УИД 11RS0002-01-2022-004049-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута, Республика Коми 13 января 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,
с участием истца – Беловолова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-247/2023 по иску Беловолова Дмитрия Алексеевича к Некоммерческому православному благотворительному фонду «Святителя Николая» о ликвидации благотворительного фонда,
установил:
Истец обратился в суд с требованиями о ликвидации благотворительного фонда, внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, обосновав их отсутствием имущества фонда и достижением целей его создания.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснив, что Фонд не осуществлял деятельность с момента его образования. Ни финансов, ни имущества не имел и не имеет. Совместное решение о ликвидации не принято учредителями, поскольку один из них не проживает в г.Воркуте, никакого участия в деятельности фонда учредители не принимают, не контролируют ее, уклоняются о принятия каких-либо решений.
Третьи лица Пихконен Р.Л., Домрачева (Павлова) М.А. в судебном заседании участия не принимали, заявили о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддержали.
Третьи лица - Министерство юстиции Республики Коми, ИФНС России по г.Воркуте заявили о рассмотрении дела без участия представителей.
Ответчик НПБФ «Святителя Николая» извещен по месту нахождения юридического лица, от получения судебного извещения уклонился, что позволяет считать его извещенным о судебном разбирательстве. В соответствии со 165.1 ГК РФ, ст.117, 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон о некоммерческих организациях), некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Также, в соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судом может быть удовлетворено требования о ликвидации, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.
Равным образом удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.
Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно.
Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, 07.10.2014 Фонд был зарегистрирован в качестве некоммерческой организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации, запись о некоммерческой организации - НПБФ «Святителя Николая» внесена в ЕГРЮЛ 17.10.2014.
Беловолов Д.А., Пихконен Р.Л., Домрачева (Павлова) М.А. являются учредителями Фонда. Данное обстоятельство подтверждается документами Фонда и не оспаривается лицами, привлеченными к участию в деле.
Таким образом, Беловолов Д.А. является заинтересованным лицом, полномочным на обращение в суд с заявлением о ликвидации Фонда.
Согласно данным Бухгалтерской (финансовой) отчетности имущество, работники, иные затраты у Фонда отсутствуют. На дату рассмотрения Фондом представлена отчетность за 9 месяцев 2022 по данным ИФНС по г.Воркуте. Отчетность СЗВ-Стаж в ОПФР по Республике Коми за 2022 и СЗВ-М не предоставлялась.
Как следует из пояснений истца, не опровергаемых иными лицами, участвующими в деле, какого-либо участия в деятельности фонда, решений, в том числе, прямо предусмотренных Уставом, учредители не принимают. Из имеющейся отчетности следует, что деятельность Фонд длительное время не ведет. Изложенное в совокупности свидетельствует о невозможности осуществления юридическим лицом деятельности и осуществления целей для которых юридическое лицо создавалось, что является основанием для ликвидации юридического лица.
Законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становиться возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
Статья 61 ГК РФ (ч.5) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.
В силу ч.2,6 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61 - 63 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и предполагает соблюдение установленных законом этапов ее прохождения, в том числе необходимость уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора или формировании ликвидационной комиссии, уведомления регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса и ее завершения посредством утверждение и представление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.
Согласно ч.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Законом закреплена необходимость проведения процедуры ликвидации юридического лица, направленная, в том числе, на защиту кредиторов ликвидируемого юридического лица, после завершения которой становиться возможным внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица.
Требования истца о внесении изменений в ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требования п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и могут нарушить права кредиторов Фонда.
Статья 61 ГК РФ (ч.5) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.
В силу ч.2,6 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61 - 63 ГК РФ, ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и предполагает соблюдение установленных законом этапов ее прохождения, в том числе необходимость уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора или формировании ликвидационной комиссии, уведомления регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса и ее завершения посредством утверждение и представление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.
Суд не наделен обязанностью назначать ликвидационную комиссию и устанавливать порядок и процедуру ликвидации, поскольку на судебные органы не распространяются положения ст. 62 ГК РФ о том, что учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации, в случае, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями либо органом, уполномоченным на то учредительными документами.
Пунктом 3 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и срока ликвидации не являются обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и срок ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнять учредители (участник) некоммерческой организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░ 1141100000920), ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 17.01.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░