Копия
УИД 66RS0046-01-2023-001022-41
Дело № 2–111/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Тагил 01 февраля 2024 года
Пригородный районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Завьяловой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя истца ФИО15,
третьего лица ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному образованию Горноуральский городской округ о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 с учетом уточнения исковых требований, обратилась в суд с иском к МО «Горноуральский городской округ» о признании права собственности в порядке приобретательной давности на недвижимое имущество - земельный участок площадью 199 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что истец с 1997 года добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется спорным земельным участком. Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, имеющим аналогичный со спорным земельным участком адрес. Спорный земельный участок принадлежал на праве бессрочного пользования землей ФИО5 и ФИО9, которые умерли. Полагая, что длительное пользование спорным недвижимым имуществом, является основанием признания права собственности на спорное недвижимое имущество, истец заявила настоящие исковые требования.
Определением суда от 17.01.2024, занесенным в протокол судебного заседания, принято к производству суда уточненное исковое заявление истца.
Истец ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, на основании доверенности предоставила право представления ее интересов в суде ФИО15
Представитель истец ФИО15 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила, что супруг истицы в 1997 году приобрел земельный участок с кадастровым номером 66:19:2701006:8, полагая, что это весь земельный участок, включая спорный земельный участок, который, как оказалось впоследствии, был оформлен отдельным земельным участком, ничем не отделявшимся от приобретенного ими, огороженным единым забором. С момента приобретения земельного участка семья истца пользовалась всей его площадью, открыто, добросовестно и непрерывно – осуществляли посадки, несли расходы по оплате коммунальных и налоговых платежей, считая приобретенный и спорный участок единым целым.
Представитель ответчика муниципального образования Горноуральский городской округ в лице его администрации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не подавал.
Третье лицо ФИО13 в судебном заседании поддержал исковые требования истца, суду пояснил, что истец его мать. По рассматриваемому спору пояснил, что его отцом в 1997 году приобретен земельный участок, которым они всей семьей пользовались, впоследствии узнали, что спорный земельный участок имеет самостоятельный кадастровый номер, но фактической границы не было, забором огорожены в единый земельный участок два участка, в том числе спорный. Никто к его семье не предъявлял претензий по поводу владения и пользования спорным земельным участком. Он не претендует на спорный земельный участок, после смерти отца он и брат отказались от принятия наследство, наследство принимала его мать. Голицины умерли, когда он – ФИО13 был еще маленьким.
Третьи лица ФИО12, ФИО13, ФИО14, а также представитель третьего лица Нижнетагильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В материалах дела имеются сведения о том, что все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем заблаговременного размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном интернет-сайте и в помещении Пригородного районного суда Свердловской области в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Поскольку не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причины неявки, а участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, третье лицо ФИО13, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, собранные по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 названного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
На основании п.9 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 30.01.1998), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со свидетельством на право постоянного бессрочного пользования землей ФИО6 и ФИО7 в пользование передан земельный участок площадью 199 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 19). В собственность ФИО6 и ФИО7 на основании свидетельства на право собственности на землю передан земельный участок площадью 1900 кв.м., расположенный по тому же адресу (л.д. 18).
Решением Пригородного районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО2 к МО «Горноуральский городской округ» о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону. Включено в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО8 недвижимое имущества в виде земельного участка с кадастровым номером 66:19:2701006:8 площадью 1900 кв.м. и жилого дома с кадастровым номером 66:19:2701006:136, расположенные по адресу: <адрес>. За ФИО2 признано право собственности на указанное имущество. (копия на л.д.14-17)
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка, площадью 199 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> следует, что сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. (л.д. 31)
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, действующий за себя и ФИО5, продал ФИО8 недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из жилого дома и земельного участка площадью 1 900 кв.м. Отчуждаемое имущество принадлежало продавцам на основании свидетельства о праве собственности на землю, согласно приложения к которому следует, что в собственности ФИО6 и ФИО7 находился земельный участок площадью 1 900 кв.м., а в пользовании земельный участок площадью 199 кв.м.
Истцом представлены квитанции об уплате платежей по налогу в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> 2000 года.
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, содержащего чертежи и схемы спорного земельного участка, следует, что фактически граница между спорным земельным участком и земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим истцу на праве собственности отсутствовала.
Таким образом, спорное недвижимое имущество не находится в зарегистрированной государственной или муниципальной собственности, земельный участок сформирован и может быть идентифицирован и не относится к земельным участкам, ограниченным в обороте или изъятым из оборота.
При разрешения настоящего спора суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» о том, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении: давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности: владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Доводы ФИО2 о том, что она с 1997 года совместно с супругом до смерти последнего открыто и непрерывно владеет и пользуется спорным недвижимым имуществом как своим собственным, подтверждаются материалами дела и свидетельскими показаниями.
Свидетель ФИО10 суду показала, что истец является ее бабушкой, до достижения ею совершеннолетия была ее опекуном. Участком по <адрес> пользовались ее бабушка и дедушка, участок единый. До 2020 года она - свидетель - проживала с бабушкой в доме по указанному адресу, никто не предъявлял претензий ее бабушке по поводу пользования земельным участком.
Исходя из вышеприведенных положений ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации и представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что с 11 февраля 1997 года истец открыто владеет и пользуется спорным недвижимым имуществом как своим собственным, то есть в течение более 20 лет. До 2018 года совместно с супругом, после его смерти, приняв наследство единолично, продолжает пользование спорным земельным участком. Какое-либо иное лицо в течение указанного времени не предъявляло своих прав в отношении спорной недвижимости и не проявляло к ней интереса, не оспорило законность владения данной недвижимостью истцом. Возможные наследники ФИО6 и ФИО7 о своих правах на спорное недвижимое имущество не заявили в порядке наследования ни по закону, ни по завещанию. Также и муниципальное образование, которое в силу своих полномочий должно и могло знать о выморочном имуществе, в течение более 20 лет какого-либо интереса к имуществу не проявляло, о своих правах не заявляло, исков об истребовании имущества не предъявляло.
Исходя из изложенного, с учетом принципа правовой определенности прав на недвижимое имущество, суд приходит к выводу, что установленные обстоятельства служат основанием для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права собственности на спорное недвижимое имущество за истцом в силу приобретательной давности.
В силу ст.59 Земельного кодекса Российской Федерации судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к муниципальному образованию Горноуральский городской округ о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, СНИЛС № в силу приобретательной давности право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 199 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 199 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено 07.02.2024.
Судья: п/п Копия верна. Судья: Ю.С. Завьялова