УИД 92RS0002-01-2022-002894-68
Судья Моцный Н.В. Дело № 21-530/2022
(номер дела в суде
первой инстанции 12-451/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 ноября 2022 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу директора Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Яны Юрьевны на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 августа 2022 года и постановление исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя Науменкова О.А. № 04-04/15-2022 от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Яны Юрьевны,
установил:
Постановлением и.о. начальника Главного контрольного управления города Севастополя № 04-04/15-2022 от 31 мая 2022 года директор ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчева Я.Ю. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директора Ганчева Я.Ю. обратилась в районный суд с жалобой.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 августа 2022 года постановление должностного лица о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ в части назначенного наказания изменено со штрафа в размере 30 000 рублей на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ганчева Я.Ю. подала в адрес Севастопольского городского суда через Гагаринский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просит постановление должностного лица, а также судебный акт по результатам рассмотрения жалобы отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и вины.
В обоснование жалобы ссылается на Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 №14-УГ согласно которому на территории Севастополя с 22.00 17.03.2020 года был введен режим повышенной готовности (п.1 указа), срок действия режима повышенной готовности - 30.04.2020, продлен Указом Губернатора города Севастополя от 30.04.2020 №36-УГ до 30.05.2020 года.
Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя вменено в обязанность обеспечить в период действия режима повышенной готовности работу государственного стационарного учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов», предусматривающую: круглосуточное пребывание необходимого числа работников в учреждении, путем организации сменного характера работы при продолжительности смены не менее 14 дней подряд; проведение комплекса противоэпидемиологических мероприятий в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 «О направлении рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-2019», от 11.04.2020 N 02/6675-2020- 32 «О направлении рекомендаций по вопросам деятельности стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции», предложением Главного государственного санитарного врача по Республике Крым и г. Севастополю Пеньковской Н.А. от 23.04.2020 N 82-00-01/08-4964-20 «О дополнительных санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятиях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)».
27.04.2020 Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя во исполнение требований Указа № 14- УГ издан Приказ №134 «О закрытии ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на карантин в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». Согласно данному приказу учреждение с 28.04.2020 и до особого распоряжения перешло на работу в режиме временной изоляции. Работа сотрудников учреждения, в т.ч. руководящего состава, была организована посменно двухнедельными сменами без права оставления рабочего места, и организовано питание сотрудников на базе пищеблока учреждения.
Установленный режим временной изоляции учреждения, с момента его введения 28.04.2020, регулярно, с периодичностью раз в две недели продлевался, что было обусловлено регулярным продлением режима повышенной готовности согласно очередному указу губернатора города Севастополя (приведены выше). О необходимости продолжения работы в режиме временной изоляции ДТСЗН сообщал учреждению за неделю до начала очередной смены (копии писем приобщены к материалам). Необходимость продолжения работы в закрытом режиме обосновывалась продолжающейся нестабильностью ситуации по заболеваемости COVID-19.
Возможности определить заранее, стабилизируется ли ситуация по заболеваемости COVID-19, окончится ли режим временной изоляции учреждения или же он будет продлен на очередные две недели у учреждения не имелось.
Денежные средства для организации питания работников выделялись в рамках специальных целевых субсидий. Лимиты бюджетных обязательств на закупку продуктов для организации питания работников учреждения в большинстве случаев доводились позже, чем начиналась очередная смена.
В соответствии с действующим законодательством, после доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующие изменения вносились в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, затем в план- график закупок и только после этого наступало право заключать договора на поставку продуктов питания.
Использование на закупку продуктов для организации питания работников учреждения средств, выделенных учреждению на выполнение государственного задания, является нарушением бюджетного законодательства и квалифицируется как нецелевое использование средств.
В этих условиях применение конкурентных способов определения поставщиков на поставку продуктов для организации питания работников учреждения, работающих посменно, не представлялось возможным. В связи с этим продукты для организации питания работников учреждения закупались в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.
Ганчева Я.Ю. как директор ГБУ «Севастопольский дом- интернат для престарелых и инвалидов» действовала без какого-либо умысла на нарушение законодательства о контрактной системе. Учреждение находилось в ситуации, при которой заранее предположить, будет ли продлен на очередные две недели режим временной изоляции или нет, было невозможно. Каких-либо законных оснований использовать для питания работников учреждения продукты питания, предназначенные для получателей социальных услуг, либо деньги, выделенные для их закупки в рамках государственного задания, у учреждения не имелось. Мероприятия по организации питания работников, заступивших на двухнедельную смену без права оставления рабочего места, находятся в прямой причинно- следственной связи с предпринимаемыми действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции, поскольку первостепенной задачей введения режима изоляции учреждения являлось недопущение заражения и распространения коронавирусной инфекции среди получателей социальных услуг. В доме- интернате круглосуточно проживает 190 человек, являющихся пожилыми людьми, средний возраст которых 80-85 лет, инвалидами, т.е. людьми, которые относятся к группе риска и для которых коронавирусная инфекция является особенно опасной, приводящей в большинстве случаев к крайне неблагоприятному исходу. Считает, состав административного правонарушения отсутствует, просит прекратить производство по делу.
В судебном заседании должностное лицо – директор Ганчева Я.Ю. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.
Представитель органа вынесшего постановление Чеботарев Р.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы
Должностное лицо, вынесшее постановление в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из материалов дела усматривается, что по результатам плановой проверки Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на предмет соблюдения контроля требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок установлено: выборочной проверкой по 94 контрактам на сумму 7 323 021,17 руб. установлены факты принятия решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварий, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика,
исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Заказчик вправе проводить закупки, направленные исключительно на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции при наличии причинно- следственной связи между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавирусной инфекции. Указанная позиция отражена в письме ФАС России ИА/21684/20 от 18.03.2020, а также Заказчик вправе проводить закупки, направленные исключительно на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции при наличии причинно- следственной связи между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавирусной инфекции. Указанная позиция отражена в письме ФАС России ИА/21684/20 от 18.03.2020, а также в совместном Письме Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
При рассмотрении контрактов на поставку продуктов питания Директором ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Я.Ю. в период с 08.06.2021 года по 27.01.2022 года принято решение о заключении 41 контракта на поставку продуктов питания у единственного поставщика для организации питания сотрудников учреждения в период посменной работы без права оставления рабочего места в режиме карантина.
Согласно пояснению директора ГБУ «СДИДПИ» Ганчевой Я.Ю. работа сотрудников учреждения, в т.ч. руководящего состава, была организована посменно двухнедельными сменами без права оставления рабочего места, и организовано питание на базе пищеблока учреждения. О необходимости работы в режиме временной изоляции сообщали за неделю до начала очередной смены. Применение конкурентных способов определения поставщиков на поставку продуктов не представлялось возможным (письмо от 24.03.2022 № 357).
Однако регулярное заключение контрактов на поставку продуктов питания не влияло на фактическую деятельность заказчика по борьбе с коронавирусом, поэтому выбранный им способ не отвечает принципам закупки у единственного поставщика. С учетом объекта закупки заказчик имел возможность провести данные закупки конкурентной процедурой, т.к. помимо сотрудников учреждения одни и те же продукты питания закупались и гражданам, которые проживают в данном учреждении. Кроме того, факт распространения коронавирусной инфекции заказчику был известен намного раньше (март-апрель 2020) и не может быть признан внезапным.
Таким образом, причинно-следственная связь между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайный ситуаций) не установлена.
28 апреля 2022 года начальником отдела контроля в сфере закупок Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Севастополя в отношении должностного лица – директора Ганчевой Я.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
По результата рассмотрения административного дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Я.Ю., которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности и доказанности наличия в действиях должностного лица – директора Ганчевой Я.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 7.29 КоАП РФ.
В тоже время судья районного суда учел, что осуществление закупок без использования конкурентной процедуры закупки продуктов питания для сотрудников учреждения осуществлено в период действия в городе Севастополе режима повышенной готовности в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, введения режима круглосуточного пребывания необходимого числа работников в учреждении, путем организаций сменного характера работы при продолжительности смены не менее 14 дней подряд, а также особенностей осуществления финансирования учреждения на данные цели с учетом периодов введения режимов повышенной готовности в рассматриваемый период. Денежные средства для организации питания работников выделялись в рамках специальных целевых субсидий. Лимиты, бюджетных обязательств на закупку продуктов для организации питания работников учреждения в большинстве случаев доводились позже, чем начиналась очередная смена.
Кроме того учёл, что деятельность ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» направлена на содержание находящихся в нем категории лиц, наиболее подверженных риску заболевания новой коронавирусной инфекцией и с учетом положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ пришёл к выводу о наличии оснований для замены наложенного на Ганчеву Я.Ю. административного штрафа на предупреждение.
Выводы должностного лица и судьи районного суда находят объективное подтверждение в материалах дела.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается:
-Протоколом об административном правонарушении № 15 от 28 апреля 2022 года (л.д.104);
-выпиской из Акта от 08.04.2022 № 04-02/7 по результатам плановой проверки ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д.24-27);
-Уставом ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д.28-31);
-Приказом № 40-КП от 30.12.2019 года о назначении Ганчевой Я.Ю. на должность директора ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по срочному трудовому договору на срок с 31.12.2019 г. по 27.12.2024 г.;
-Приказом № 134 от 27.04.2020 г. о закрытии ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на карантин (л.д.36)
-реестром контрактов, заключенных по п.9ч.1 ст. 93 ФЗ № 44 (л.д.43-44);
- Гражданско-правовыми договорами на поставку продуктов питания ( л.д.45-98);
При назначении должностному лицу - директору ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Я.Ю. административного наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ судьёй районного суда были соблюдены, назначено минимальное наказание в виде предупреждения.
Доводы жалобы Ганчевой Я.Ю. аналогичны доводам жалобы, рассмотренной судьей районного суда, им дана мотивированная оценка и они не влекут отмену обжалуемого решения, так как они не опровергают правильные выводы судьи районного суда о наличии в действиях должностного лица Ганчевой Я.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие принятие Ганчевой Я.Ю. всех зависящих от неё своевременных, достаточных и исчерпывающих мер в материалах дела отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГБУ «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Я.Ю. допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 августа 2022 года и постановление исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления города Севастополя Науменкова О.А. № 04-04/15-2022 от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения «Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ганчевой Яны Юрьевны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова