Копия 16RS0050-01-2022-011283-59
Категория: 2.150 Дело №2-4658/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2023 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Алтынбековой А.Е.,
с участием представителя истца Исмагиловой А.С.,
ответчика Трошина А.С.,
при секретаре судебного заседания Гизетдиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Трошину А.С. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде.
В обоснование иска указано, что в рамках дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.06.2021 года за № при проведении экологического мониторинга территории Советского района города Казани Республики Татарстан, совместно с главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Идрисовым Р.Р. на земельных участках с кадастровыми номерами № произведены замеры площади сброса боя строительного кирпича. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и в водоохранной зоне <адрес>. Земельные участки с кадастровыми номерами №, принадлежат на праве собственности ЗАО «Каширский двор». Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию города Казани Республики Татарстан».
По данному факту в отношении ЗАО «Каширский Двор» было вынесено постановление от 26.10.2021 года за № о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и составлен протокол № об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. 19 января 2022 года Советским районным судом было прекращено производство по протоколу № с учетом показаний Трошина А.С.
Решением Приволжского районного суда г.Казани РТ от 23 марта 2022 г. постановление № было направлено на новое рассмотрение в Центральное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
28 апреля 2022 г. представителем ЗАО «Каширский двор» по доверенности Франовым И.В. представлены копии договоров, а также пояснения, что между ЗАО «Каширский Двор» и ООО «Виаса+» заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2017 г., последний передал земельный участок в субаренду ИП Шайхетдиновой А.Т. Из объяснений Трошина А.С. следует, что последний от имени ИП Шайхетдиновой А.Т. на земельных участках с кадастровыми номерами № № осуществлял складирование отходов для дальнейшего использования под автостоянку.
Расчет размера вреда, причиненного почвам указанных земельных участков в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления произведен в соответствии с приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и составил 15 067 898,56 рублей.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Трошина А.С. в счет возмещения ущерба 15 067 898,56 рублей.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала в полном объёме.
Ответчик в судебном заседании не возражал против заявленных требований, заявив ходатайство об уменьшении размера заявленных требований.
Суд, заслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Пункт 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ №Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе возмещения вреда окружающей среде.
Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 утверждена «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.
Исчисление размера вреда осуществляется по формуле:
где:
УЩотх - размер вреда (руб.);
Mi - масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);
n - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;
Kисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тотх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, определяется согласно приложению 2 к Методике (руб./тонна);
Кмпс - показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы, определяется в соответствии с пунктом 13 Методики.
Из материалов дела усматривается, что при проведении экологического мониторинга территории Советского района города Казани Республики Татарстан в рамках дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16 июня 2021 года №, совместно с главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Идрисовым Р.Р. на земельных участках с кадастровыми номерами № произведены замеры площади сброса боя строительного кирпича. Средняя высота отсыпки составляет 1,5 метра. Земельные участки с кадастровыми номерами № имеют наложение друг на друга. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах береговой полосы, прибрежной защитной полосы и в водоохранной зоне р. Нокса
Земельные участки с кадастровыми номерами №, принадлежат на праве собственности ЗАО «Каширский двор», земельный участок с кадастровым номером №, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию города Казани Республики Татарстан», что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости.
По данному факту в отношении ЗАО «Каширский Двор» были составлены соответствующие протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 и по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением Советского районного суда города Казани от 19 января 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, (протокол от 23 сентября 2021 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №) в отношении ЗАО «Каширский двор» прекращено, принимая во внимание показания свидетеля Трошина А.С., указавшего на осуществление им в интересах ИП Шайхетдиновой А.Т. обустройства на земельном участке автомобильной стоянки путем завоза строительного мусора.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Алимова А.Р. от 26 октября 2021 года за № 675 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ (протокол от 25 июня 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №), ЗАО «Каширский двор» привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа.
Решением Приволжского районного суда г. Казани РТ от 10 января 2022 г. указанное постановление № было в части назначенного наказания изменено.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 марта 2022 года постановление № отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Центральное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Р.Б. Аллахвердеева от 28 апреля 2022 года за № производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения, также установлено, что из объяснений Трошина А.С. следует, что последний от имени ИП Шайхетдиновой А.Т. на земельных участках с кадастровыми номерами № № осуществлял складирование отходов для дальнейшего использования под автостоянку.
Согласно договору аренды имущества от 1 апреля 2017 года ЗАО «Каширский двор» передало во временное пользование ООО «Виаса+» земельные участки с кадастровыми номерами №. В соответствии с п.п. 2.4.4, 5.3 данного договора арендатор обязался использовать имущество строго по назначению, в порядке и целях, определенных в договоре, содержать имущество в исправном состоянии и в соответствии с санитарными, противопожарными и экологическими нормами; арендатор самостоятельно несет ответственность перед третьими лицами, в том числе перед государственными контролирующими органами, за несоблюдение правил, оговоренных в п.п. 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8 договора.
Согласно договору субаренды имущества от 26 октября 2020 года ООО «Виаса+» передало в субаренду ИП Шайхетдиновой А.Т. земельный участок с кадастровым номером №. В соответствии с п.п. 2.4.4, 4.5 данного договора арендатор обязался использовать имущество строго по назначению, в порядке и целях, определенных в договоре, содержать имущество в исправном состоянии и в соответствии с санитарными, противопожарными и экологическими нормами; арендатор самостоятельно несет ответственность перед третьими лицами, в том числе перед государственными контролирующими органами, за несоблюдение правил, оговоренных в п.п. 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8 договора.
26 января 2022 года Административной комиссией Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани, рассмотревшей протокол об административном правонарушении № № от 12.01.2022, в отношении Трошина А.С. было вынесено постановление № №, которым установлено, что 12 января 2022 года в 11 часов 50 минут Трошин А.С. допустил нарушение п.174.8 Правил благоустройства г. Казани, а именно по ул. Сибирский тракт, д. 34 осуществил складирование строительного и прочего материала (битый кирпич и блоки) на земельных участках №, постановлено признать Трошина А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3.6 КОАП РТ, и назначить наказание в виде штрафа.
В соответствии со статьей 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Представленный истцом расчет размера вреда проверен судом, расчет произведен верно, в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238.
На основании изложенного, с Трошина А.С. в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в счет возмещения ущерба подлежит взысканию 15 067 898 рублей 56 копеек.
При данных обстоятельствах, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для снижения заявленного размера исковых требований у суда не имеется, ответчиком указанное ходатайство не обоснованно.
Истец при обращении в суд от уплаты госпошлины в силу закона освобожден. В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, на основании чего с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Трошину А.С. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать с Трошина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № № от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, сумму в размере 15 067 898 (пятнадцать миллионов шестьдесят семь тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей 56 копеек.
Взыскать с Трошина А.С. государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 60000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани.
Судья. Копия верна: подпись
Судья Приволжского
районного суда города Казани А.Е. Алтынбекова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2023 года