Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1920/2024 ~ М-1004/2024 от 14.02.2024

Материал № М-1004/2024

Гражданское дело

УИД 05RS0-08

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                          ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Газаралиева Ф.Э.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности ФИО4,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление по жилищным вопросам» <адрес> по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан о признании факта отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,

руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 264 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации серии 82 11 ) к администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219) удовлетворить.

Признать факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в <адрес> Республики Дагестан.

Обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в черте границ <адрес> Республики Дагестан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Составление мотивированного решения отложить на срок не более пяти дней.

Председательствующий                                                                                      Ф.Э. Газаралиев

Материал № М-1004/2024

Гражданское дело

УИД 05RS0-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                                          ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе

председательствующего судьи Газаралиева Ф.Э.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности ФИО4,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление по жилищным вопросам» <адрес> по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан о признании факта отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан, в котором просит:

признать факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте;

обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в <адрес>;

обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан предоставить ей в черте границ <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди.

Исковые требования мотивированы тем, что она является сиротой, выпускницей ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», является инвалидом I группы с детства, длительное время находилась на социальном обслуживании этого учреждения.

В ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота» эвакуирована ДД.ММ.ГГГГ из детского <адрес>, и находилась там до ДД.ММ.ГГГГ

За период пребывания ее в ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота» ее никто не навещал и не интересовался ею, что подтверждается актом ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота» от ДД.ММ.ГГГГ

Причиной того, что ее своевременно не поставили на учет является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите её прав в тот период, когда она была несовершеннолетней ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», выразившееся в непринятии мер по постановке ее на учет для получения жилья в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации своих прав и законных интересов она вынуждена установить данный факт в судебном порядке, так как во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта признания оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, ей не представляется возможным.

ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота» в свое время не провело мероприятий по установлению факта отсутствия родительского попечения.В связи с этим на сегодняшний день она обращается с настоящим заявлением в суд, для того чтобы в дальнейшем на основании решения суда, встать на учет в администрации <адрес> в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Она, будучи воспитанницей дома-интерната не получила никакого образования и в собственности у нее на сегодняшний день нет жилья, что подтверждается соответствующими справками.

В соответствии с письмом Управления по жилищным вопросам администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан ей отказано в приеме в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с тем, что использовать свое право, как сирота для постановки в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она могла до исполнения ей 23 лет, а ей на момент обращения исполнилось 29 лет, в связи с чем и обусловлено ее обращение в суд для защиты своих прав и законных интересов.

В судебном заседание истец ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчик администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление по жилищным вопросам» <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив и исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 7, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Положения абз. абз. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ закрепляют для целей данного закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В соответствии с указанной нормой, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено и следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», что подопечная данного дома-интерната ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, эвакуирована из дома ребенка <адрес> во время военных действий ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота». За период нахождения в ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота» воспитанницу никто не навещал, не интересовался ею (л. д. 11).

Согласно справке серии МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность I группы с детства бессрочно (л. д. 9).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ -и, выданной ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», следует, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась воспитанницей данного дома-интерната с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении (л. д. 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

Данные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно п. 2 Правил, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

В соответствии с п. 3 Правил, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Подпунктом «г» п. 4 Правил установлено, что заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в п. 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно п. 13 Правил в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Согласно материалам дела, с заявлением о постановке в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, т. е. в 28 лет.

В соответствии с письмом Управления по жилищным вопросам администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ .01-1215/19 истцу ФИО1 отказано в приеме в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с тем, что использовать свое право, как сирота для постановки в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она могла до исполнения 23 лет, а ей на момент обращения исполнилось 29 лет (л. д. 12).

Рассматривая вопрос о том, обладает ли истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, но обратившийся с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, после достижения возраста 23 лет, правом на обеспечение жильем, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от               ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В соответствии с п. п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ) задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), поставлено в зависимость от обеспеченности указанных лиц жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обзор), предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Однако, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается правительством субъекта.

Информация о включении в список или об исключении из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы с детства, сиротой, воспитанницей ГБУ РД «Дом-интернат для умственно-отсталых детей «Забота» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, куда была эвакуирована из дома ребенка <адрес> во время военных действий ДД.ММ.ГГГГ, находилась на полном государственном обеспечении. За период нахождения в детском доме ее никто не навещал, не интересовался ею.

Как утверждает истец в своем исковом заявлении, в период нахождения в детском доме она не получила высшего образования, у нее нет зарегистрированного жилья.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются и доказательств обратного суду не известно.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, необходимо расценить как обстоятельства, по которым истец не смог своевременно реализовать право на получение жилого помещения.

При этом достижение истцом 23-летнего возраста само по себе основанием для отказа ответчиком в удовлетворении ее заявления являться не может.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы с детства, сиротой, выпускницей ГБУ РД «Дом-интернат для умственно отсталых детей «Забота», что предполагает особую заботу об истце и дополнительные расходы.

Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что срок обращения с заявлением на постановку учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен незначительно. На момент достижения возраста 23 лет, истец являлась инвалидомI группы с детства, не имела высшего образования, что накладывает ограничения, которые при обычном состоянии отсутствуют.

С учетом приведенных обстоятельств, истец до достижения восемнадцатилетнего возраста приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В ч. 2 ст. 264 ГПК РФ приведен перечень случаев, где суд вправе установить юридические факты.

В п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ также сказано, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих значение фактов.

Поскольку, установление факта отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ребенка порождает юридические последствия, то суд вправе рассмотреть такие дела.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым установить факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте над истцом ФИО1,              ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и другими нормативными актами, истцу необходимо установить статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Другим способом подтвердить этот статус истец не может, так как отсутствует оговоренная Законом или положением процедура установления данного факта во внесудебном порядке.

Действующим законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления подобного факта, так как на сегодняшний день истец является совершеннолетним гражданином.

Кроме того, суд полагает необходимым обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются по месту жительства указанных лиц.

Вышеуказанный Обзор предусматривает, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из искового заявления и материалов дела усматривается, что истец проживает и зарегистрирована на территории <адрес> Дагестан. Следовательно, законные основания для принятия истца на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории <адрес> Дагестан имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления об обязании администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Дагестан по месту жительства вг. Махачкале Республики Дагестан, а также предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 264 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 (паспорт гражданина Российской Федерации серии 82 11 ) к администрации ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219) удовлетворить.

Признать факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в <адрес> Республики Дагестан.

Обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» Республики Дагестан предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в черте границ <адрес> Республики Дагестан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма вне очереди.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                      Ф.Э. Газаралиев

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1920/2024 ~ М-1004/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мухина Ирина Владимировна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
МКУ "Управление по жилищным вопросам" г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Газаралиев Фазил Эзералиевич
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2024Подготовка дела (собеседование)
04.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее