Дело № 12-54/2024
РЕШЕНИЕ
29 января 2024 года п. Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Николаев О.В., рассмотрев протест прокурора Ибресинского района Чувашской Республики на определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» Эша ФИО6.
Проверив законность и обоснованность вынесенного определения,
установил:
22 августа 2023 года начальником отдела Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» ФИО1
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» ФИО1 с приложенными материалами возвращены в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.
На указанное определение прокурором Ибресинского района Чувашской Республики принесен протест. Протест мотивирован тем, что определение является незаконным и подлежит отмене, поскольку должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии нарушений при составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не допущено, дата совершения правонарушения указана верно. Просит обжалуемое определение отменить и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» ФИО1 направить на рассмотрение мировому судье судебного участка №1 Ибресинского района Чувашской Республики.
В суде старший помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики ФИО3 протест поддержала по изложенным в нем основаниям и просила его удовлетворить.
Директор общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» Эш А.С., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился.
Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлять протокол об административном правонарушении – начальник отдела Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии ФИО4, своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явилась.
Выслушав старшего помощника прокурора, и изучив письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Протокол об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» Эша А.С. составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для разрешения дела. Из его содержания следует, что в нем отражены обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, а также обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления сведений о начисленных страховых взносах в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган страховщика по месту их регистрации сведения о начисленных страховых взносах в составе единой формы сведений, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».
Сведения о начисленных страховых взносах могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
Государственная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и связанных с этим материальных затратах представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
Обязанность страхователя представлять в территориальные органы страховщика (ФСС) документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным, установлена в пункте 19 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены в статье 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, за своевременную выплату застрахованным отдельных видов обеспечения по страхованию в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию.
Из материалов дела следует, что директор общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» Эш А.С. в нарушение требований законодательства о страховых взносах не представил сведения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии по форме ЕФС-1 за 1 ДД.ММ.ГГГГ года при установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязанности предоставления данных сведений за 1 квартал 2023 года до ДД.ММ.ГГГГ, а представил сведения позже.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Из разъяснений, изложенных в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, датой совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, является день, следующий за последним днем период, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В данном случае датой совершения административного правонарушения является следующий день с момента окончания срока сдачи сведений по форме ЕФС-1 за ДД.ММ.ГГГГ года, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного должностным лицом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ верно указана дата совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, вывод мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов дела по указанному основанию нельзя признать законным.
Поскольку на момент рассмотрения в Ибресинском районном суде Чувашской Республики протеста прокурора срок давности привлечения должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» ФИО1 к административной ответственности не истек, определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы – возвращению мировому судье на стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Определение мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от 1 ноября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергомонтажсервис» Эша ФИО7, отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья