№ 2-781/2021
УИД 56RS0028-01-2021-001030-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» декабря 2021 года п. Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Е.И. Расчупко,
при секретаре Дударь О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Переволоцкого района Филипповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования,
установил:
истец прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в собственности муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района имеются автомобильные дороги. Ответчик является уполномоченным лицом, на которое возложены полномочия по содержанию принадлежащего ему имущества, соответственно по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования. В целях выполнения возложенных полномочий администрацией муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района в ДД.ММ.ГГГГ проводилась оценка технического состояния автомобильных дорог. В нарушение п. 4 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 года № 288 повторное обследование, которое проводится ежегодно, в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. не производилось. Таким образом, проведенное обследование технического состояния автомобильных дорог не соответствует требованиям Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». Отсутствие достоверных сведений о техническом состоянии автодорог создает опасность дорожно-транспортных происшествий, угрозу безопасности дорожного движения, не позволяет принять меры по надлежащему ремонту и содержанию дорог на территории населенных пунктов. Просит обязать администрацию муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
Представитель ответчика администрации муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Переволоцкого района Филиппова Г.В. иск поддержала, просила удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей указанного закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Пунктом 5 ч. 1 и ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 6. ст. 6 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 № 685/125-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» к компетенции органов местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее - Приказ Минтранса России от 07.08.2020 N 288) утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
На основании п. 3 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Согласно п. 4 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
На основании п. 5 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 в процессе обследования автомобильных дорог определяются:
1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги).
2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги).
3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока).
Согласно п. 6 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 N 288 по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Согласно акту проверки и представленной прокурору информации комиссией администрации муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района в ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование технического состояния дорог местного значения.
В нарушение п. 4 Приказа Минтранса России от 07.08.2020 № 288 повторное обследование, которое проводится ежегодно, в 2020-2021 гг. не производилось.
Суд приходит к выводу, что проведенное ответчиком обследование технического состояния автомобильных дорог не соответствует Порядку проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденному Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
Отсутствие оценки технического состояния автомобильных дорог нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает опасность дорожно-транспортных происшествий, угрозу безопасности дорожного движения, не позволяет принять меры по надлежащему ремонту и содержанию дорог на территории населенных пунктов.
В связи с изложенным суд находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем проведения оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования Донецкий сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденным Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.И. Расчупко
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021
Судья Е.И. Расчупко