Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 9 августа 2023года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего- Шеди А.В.,
при помощнике судьи Накостоевой А.Б.,
с участиемпредставителя ОСФР по <адрес>Мархиева Р.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №Е-06-03/8672
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мержуевой М. Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решение, возложении обязанности по возобновлению выплаты пенсии в прежнем размере,
установил:
Мержуева М.Ю.обратилась в суд свышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты ей пенсии; обязать ответчика возобновить выплату пенсии с даты ее прекращения; обязать ответчика засчитать ей период работы в СОШ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя и учителя начальных классов; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований истец указала, чторешением Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ей назначена страховая пенсия по старости, которую она получала вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик направил в ее адрес уведомление о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. С указанным решением Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> она не согласна.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседаниипредставитель ОСФР по <адрес> Мархиев Р.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Представил в суд письменные возражения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ Отделение пенсионного фонда России по <адрес> реорганизовано путем присоединения к нему Фонда социального страхования Республики Ингушетия и с ДД.ММ.ГГГГ является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №р полномочия по назначению и выплате пенсий, пособий, иных социальных выплат и мер социальной поддержки, корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала переданы Отделению СФР по <адрес>.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающейправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсияпо старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от ДД.ММ.ГГГГ N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" за гражданами, достигшими до ДД.ММ.ГГГГ возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право наполучение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим четырех и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением территориальным органом Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Мержуевой М.Ю. прекращена досрочная страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для прекращения пенсии стало, неправомерное установление и выплата досрочной страховойпенсии по старости.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пунктам 10, 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленного суду оригинала трудовой книжки серии АТ-V № (копия приобщена к материалам дела) следует, что Мержуева М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве воспитателя группы продленного дня в средней школе №<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем начальных классов и уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ принята учителем географии в СШ № <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ присвоена вторая квалификационная категория по должности «Учитель», приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория по должности «Учитель», приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке выданной СШ № <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мержуева М.Ю. находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Из заключения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был засчитан в трудовой стаж истца для назначения страховой пенсии.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности со сведениями, имеющимися в трудовой книжке истца, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу, что представленные доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем группы продленного дня и учителем начальных классов в средней школе №<адрес>.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанных периодов работы Мержуевой М.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного ответчиком права истца на получение пенсии в определенном законом размере, учитывая при этом, что все данные, позволяющие включить в страховой стаж истца оспариваемые периоды работы, имелись у ответчика на день принятия решения об установлении истцу пенсии, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и возложить на ответчика обязанность по возобновлению пенсии с даты прекращения пенсии.
Относительно требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд отмечает следующее.
Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
На основании приведенных норм права, суд не усматривает наличие оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с отсутствием совокупности обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает возможность компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение выплаты истцу пенсии, с учетом ее возраста, фактически лишило ее средств к существованию.
В связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для истца, а доказательств обратного ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Мержуевой М. Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решение, возложении обязанности по возобновлению выплаты пенсии в прежнем размере удовлетворить частично.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты пенсииМержуевойМадинеЮнусовне незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитатьв страховой стаж для назначения пенсии МержуевойМадинеЮнусовне период работы в СОШ № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя и учителя начальных классов.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновитьМержуевойМадинеЮнусовневыплату пенсии с даты ее прекращения.
В остальной части иска отказать.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ