представителя третьего лица КУМС МР «Печора», извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала, представитель ответчика исковые требования не признала.
Суд, выслушав лиц, присутствовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Жилое помещение по адресу: ********** принадлежит на праве собственности по ? доле в праве собственности Онищук С.В. и несовершеннолетней Дунаевой Д.А. на основании договора дарения от 09.10.2012.
Согласно заключению Межведомственной комиссии №... от 30.05.2018 выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ********** аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации МР «Печора» № 793-р от 20.06.2018 признаны аварийными, подлежащими сносу многоквартирные дома согласно положению к распоряжению, в том числе, дом **********, определен срок сноса многоквартирных домов и сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу – до 31.12.2021.
В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошёл. Снос дома не осуществлен.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке, для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
В соответствии с подп.7 п.1 ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.
Размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (п.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ).
Частью 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения ч. 4 указанной статьи о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
В действующем законодательстве отсутствуют положения о зависимости начала процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, от установленных органом местного самоуправления сроков расселения аварийного дома. Отсутствие срока, в течение которого земельный участок должен быть изъят, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности. Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения аварийного дома.
Требованием от 26.04.2021 администрация МО МР «Печора» установила собственникам спорной квартиры срок до 31.12.2021 для добровольного сноса многоквартирного дома. Также, в требованиях указано, что в случае, если по истечении установленного срока не будет осуществлен снос аварийного многоквартирного жилого дома, администрацией МО МР «Печора» будет решаться вопрос о принятии решения об изъятии принадлежащих собственникам жилых помещений в данном доме, а также земельного участка, предназначенного для обслуживания данного дома, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, установленный ответчиком в требовании срок для сноса собственниками жилого помещения в многоквартирном жилом доме к настоящему времени истек, не принято решение об изъятии земельного участка, предоставленного для обслуживания дома № ********** и расположенных в указанном доме жилых помещений.
В нарушение приведенных норм администрацией МО МР «Печора» к настоящему времени не принято решения об изъятии жилого помещения, принадлежащего истцам Онищук С.В. и несовершеннолетней Дунаевой Д.А, что влечет нарушение прав истца на возмещение стоимости имущества. Поскольку действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным домом и жилых помещений, ответчиком не соблюдена, суд приходит к выводу о необходимости понуждении ответчика к совершению данных действий.
В материалах дела не содержится сведений о том, что ответчик принял решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, а также решение об изъятии каждого жилого помещения в указанном доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем жильцам.
Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с невозможностью проживания в нем.
Иного жилого помещения, находящегося у истца в собственности, либо пользовании не имеется.
Сведений об увеличении срока сноса многоквартирного дома и отселения с объективным обоснованием причин увеличения срока сноса и отселения в материалах дела не имеется.
В целях восстановления прав истца Онищук С.В. и несовершеннолетней Дунаевой Д.А. - собственников жилого помещения, на администрацию МО МР «Печора» подлежит возложению обязанность осуществить изъятие для муниципальных нужд жилого помещения: квартиры ********** и земельного участка для муниципальных нужд и направлении проекта соглашения о его выкупе.
С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего соглашения, но вместе с тем, учитывая, что ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений является срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для принятия решения об изъятии недвижимого имущества и шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда для подготовки и направления проекта соглашения.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781, ОГРН 1021100875575) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: ********** и жилого помещения – квартиры **********, общей площадью **** кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности Онищук С.В. и Дунаевой Д.А. по ? доле у каждой.
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить Онищук С.В. и Дунаевой Д.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за недвижимое имущество, расположенное по адресу: ********** в соответствии с требованиями ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г. Порохина