Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-1249/2023 от 10.07.2023

№ 12-1249/2023

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2023 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника федерального каченного учрежедения «Исправительная колония № 14» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Залесовой О.О. на постановление старшего государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Панфиловой С.В. № 29/4-66-23-ПВП/12-18795-И/21-111 от 21 июня 2023 года о назначении административного наказания,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Панфиловой С.В. № 29/4-66-23-ПВП/12-18795-И/21-111 от 21 июня 2023 года федеральное каченное учрежедение «Исправительная колония № 14» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области Залесова О.О. подала в суд жалобу об его отмене и прекращении производства по делу.

ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, законный представитель Учреждения либо защитник в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства законный представитель не ходатайствовал.

В судебном заседании прокурор Рипачев А.Н. против удовлетворения жалобы возражал.

Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно материалам дела Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, <адрес>, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, <адрес>А.

В ходе проверки установлено, что осужденный И.О.В., отбывая наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, в период с 16 ноября 2020 года по 08 сентября 2021 года и с 08 апреля 2022 года по 01 апреля 2023 года привлекался к труду в качестве водителя автомобиля бригады № 14 учебно-производственного автотранспортного участка ЦТОА без прохождения им предварительного медицинского осмотра.

Результаты проведенной проверки послужили основанием для вынесения в отношении ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и в последующем привлечения Учреждения к административной ответственности по указанной норме.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии со статьей 220 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пунктов 1, 3, 32 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к настоящему Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.

В случаях затруднения в оценке результатов осмотра и определении профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием работнику выдается справка о необходимости дополнительного медицинского обследования. Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, работник считается не прошедшим периодический осмотр с учетом выявленных заболеваний (состояний) и медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поэтому деяние ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области верно квалифицировано должностным лицом по указанной норме.

Факт совершения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, помимо постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 мая 2023 года, подтверждается следующими доказательствами:

- копией карточки рабочего (осужденного) И.О.В., копиями приказов о привлечении к трудовому использованию И.О.В. от 08 апреля 2022 года № 52ос, 31 марта 2023 года № 78ос, копиями табелей учета рабочего времени за сентябрь 2022 года, октябрь 2022 года, ноябрь 2022 года, декабрь 2022 года, январь 2023 года, февраль 2023 года, март 2023 года, согласно которым И.О.В. был трудоустроен в качестве водителя и в указанные периоды исполнял свои трудовые обязанности;

- копией приказа о закреплении водителей трактористов (осужденных) за автотранспортом №120ос от 28 июня 2022 года, из которого следует, что за осужденным И.О.В. закреплен автомобиль;

- сообщением начальника медицинской части 5 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России от 25 мая 2023 года, из которого следует, что осужденный И.О.В. не проходил предварительный медицинский осмотр при трудоустройстве в качестве водителя.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ: в нем указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем постановление, и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области всех зависящих от него мер по соблюдению трудового законодательства, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены.

Утверждение защитника Залесовой О.О. о ненадлежащем извещении Учреждения о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела должностным лицом судья отвергает.

В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела следует, что 08 июня 2023 года уведомление о назначении времени и места рассмотрения настоящего дела направлено должностным лицом в адрес ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области регистрируемым почтовым отправлением 80081685313377, которое получено адресатом 16 июня 2023 года, то есть до рассмотрения дела должностным лицом.

Таким образом, на день вынесения обжалуемого постановления должностное лицо административного органа располагало информацией об уведомлении Учреждения о рассмотрении дела. Указанная информация содержалась в отчете об отслеживании почтовых отправлений, находящемся в открытом доступе на сайте Почты России.

Вопреки доводам жалобы совершенное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является закрепленная в Конституции РФ гарантия трудовых прав и свобод граждан, благоприятные и безопасные условия труда, права и интересы работников.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Законные основания для замены назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют, поскольку нарушение, выразившееся в допуске лица, не прошедшего обязательный медицинский осмотр, к выполнению трудовых функций с использованием автомобиля – источника повышенной опасности – создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 той же статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано в Уставе ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривают, что привлечение осужденных к труду направлено на исправление осужденных, а не на извлечение прибыли.

Принимая во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, учитывая, что выявленные нарушения устранены, в целях обеспечения принципов равенства, пропорциональности, соразмерности при применении мер административной ответственности, призванных не допустить ограничения имущественных прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 55 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В остальной части обжалуемое постановление следует оставить без изменения.

Судья, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. № 29/4-66-23-░░░/12-18795-░/21-111 ░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 55 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

12-1249/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
Онежская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области
Другие
Залесова Ольга Олимджоновна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Беляева О.А.
Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
10.07.2023Материалы переданы в производство судье
11.07.2023Истребованы материалы
24.07.2023Поступили истребованные материалы
14.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.09.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Вступило в законную силу
18.10.2023Дело оформлено
19.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее