Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 31 июля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1604/2023 по административному исковому ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о пересмотре и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества :
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 191 231 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под размещение нежилых зданий санпропускника, коровника, Н-образного телятника, родильного отделения, по состоянию на 01.01.2022 равной его рыночной стоимости в размере 8 031 700 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 15 162 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под размещение АЗС с оборудованием, по состоянию на 01.01.2022 равной его рыночной стоимости с учетом уточнений в размере 5 412 800 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», площадью 10 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение нежилого здания автогаража, по состоянию на 01.01.2022 равной его рыночной стоимости с учетом уточнений в размере 3 196 400 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником спорных земельных участков с кадастровыми номерами №, кадастровая стоимость которых на 01.01.2022 определена в размере 19 046 625 рублей 62 коп., 6 165 027 рублей 75 коп. и 7 739 883 рублей 52 коп. соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в них.
Административные ответчики министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация м.р. Кинельский Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр в Самарской области, извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в уточненном отчете об оценке от 04.07.2023, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем объектов:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 191 231 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под размещение нежилых зданий: санпропускника, коровника, Н-образного телятника, родильного отделения,
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 15 162 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под размещение АЗС с оборудованием.
Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером № распложенное на земельном участке с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 10 311 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение нежилого здания автогаража. В отношении земельного участка с кадастровым номером № по обращению административного истца администрация м.р. Кинельский Самарской области предоставила проект договора аренды земельного участка, по которому арендная плата рассчитывается на основании нормативных правовых актов от кадастровой стоимости объекта.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 определена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами 63:22:1801008:322, 63:22:1803003:150 в размере 19 046 625 рублей 62 коп., в размере 6 165 027 рублей 75 коп. соответственно и в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:22:1802001:684 в размере 7 739 883 рубля 52 коп.
Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком земельного налога, а также как пользователь участка с кадастровым номером 63:22:1802001:684 намерен заключить договор аренды объекта, поскольку пользование земель в Российской Федерации основано на платности. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество и арендных платежей.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 14.06.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 165/23 от 26.05.2023 и № 165/23/2 от 04.07.2023 оценщика Гусарова Д.Н. независимой оценочной компании ООО «АМД Консалтинг» об определении итоговой величины рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков
с кадастровым номером № в размере 8 031 700 рублей,
с кадастровым номером № в размере 5 412 800 рублей,
с кадастровым номером № в размере 3 196 400 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.06.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО6» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 8 031 700 (восемь миллионов тридцать одна тысяча семьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 412 800 (пять миллионов четыреста двенадцать тысяч восемьсот) рублей,
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 196 400 (три миллиона сто девяносто шесть тысяч четыреста) рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 14.06.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11.08.2023.
Судья И.А. Щетинкина