Дело № 2-2371/2024
УИД 59RS0007-01-2023-009455-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя истца Потаниной А.Н.,
представителя ответчика Богданович В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Норматов К. к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Норматов К. обратился в суд с иском к ответчику ОСФР по Пермскому краю о возложении обязанности назначить и выплатить пенсию. В обосновании требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страховой стажа и величины ИПК. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вновь было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого страховой стажа и величины ИПК. Считает отказ ответчика в назначении ему пенсии незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение, поскольку ответчиком необоснованно не принята его трудовая книжка и архивная справка.
В связи с этим, с учетом уточнения требований истец просит обязать ответчика назначить и выплатить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (редакция, действующая с 01.01.2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии устанавливается согласно Приложению 3 Федерального закона № 400-ФЗ.
При этом согласно ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимая продолжительность страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются иные периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1 статьи 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ в случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося установлением страховой пенсии.
В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Норматов К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 36-37).
Ответчиком сделан запрос о трудовой деятельности в <адрес>, запрошено выплатное дело в <адрес>, которое ответчику не поступило, при этом поступила архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, которая не принята к рассмотрению пенсионным органом, поскольку выслана частным лицом – ФИО4 (л.д. 38, 39).
Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа <данные изъяты>) и требуемой величины ИПК <данные изъяты> (л.д. 7, 35).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ, представив трудовую книжку (л.д. 31-32, 34).
Ответчиком сделан запрос о трудовой деятельности в <адрес>, повторно запрошено выплатное дело в <адрес> (л.д. 27-30).
Межведомственным архивом по личному составу <адрес> Республики Таджикистан в адрес пенсионного органа направлена архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26).
Управлением Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики <адрес> направлено пенсионное дело истца, которое поступило в ГУ – ОПФР по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа (<данные изъяты>) и требуемой величины ИПК <данные изъяты> (л.д. 8, 24).
Не согласившись с решением об отказе в назначении страховой пенсии, истец обратился в суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (<адрес>, Российская Федерация, <адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Российская Федерация и <адрес> являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).
В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств», вступившим в силу для Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, Экономический суд осуществляет толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В решении № Экономического Суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ о толковании применения положений статьи 7 Соглашения указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.
Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.
Анализируя содержание части 1 статьи 7 Соглашения Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
Анализ пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.
С учетом изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина «пенсия того же вида», полагает, что пенсия может быть отнесена к «пенсии того же вида», если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
При этом Экономический Суд Содружества Независимых Государств отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.
Учитывая изложенное, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве - участнике Соглашения, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Таджикистан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.
Так как такого полного совпадения условий назначения пенсии судом не установлено, оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила №), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Правил № документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил №).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт 2.13.) в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.
Согласно пункту 2.2 Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).
Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила №н).
Согласно пункту 22 Правил №н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил №н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил №н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Данное Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ денонсировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ и прекратило свое действие с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Договор, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор).
Согласно части 19 Договора, право на пенсию в соответствии с настоящим Договором возникает с даты вступления его в силу.
Поскольку истец обратился в пенсионный орган до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на истца распространяются нормы Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что Норматов К., родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Таджикистан.
ДД.ММ.ГГГГ Норматов К. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, выданным <данные изъяты> серии №
Из трудовой книжки серии №, представленной истцом (л.д. 34), следует, что она заполнена на имя Норматов К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата заполнения трудовой книжки – ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовая книжка содержит отметку «Повторно».
Также трудовая книжка содержит следующие записи о работе:
- ДД.ММ.ГГГГ принят на работу <данные изъяты> (приказ № олт ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию согласно ст. 45 ФИО7Тад. и его заявлению (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Данная трудовая книжка серии № от ДД.ММ.ГГГГ представлена истцом при рассмотрении заявления о назначении пенсии не принята ответчиком для назначения страховой пенсии по старости, поскольку заполнена с нарушениями требований законодательства: дата заполнения трудовой книжки на титульном листе указана ДД.ММ.ГГГГ, при этом в трудовую книжку внесены записи о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также указано, что запись внесена одномоментно, одной рукой и одинаковыми чернилами. Кроме того, бланк трудовой книжки выпущен в обращение фабрикой Гознак в ДД.ММ.ГГГГ году для Российской Федерации.
Суд соглашается с указанными доводами ответчика, представленная истцом трудовая книжка не может быть принята к зачету спорного страхового стажа истца, так как она заполнена со значительными нарушениями: дата ее заполнения – ДД.ММ.ГГГГ, записи <данные изъяты> сделаны ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ одномоментно, одной рукой и одинаковыми чернилами, бланк трудовой книжки выпущен в обращение фабрикой Гознак в ДД.ММ.ГГГГ году для Российской Федерации.
Так как данная трудовая книжка заполнена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, она не может быть принята в качестве подтверждения стажа работы, данный стаж подлежит подтверждению иными документами, выданными уполномоченными органами, в том числе, архивными учреждениями.
В связи с этим, судом оцениваются иные документы, представленные в качестве подтверждения работы истца.
На момент вынесения ответчиком решений об отказе в назначении пенсии в его распоряжении имелись следующие документы.
Согласно справке Межведомственного архива по личному составу Матчинского района Согдийской области Республики Таджикистан № от ДД.ММ.ГГГГ, направленной по запросу пенсионного органа, в ведомостях начисления заработной платы <данные изъяты>) имеются сведения о том, что Норматов К. с ДД.ММ.ГГГГ года работал в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>. Справка содержит сведения о начислении заработной платы по месяцам с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Данная архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не принята к рассмотрению пенсионным органом, поскольку выслана почтой частным лицом – ФИО4, что подтверждается копией конверта (л.д. 39).
При этом доказательств своевременного направления ответчиком запросов в архивные учреждения Республики Таджикистан в целях проверки сведений о работе истца, отраженных в представленной им трудовой книжке, при подаче истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлено.
Межведомственным архивом по личному составу <адрес> Республики Таджикистан по запросу пенсионного органа, направлена архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в ведомостях начисления заработной платы <данные изъяты> имеются сведения о том, что Норматов К. с ДД.ММ.ГГГГ года работал в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>. Справка содержит сведения о начислении заработной платы по месяцам с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25, 26).
Согласно справке Ассоциации производственных кооперативов им. Чинибой Эргашева № от ДД.ММ.ГГГГ, Норматов К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на работу в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и был <данные изъяты> увольнения по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, согласно решению правления колхоза № от ДД.ММ.ГГГГ. Учет трудового стажа данного работника произведен согласно действующих правил ведения бухгалтерского учета на основе действующих законов.
Также по запросу пенсионного органа Управлением агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики <адрес>, представлено пенсионное дело Нормактова К., согласно которому Норматов К являлся получателем пенсии по старости в <адрес>. Пенсия выплачена по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 33).
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что истец работал в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ
Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (с даты возникновения права), так как пенсия на территории Республики Таджикистан выплачивалась по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
Ответчиком в решениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа (<данные изъяты>) и требуемой величины ИПК <данные изъяты> исчисление ответчиком которых суд признает верными.
На запрос суда представителями истца и ответчика произведен расчет стажа и ИПК истца с учетом включенных судом периодов и заработной платы по указанным выше архивным справкам, согласно данным расчетам страховой стаж Норматова К. составил более <данные изъяты>, размер ИПК - более <данные изъяты> по двум приведенным вариантам расчета.
Указанная продолжительность исчисленного ответчиком страхового стажа и размера ИПК истцом и его представителем не оспаривалась.
В связи с изложенным, так как продолжительность страхового стажа и размера ИПК истца является достаточной для назначения пенсии по любому из варинтов расчета стажа и ИПК, имеются основания для назначения страховой пенсии по старости.
При этом, суд приходит к выводу, что в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы по справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Межведоственным архивом <адрес> Республики Таджикистан, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на дату вступления в силу Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ), общая продолжительность которых составляет <данные изъяты>
Так как все документы, необходимые для назначения пенсии истцу, или имелись в распоряжении ответчика на момент принятия им об решения отказе в назначении пенсии, или истцу должно было быть предложено ответчиком представить дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж, подлежит удовлетворению требование истца о возложении обязанности назначить пенсию истцу с учетом первоначального обращения, но с учетом даты прекращения выплаты пенсии на территории Республики Таджикистан (ДД.ММ.ГГГГ) – с ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ответчика о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ на выводы истца не влияет, так как истцом заявления о назначении пенсии поданы до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования подлежат удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 4), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Норматова Кулмамата, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить и выплатить Норматову Кулмамату страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Норматова Кулмамата понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 мая 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва