Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Наконечного С. И.,
с участием истца ФИО4, представителя ответчика ФИО6,
при секретаре Черепнёве В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование требований истец указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (в/часть 19973 Дальневосточного военного округа), уволен с военной службы в запас в 2006 году, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга в календарном исчислении на момент исключения из списков части составила в календарном исчислении: 14 лет 09 мес. 27 дн., а в льготном исчислении: 21 год 02 мес. 23 дня. Он и члены его семьи (супруга - ФИО1, два сына - ФИО2. 1996 г.р., ФИО5, 2009 г.р.) проживают в служебном жилом помещении, находящемся в закрытом военном городке, расположенном по адресу: <адрес>, ДОС 54, <адрес>, предоставленном ему в период военной службы по ордеру от ДАТА №, выданному Князе-Волконской КЭЧ. В указанном жилье, находящемся согласно распоряжению Правительства РФ от ДАТА №-р в закрытом военном городке, он и члены его семьи проживают до настоящего времени, иных жилых помещений не имеют. В период прохождения военной службы, в связи с проживанием на территории закрытого военного городка, предстоящим увольнением в связи с организационно-штатными мероприятиями, наличием выслуги в календарном исчислении более 10 лет, а также избранием постоянного места жительства после увольнения с военной службы в г. Хабаровск, решением жилищной комиссии в/части 19973 от ДАТА, он был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства в г. Хабаровске, составом семьи 3 человека (он, супруга и старший сын) и состоял на жилищном учете в Князе-Волконской КЭЧ. В связи с передачей учетных дел ответчику после реорганизации Князе-Волконской КЭЧ, а также не найдя сведений о себе в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, он обратился по вопросу жилищного обеспечения в ФГКУ «Востокрегионжилье», которое было реорганизовано путем присоединения к ответчику и с ДАТА создан филиал «Восточный». Письмом ответчика от ДАТА № ему разъяснено, что жилыми помещениями от Минобороны России обеспечиваются военнослужащие, своевременно заявившие свое право на жилье до момента увольнения из списков личного состава. По архивным сведениям КЭЧ, переданным ответчику, он на жилищном учете не состоит. Для рассмотрения вопроса о постановке на жилищный учет, ответчиком запрошены документы из военного комиссариата, по результатам рассмотрения, которых будет принято окончательное решение. Письмом ответчика от ДАТА № ему сообщено, что по результатам рассмотрения информации, поступившей из военного комиссариата, установлено, что в его личном деле отсутствует карточка компьютерного учета, подтверждающая, что он установленным порядком признан нуждающимся в предоставлении жилья, в связи с чем основания для обеспечения его жильем от военного ведомства отсутствуют. Считает решение незаконным и необоснованным, так как своевременно, в период прохождения военной службы, а также в порядке, определенном действующим на тот момент законодательством, был признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения постоянному месту жительства. Доводы ответчика об обратном, опровергаются протоколом заседания жилищной комиссии от ДАТА №, листом беседы от ДАТА, рапортом от ДАТА, оформленными при увольнении и имеющимися в его личном деле военнослужащего. По мнению истца, ссылки ответчика в обоснование отказа на отсутствие в его личном деле карточки компьютерного учета, не имеют в данном случае решающего значения, поскольку ведение учета и соблюдение установленного порядка оформления всех необходимых документов были возложены на должностных лиц жилищных комиссий воинских частей и довольствующих КЭЧ районов. В силу приказа МО РФ от ДАТА № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жили, условий в избранном постоянном месте жительства», действующим на момент увольнения его с военной службы, обязанность выяснения вопроса о нуждаемости военнослужащего в жилье и разъяснение его прав, в том числе на обеспечение жилым помещением, занесение в личные дела военнослужащих сведений о постановке на учет и снятии с учета возложены на должностных лиц по месту увольнения со службы военнослужащего. Приказом Минобороны РФ от ДАТА № был изменен порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся. В связи с изменением порядка согласно указаниям Министра обороны РФ от ДАТА № войсковая часть и КЭЧ должны были передать все учетные дела, в том числе и его жилищное дело в Департамент жилищного обеспечения и обеспечить внесение сведений о нем в базу данных «Учет». Исходя из изложенных норм права, функции учета, а также соблюдение установленного порядка учета возложены на должностных лиц командования части и учетных органов. Военнослужащий, а так же лицо, уволенное с военной службы, никакого отношения к учету не имеет и повлиять на данный процесс не может. По неизвестным ему причинам его учетные документы надлежащим образом оформлены не были, учетные сведения не переданы и в базу данных не включены. Недобросовестные действия (бездействие) должностных лиц командования воинской части и довольствующей КЭЧ, которые привели к тому, что сведения о нем в архивных данных по каким-то причинам отсутствуют, при наличии иных доказательств постановки на учет, не могут являться основанием для отказа в реализации его гарантированного государством права на жилищное обеспечение. В этой связи просит признать за ФИО4 право состоять на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства в г. Хабаровск, в порядке очередности, с составом семьи 4 человека, в том числе супруга - ФИО1, сын - ФИО2, сын - ФИО3, с ДАТА. Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ включить ФИО4, составом семьи 4 человека, в том числе супруга - ФИО1, сын - ФИО2, сын - ФИО3, в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства - г. Хабаровск, в порядке очередности, с ДАТА.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал, просил требования истца удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на решение заместителя начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДАТА об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, указав на отсутствие законных оснований для постановки на учет, просила в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Согласно справке Военного комиссариата <адрес> от ДАТА №сх-46266, ФИО4 проходил действительную военную службу с ДАТА по ДАТА и с ДАТА по ДАТА.
Приказом командира войсковой части № от ДАТА прапорщик ФИО4, начальник склада взвода материального обеспечения войсковой части 19973 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно - штатными мероприятиями по пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет, в льготном исчислении – 22 года, о чем также указано в справке Военного комиссариата <адрес> от ДАТА.
Согласно Выписке из приказа командира войсковой части 34091 от ДАТА № прапорщик ФИО4 исключен из списков личного состава части с ДАТА, всех видов обеспечения, направлен на учет в ВК <адрес> г. Хабаровска.
В справке Военного комиссариата <адрес> от ДАТА №сх-46266 отражено, что в личном деле ФИО4 указаны в качестве членов семьи жена ФИО1, 1972 г.р., сын ФИО2, 1996 года рождения.
Как усматривается из материалов дела, в том числе из справки филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО жилищно-коммунальная служба №, домоуправление № от ДАТА ФИО4 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, квартал ДОС 54 <адрес>, совместно с супругой ФИО1, 1972 г.р., сыном ФИО2, 1996 г.р., сыном ФИО3, 2009 г.р. с ДАТА по настоящее время, предоставленном истцу на основании ордера № от ДАТА выданного МО РФ, на состав семьи 3 человека, в том числе супругу ФИО11972 г.р., сына ФИО2, 1996 г.р.
Указанные обстоятельства подтверждаются поквартирной карточкой, копиями паспорта на имя ФИО8, ФИО1, ФИО2
Судом установлено, что ФИО4 обращался к командиру войсковой части 19973 с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с увольнением из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В листе беседы с врио командира в/части 19973 ФИО9 ФИО4 указана просьба военнослужащего: «признан нуждающимся и прошу обеспечить постоянным жилым помещением меня, жену – ФИО1, 1972 г.р., сына – ФИО2, 1996 г.р. в г.Хабаровске».
Заседанием жилищной комиссии войсковой части 19973 от ДАТА рассмотрено заявление ФИО4 о признании его и членов его семьи в составе из 3-х человек нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства в г.Хабаровске <адрес>, комиссия приняла решение: оформить документы в КЭЧ на кандидата ФИО4 по признанию нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства в г.Хабаровске Хабаровском крае составом семьи 3 человека.
ДАТА ФИО4 обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма составом семьи 3 человека, с предоставлением необходимых документов.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России № от ДАТА ФИО4 отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, по тем основаниям, что истцом не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на ДАТА ФИО4 не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, о чем указано в решении ФГКУ «ВРУЖО» МО РФ об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, не опровергнутых ответчиком.
Сведений о том, что ФИО4 был уведомлен о решении ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России № от ДАТА ответчик суду не представил.
ДАТА ФИО4 обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением, в котором просил сообщить о сроках обеспечения его жилым помещением.
Из ответа заместителя начальника филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» ФИО11 от ДАТА следует, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации при увольнении с военной службы, своевременно заявившие свое право на обеспечение жильем до момента исключения их из списков личного состава. Как следует из представленных документов, ФИО4 уволен с военной службы с зачислением в запас ДАТА в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, на момент его увольнения, определялся положениями приказа Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечениями
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от ДАТА № (далее - Приказ). В соответствии с данным Приказом, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществлялось жилищными комиссиями воинских частей и довольствующих квартирно-эксплуатационных частей районов (далее - КЭЧ района) при наличии рапорта военнослужащего, пакета документа в порядке и комплектности, установленной Приказом. При признании военнослужащего нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства, КЭЧ района заводило карточку компьютерного учета, в которой содержалась информация на военнослужащего. Одновременно, все сведения о военнослужащем, нуждающимся в получении жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, вносились в автоматизированную систему учета АИС «УЧЕТ». По архивным сведениям КЭЧ районов Восточного военного округа, переданным в Управление при ликвидации по состоянию на ДАТА, ФИО4 не признан нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма от Министерства обороны Российской Федерации по ранее установленному порядку. В личном деле истца отсутствует карточка компьютерного учета, подтверждающая, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечениями жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от ДАТА № (далее - Приказ №), он на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации установленным порядком признаны нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Таким образом, порядок постановки ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Приказом №, действовавшим на момент его увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации, не соблюден. В связи с чем, основания для обеспечения ФИО4 жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, отсутствуют.
Из решения № от ДАТА ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» следует, что заместителем начальника филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее — филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс»), действующим на основании доверенности ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДАТА <адрес>5, рассмотрено заявление прапорщика запаса ФИО4 (личный номер Ф-700133) о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи 4 человека, в том числе супруга - ФИО1, ДАТА г.р., сын - ФИО2, ДАТА г.р., сын - ФИО3, ДАТА г.р., и документы, представленные в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА №. Согласно требованиям ч.4 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете. По результатам рассмотрения представленных документов установлено, что ФИО4 уволен с военной службы с зачислением в запас ДАТА в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДАТА № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, на момент увольнения ФИО4 с военной службы, определялся положениями приказа Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечениями жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от ДАТА № (далее - Приказ). По архивным сведениям КЭЧ районов Восточного военного округа, переданным в Управление при ликвидации по состоянию на ДАТА, ФИО4 не признан нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма от Министерства обороны Российской Федерации по ранее установленному порядку. По результатам рассмотрения имеющихся в учетном деле копий рапорта военнослужащего от ДАТА и протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 19973 от ДАТА № установлено, что в личном деле ФИО4 отсутствует карточка компьютерного учета, подтверждающая, что в соответствии с Приказом, ФИО4 на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации установленным порядком признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Таким образом, порядок постановки ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Приказом, действовавшим на момент увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации, не соблюден. В связи с чем, принято решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания ФИО4 и членам его семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО2
Как установлено судом, истец и члены его семьи не имеют жилых помещений на правах собственности, что следует из информации, содержащейся в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДАТА N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д» и «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших, условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 9-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДАТА N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д» и «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших, условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА N 9-П).
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от ДАТА N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 ст. 15 данного Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДАТА были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с пунктом 14 ст. 15 данного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях определения порядка признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства принято постановление Правительства РФ от ДАТА N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с пунктом 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА N 1054 с изменениями от ДАТА нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу пункта 7 данных Правил основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе отсутствие жилой площади; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Приказом Минобороны РФ от ДАТА N 517
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам приказано организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составит 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятых органами местного самоуправления, извещение военных комиссариатов об изменении военнослужащими решения об избранном постоянном месте жительства, а также занесении в личные дела военнослужащих сведений о постановке на учет и снятии с учета органами местного самоуправления в избранных военнослужащими постоянных местах жительства.
Тем самым, обязанность выяснения вопроса о нуждаемости в жилье и разъяснение его прав, в том числе на обеспечение жилым помещением, возложены на должностных лиц по месту увольнения со службы военнослужащего.
Как установлено судом, истец являлся военнослужащим, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы составляет более 14 лет в календарном исчислении.
При этом из рапорта ФИО4 от ДАТА, листа беседы от ДАТА, протокола № заседания жилищной комиссии в/ч 19973 от ДАТА, следует, что истец до увольнения с военной службы изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Хабаровске, был признан составом семьи 3 человека нуждающимся в получении жилого помещения, однако, по независящим от него причинам, не был поставлен на компьютерный учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, при повторном обращении в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о внесении его в список нуждающихся в жилом помещении, получил отказ.
Таким образом, ФИО4, как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, имеет право состоять на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, а поскольку данное право ответчиком оспаривается, суд считает возможным, в пределах заявленных истцом требований, признать за истцом оспариваемое право с момента его возникновения, возложить на ответчика обязанность включить истца составом семьи 3 человека в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Хабаровск, в порядке очередности, с даты принятия жилищной комиссией войсковой части 19973 решения о признанию истца нуждающимся в жилом помещении – ДАТА, тем самым, удовлетворив требования истца частично.
Вопрос об актуализации сведений о составе семьи с момента возникновения у истца права состоять на учете нуждающихся, в настоящем споре судом не решается, поскольку относится к компетенции уполномоченного органа и подлежит рассмотрению в административном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ филиал «Восточный» о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – частично удовлетворить.
Признать за ФИО4 право состоять на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства в г. Хабаровск, в порядке очередности, составом семьи 3 человека, учетом супруги – ФИО1, сына – ФИО2, с ДАТА.
Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ включить ФИО4, составом семьи 3 человека, с учетом супруги – ФИО1, сына – ФИО2, в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства - г. Хабаровск, в порядке очередности, с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с ДАТА
Судья: (подпись)
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: Судья /С.И. Наконечный/
Подлинник решения находится в Кировском районном суде г. Хабаровска подшит в материалы гражданского дела №
Секретарь