Дело № 11-22/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вятские Поляны 15 мая 2019 г.
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Логинова А.А.,
с участием:
помощника Вятскополянского межрайпрокурора Давлятшиной Р.Г.,
при секретаре Шайхутдиновой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 06.03.2019 по гражданскому делу по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Ильясовой Л.К. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа – Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Ильясовой Л.К. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 06.03.2019 удовлетворены исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ильясовой Л.К., с Субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа - Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта в пользу Ильясовой Л.К. взысканы затраты, понесенные медицинским работником на оплату коммунальных услуг за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 17951,76 рубль.
Представитель Министерства финансов Кировской области по доверенности Зейналова Э.И. с решением суда не согласна, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в Законе Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Указывает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, то есть одновременно работали и проживали в сельской местности и пользовались льготами. Законом Кировской области № 267-ЗО прямо установлено предоставление медицинским работникам льгот в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. На субъект РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100% компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг. Считает, что данные льготы работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета. Просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании прокурор Давлятшина Р.Г. просила решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области оставить без изменения, жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Истец Ильясова Л.К. просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» Селиванова Е.А., КОГКУ "Управление социальной защиты населения" в Вятскополянском районе Кировской области Шахмаева Т.В., просили провести судебное заседание без их участия.
Представитель Управления Федерального Казначейства по Кировской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, хотя был своевременно и надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относила
медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические
учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные
учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в
области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005,
врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим
образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения,
работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского
типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на
бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в
соответствии с действующим законодательством.
П. 50 ст. 35 Федерального закона «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями
четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки
медицинских и фармацевтических работников федеральных
специализированных организаций здравоохранения устанавливаются
Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных
категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных
организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки
отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и
проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа
Кировской области» от 03.11.2004 № 267-ЗО установлено, что
фармацевтическим и медицинским работникам учреждений
здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в
сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется
частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения,
теплоснабжение и электроснабжение.
В соответствии с положениями указанного закона размер частичной
ежемесячной компенсации с 01.07.2014 составляет 628 рублей.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ при
переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на
денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы,
обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого
уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и
имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в рамках
длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005
г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии,
носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых
настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не
может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в
указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и
размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ч. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено,
что при издании органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием
настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть
соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия
оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты
пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат,
гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме
не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и
доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе
единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций
в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям
граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.; при изменении после 31
декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся
отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме,
совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не
может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее возложена на органы государственной власти субъекта федерации.
Из материалов дела следует, что Ильясова Л.К. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Как медицинский работник КОГБУЗ «Вятскополянская ЦРБ»,
Ильясова Л.К. работает в данном учреждении с 02.08.1993 по настоящее время в должности <данные изъяты>, в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением по декабрь 2004 г. включительно.
Согласно представленным документам Ильясова Л.К. за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 оплатила услуги по отоплению на сумму 16184,26 рубля, услуги за электроснабжение – на сумму 9931,50 рубль. Задолженности по оплате коммунальных услуг не имеется.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 ей предоставлена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8 164 рубля в соответствии с Законом Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 годов».
Таким образом, Ильясова Л.К. не получила компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению в сумме 17951,76 рубль.
Разрешая спор, мировой судья, установив, что истец Ильясова Л.К. до 01.01.2005, как медицинский работник, пользовалась льготой по
бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и
освещением, при отсутствии правового акта органа государственной власти
субъекта РФ - Кировской области, устанавливающего меры социальной
поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в ведении
субъекта федерации, в объеме не ниже таких мер, предоставлявшихся им до
изменения законодательства, пришел к обоснованному выводу о возложении
на Субъект Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области обязанности компенсировать расходы истца по оплате отопления и электроснабжения жилого помещения в сумме 17951,76 рубль за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Расчет подлежащих возмещению Ильясовой Л.К. расходов проверен судом и обоснованно признан правильным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что Ильясова Л.К. имела право и пользовалась указанными коммунальными льготами до 01.01.2005, подтверждается совокупностью исследованных судом
доказательств. Доказательствам судом дана правильная оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование
норм материального права и переоценку доказательств, не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области от 06.03.2019 по гражданскому делу по иску Вятскополянского межрайонного прокурора в интересах Ильясовой Л.К. к Субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице финансового органа – Министерства финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Логинов А.А.