УИД:23RS0035-01-2024-000457-15
к делу № 2-425/2024
Решение
Именем Российской Федерации
ст. Новопокровская Новопокровского района 12.07.2024 года
Краснодарского края
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Некрут К.А., при секретаре судебного заседания Зуенковой Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к Мрудз И.А. о возложении обязанности в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу разработать и направить в министерство природных ресурсов Краснодарского края для получения соответствующего заключения проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Мрудз И.А., просит возложить на ответчика обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу разработать и направить в министерство природных ресурсов Краснодарского края для получения соответствующего заключения проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды № от 03.08.2012 года, заключенному между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО «Управление», последнее является арендатором лесногоучастка, площадью 0,05 га, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с п. 3.4.3 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Договором от 08.04.2016 года права и обязанности по вышеуказанному договору аренды лесного участка переданы Мрудз И.А. Проведенной прокурором проверкой установлено, что ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства, а именно не разработан и не согласован в установленном законом порядке проект освоения лесов используемого лесного участка, что подтверждается информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 27.03.2024 года №
Несоблюдения требований лесногозаконодательства приводит к нерациональному использованию особо охраняемой природной территории, противоречит принципам ее охраны и создает предпосылки к нарушению прав каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Старший помощник Новопокровского района Краснодарского края Халидов Р.Ю., действующий по поручению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик Мрудз И.А., будучи извещена в установленном законом порядке по адресу местонахождения, в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства природных ресурсов Краснодарского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в суд не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, полагал требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обязанность по разработке проекта ответчиком до настоящего время не выполнена.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО «Управление» № от 03.08.2012 года, заключенному между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ООО «Управление», последний является арендатором лесногоучастка, площадью 0,05 га, расположенного по адресу: <адрес>, - сроком до 30.12.2060 года.
Пунктом 3.4.1 вышеуказанного договора аренды лесного участка определено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами а аренды, а ели такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
На основании соглашения от 08.04.2016 года, заключенного между ООО «Управление» и Мрудз И.А., последней были переданы права и обязанности по договору аренды № от 03.08.2012 года.
В соответствии с положениями статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесногозаконодательства, в ходе которой установлено, что при эксплуатации лесногоучастка Мрудз И.А. нарушаются требования природоохранного законодательства, а именно не разработан и не согласован проект освоения лесов используемого лесногоучастка, что подтверждается информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 27.03.2024 года №.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе, по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также мероприятия по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69, зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2012 г. за № 24075, утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, согласно которому проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
В силу положений статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Несоблюдение ответчиком требований лесного законодательства приводит к нерациональному использованию особо охраняемой природной территории, противоречит принципам ее охраны и создает предпосылки к нарушению права каждого на благоприятную окружающую среду.
Приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 № 1081 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» срок действия лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества установлен до 2019 года.
Для осуществления рекреационной деятельности проект освоения лесов разрабатывается на срок, не превышающий срока действия лесохозяйственного регламента.
Приказом министерства от 01.02.2018 года № 181 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» утвержден новый лесохозяйственный регламент Геленджикского лесничества со сроком действия до 2029 года.
Арендатором ранее разработан проект освоения лесов, утвержденный приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края, срок действия которого установлен на срок действия лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества (до 31.12.2018 года).
Таким образом, срок действия данного проекта освоения лесов истек 31.12.2018 года в связи с окончанием срока действия лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества.
В нарушение условий договора ответчик Мрудз И.А. не представила новый проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, и требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
В данном случае ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, а доказательств иного суду не предоставлено, поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края государственная пошлина, в сумме, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
решил:
Иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора кМрудз И.А. о возложении обязанности в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу разработать и направить в министерство природных ресурсов Краснодарского края для получения соответствующего заключения проект освоения лесов - удовлетворить.
Обязать Мрудз И.А. в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу разработать и направить в министерство природных ресурсов Краснодарского края для получения соответствующего заключения проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Мрудз И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2024 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение принято в совещательной комнате.
Судья Новопокровского районного суда
Краснодарского края К.А. Некрут