Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-328/2022 ~ М-216/2022 от 09.03.2022

Дело № 2-328/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Исянгулово                          8 апреля 2022 года

Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ширшовой Р.А.,

при секретаре Бикбулатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Замалитдинова В. В. к Администрации сельского поселения Абзановский сельсовет Зианчуринского района Республики Башкортостан о признании права собственности на дом в силу приобретательной давности,

у с т а н о в и л :

Замалитдинов В.В. обратился в суд с иском о признании права собственности на дом, находящейся по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что в декабре 2006 года он приобрел у СПК «Юлдаш» дом без заключения договора купли-продажи в счет заработной платы. СПК «Юлдаш» ликвидирован в связи с банкротством в 2011 году. Данным домом владеет и пользуется более 15 лет. Просит признать право собственности на указанный дом в силу приобретательной давности.

Истец Замалитдинов В.В. и его представитель Нугуманов А.Г. на судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в письменном заявлении просят рассмотреть дело без их участия, иск поддерживают.

Ответчик – представитель Администрации СП Абзановский сельсовет на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело без участия представителя, не возражает против удовлетворения иска.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся сторон.

Суд, изучив материалы дела и исследовав доказательства, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения и др.

Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (п. 3).

Однако, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности и регистрации права на основании заявления одной стороны сделки, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации.

На основании пунктов 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять ею другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу пункта 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.

В пункте 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Из материалов дела следует, что Замалитдинов В.В. постоянно проживает по адресу: <адрес>, с 2007 года, добросовестно владеет как своим собственным жилым домом по указанному адресу и принимает меры по уходу и сохранению жилого помещения. Указанное следует из справки Администрации сельского поселения Абзановский сельсовет муниципального района <адрес> № 206 от 28 февраля 2022 года.

Также из похозяйственных книг Администрации сельского поселения Абзановский сельсовет за 2007-2011, 2011-2015, 2016-2022 годы усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы, членом хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, является Замалитдинов В.В.

Замалитдинов В.В. обратился в КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Зианчуринскому району с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В письме от 15 ноября 2019 года ему сообщено, что заключение договора аренды не представляется возможным в связи с нахождением на земельном участке жилого дома, а в государственном реестре на недвижимое имущество отсутствует запись о государственной регистрации права собственности на данный объект.

По справке Администрации МР Зианчуринский район РБ от 28 февраля 2022 № 34 следует, что жилой дом в реестре муниципального имущества не значится.

Согласно техплана жилой дом 1985 года возведения, площадью 39,7 кв.м.

По сведениям Росреестра от 24 марта 2022 года земельный участок и жилой дом по указанному адресу ни за кем не зарегистрированы, земельный участок на котором расположен жилой дом относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства.

Обращаясь с иском, истец ссылался на то, что приобрел данный жилой дом в счет невыплаченной заработной платы СПК «Юлдаш» в декабре 2006 года.

Из справки администрации муниципального района Зианчуринский район от 13 ноября 2019 года следует, что колхоз «Путь Ленина» реорганизован в АКХ «Юлдыбай» 13 июня 1992 года, которое переименовано в СПК «Юлдаш» согласно решению общего собрания в 1999 году. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан в 2011 году СПК «Юлдаш» ликвидирован в связи с банкротством.

В силу частей 1, 2 ст. 209 ГК РФ право отчуждать свое имущество другим лицам принадлежит только его собственнику.

В судебном заседании установлено и следует из искового заявления, что право собственности или право хозяйственного ведения на жилой дом расположенного по адресу: <адрес>, за СПК «Юлдаш» не зарегистрировано.

Спорная квартира в реестре муниципального имущества не значится.

Решением Кугарчинского межрайонного суда РБ от 30 января 2020 года в удовлетворении иска Замалитдинова В.В. о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отказано, которое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 13 мая 2020 года оставлено без изменения.

Вместе с тем судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РБ разъяснено, что Замалитдинов В.В. после истечения добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным имуществом более 15 лет, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на дом в порядке приобретательной давности.

Учитывая, что Замалитдинов В.В. владеет жилым домом с декабря 2006 года, обратиться в суд с заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности он вправе не ранее 2022 года.

В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся.

На основании вышеперечисленных доказательств суд приходит к выводу, что истец действительно с декабря 2006 года более 15 лет владеет вышеуказанным жилым домом добросовестно, открыто и непрерывно, в силу приобретательной давности приобрел право собственности на него.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признания за истцом право собственности на жилой дом в силу приобретательной давности.

В соответствии со ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Замалитдинова В. В. к Администрации сельского поселения Абзановский сельсовет Зианчуринского района Республики Башкортостан о признании права собственности на дом в силу приобретательной давности удовлетворить.

Признать за Замалитдиновым В. В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики путем подачи апелляционной жалобы через Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Р.А.Ширшова

2-328/2022 ~ М-216/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Замалитдинов Венер Валиахметович
Ответчики
Администрация СП Абзановский сельский совет муниципального района Зианчуринский район РБ
Другие
Нугуманов Амир Гумарович
Суд
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Ширшова Р.А.
Дело на странице суда
kugarchinsky--bkr.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Подготовка дела (собеседование)
23.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
05.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее