№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием представителя истца Смоловой Т.В. – адвоката Егоровой В.В., по ордеру,
представителя органа опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района РК – Кабышевой А.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смоловой Т.В. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Смолова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в обоснование которого указала, что решением Пудожского районного народного суда от 17.08.1992 ее мать С. была лишена родительских прав в отношении всех несовершеннолетних детей, включая истца, которая была помещена в Пудожский детский дом, где содержалась на полном государственном обеспечении до 2003. В последующем с 2003 по 30.06.2006 проходила обучение в ГОУ Профессиональное училище №7, где также содержалась на полном государственном обеспечении и была зарегистрирована в общежитии училища. Постановлением Пудожской сельской администрации от 30.09.1992 № за истцом, а также ее братьями и сестрой была закреплена двухкомнатная квартира в <адрес>. Затем постановлением Пудожской сельской администрации от 27.12.2000 № за несовершеннолетними, включая истца, было закреплено жилое помещение в жилом <адрес>, которое уничтожено при пожаре 18.08.2004. При окончании училища истец подавала письменное заявление от 15.05.2006 в администрацию Красноборского сельского поселения о постановке на учет для получения жилой площади вне очереди, как лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ей устно было разъяснено, что будет поставлена на учет для получения жилого помещения без очереди. В связи с этим полагала, что поскольку заявление принято, и не поступило отказа в постановке на учет для получения жилой площади вне очереди, то она была поставлена на соответствующий учет. О необходимости предоставлять дополнительные документы, ее в известность никто не ставил. В соответствии с актом о сохранности жилого помещения, подписанного ведущим специалистом отдела опеки, попечительства и социальной политики Пудожской районной администрации местного самоуправления О., она поставлена на учет Пудожской сельской администрацией на получение жилой площади вне очереди по месту жительства. По окончанию училища она была снята с регистрационного учета в общежитии, некоторое время проживала без регистрации, впоследствии с 16.10.2014 была зарегистрирована в <адрес>, где проживает ее мать, лишенная родительских прав, отношений с ней не поддерживает. Истец не имеет жилого помещения в собственности, ей не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма. Проживает без регистрации на жилой площади сожителя. В ответ на ее запрос о предоставлении жилья администрация Пудожского муниципального района сообщила, что с заявлением о постановке в качестве детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, истец не обращалась, факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении администрацией не устанавливался, она нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда не признавалась. С такой информацией не согласна, поскольку в 2006 подано заявление о постановке на учет, а также были представлены справки о пожаре. Иски ее родных братьев, имеющих такой же статус, о предоставлении жилого помещения были удовлетворены. Просила обязать Администрацию Пудожского муниципального района РК предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, взыскать судебные издержки.
К участию в деле были привлечены орган опеки и попечительства при администрации Пудожского муниципального района; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрацию Красноборского сельского поселения, Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В отзыве на иск ответчик - администрация Пудожского муниципального района ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, указала, что реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер. До достижения 23 лет Смолова Т.В. относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда. Факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении не устанавливался. В списке детей-сирот по Пудожскому муниципальному району истец не состояла и не состоит, также не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Уважительных причин, препятствующих истцу своевременно обратиться в орган местного самоуправления для реализации права на предоставление жилья, не представлено. Ответчик просил в иске отказать.
Истец Смолова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска.
Представитель истца Егорова В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска. Указывала, что закрепленное за истцом в период её несовершеннолетия жилье было утрачено. В жилье, которое было предоставлено в 2004 О., истец не вселялась, указанное жилье за истцом не закреплялось. Представленные в материалах дела документы свидетельствуют о постановке истца на учет для предоставления жилья. С 2006 по 2014 истец не имела регистрации, в связи с чем ее регистрация с 16.10.2014 в квартире у матери, лишенной родительских прав, являлась вынужденной. Просила удовлетворить исковое заявление.
Ответчик - администрация Пудожского муниципального района, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрация Красноборского сельского поселения, Министерство социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, ознакомившись с заключением органа опеки и попечительства, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Согласно ст.ст.7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно п.1 ч.3 ст.11 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Как установлено ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3).
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.9 ст.8 вышеназванного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как указано в ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства РФ №397 от 04.04.2019 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии со ст.4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №921-ЗРК от 28.11.2005 государственными полномочиями Республики Карелия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Пудожского районного народного суда РК от 17.08.1992 С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе дочери Т., ДД.ММ.ГГГГ, после чего дети были переданы на попечение органам опеки и попечительства.
Постановлением Пудожской сельской администрации от 30.09.1992 за Л., И., П., Смоловой Т.В., А. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением Пудожской сельской администрации от 27.12.2000 разрешен обмен указанного жилого помещения, за И., П., Смоловой Т.В., А. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно справке ОНД и ПР по Медвежьегорскому и Пудожскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по РК 18.08.2004 зарегистрирован факт пожара жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Пудожской сельской администрации от 17.09.2004 семье С., состав семьи 2 человека, как пострадавшей от пожара, была выделена квартира по адресу: <адрес>.
Сведений о закреплении указанного жилого помещения за несовершеннолетними детьми не имеется.
Согласно акта сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, от 13.05.2005, подготовленного ведущим специалистом отдела опеки и попечительства С., истица была поставлена на учет Пудожской сельской администрацией на получение жилой площади вне очереди по месту жительства.
Администрация Красноборского сельского поселения в письме от 03.05.2006, адресованном директору ГОУ «Профессиональное училище №7», сообщила, что закрепленное за Смоловой Т.В. жилье уничтожено в результате пожара. В связи с чем предложила в произвольной форме подать заявление о постановке на учет для получения жилья во внеочередном порядке.
Истцом представлена копия письма от 15.05.2006, адресованного администрации Красноборского сельского поселения, где она указала, что относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила поставить на учет для получения жилья вне очереди. Администрации Красноборского сельского поселения в ответ на запрос суда отрицала факт получения указанного обращения.
Письмом от 20.10.2022 администрация Пудожского муниципального района сообщила Смоловой Т.В. об отсутствии оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указав, что факт невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении не устанавливался, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она не включена.
Допрошенная в качестве свидетеля О. в судебном заседании пояснила, что в 2005 работала в качестве специалиста по опеке и попечительству при администрации Пудожского района, подтвердила оформление ею акта сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним. Сообщила, что в указанный период времени постановкой на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включая детей сирот, осуществляли сельская и городская администрации. Информацию, указанную ею в акте о постановке истца на учет на получение жилой площади, могла получить от сельской администрации.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.
Сведения о заключении со Смоловой Т.В. договора социального найма отсутствуют, с 16.10.2014 она зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем иному лицу (Н.).
Таким образом, материалами дела нашло подтверждение, что Смолова Т.В. осталась без попечения родителей в малолетнем возрасте, после передачи ее на попечение органов опеки и попечительства и уничтожения в результате пожара закрепленного за ней жилого помещения, органами местного самоуправления - Пудожской сельской администрацией истец была поставлена на учет на получение жилой площади вне очереди по месту жительства.
После прекращения деятельности Пудожской сельской администрации и перехода ее полномочий к администрациям сельских поселений, в частности, администрации Красноборского сельского поселения, сведения о постановке Смоловой Т.В. на соответствующий учет для получения жилья органами местного самоуправления и опеки и попечительства были утрачены.
В силу ст.7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на наличие соответствующей информации в органах опеки и попечительства в период нахождения истца на полном государственном обеспечении в государственных социальных учреждениях, Смолова Т.В. не включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, мер к защите ее жилищных прав и законных интересов не предпринималось.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истцом до настоящего времени не реализованы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Смоловой Т.В. (паспорт гражданина <данные изъяты>) благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района в пользу Смоловой Т.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2023.
Судья Точинов С.В.