Дело № 12-48/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Мончегорск 28 сентября 2021 года
Комсомольская набережная, д. 56
Судья Мончегорского городского суда Мурманской области Карпова о.А. , рассмотрев жалобу защитника юридического лица – АО «Мончегорскводоканал» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Крыловой З.В. №.... от <дд.мм.гггг> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Крыловой З.В. №.... от <дд.мм.гггг> АО «Мончегорскводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на вышеуказанное постановление, защитник юридического лица указывает, что АО «Мончегорсквордоканал» (далее – Общество) является гарантирующим поставщиком холодной питьевой воды и водоотведения по муниципальному образованию город Мончегорск с подведомственной территорией, и лицом ответственным за эксплуатацию центральных систем холодного водоотведения и водоснабжения отдельных объектов таких систем. Общество является природопользователем, объект которого состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Для объекта разработана Декларация о воздействии на окружающую среду от <дд.мм.гггг>.
В период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица, в ходе которой выявлены нарушения, а именно не предоставление Обществом паспортов на отходы гексана и хлороформа при технических испытаниях и измерениях, а также документов по отнесению отхода фильтр тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе к классу опасности.
Указывает, что данный фильтр установлен в вытяжной вентиляции В-1 из «заразной зоны» отделения микробиологического анализа лаборатории согласно требования СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней». Обращение с отходами микробиологических лабораторий регулируется СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому такие отходы относятся к отходам класса В. Также указывает, что АО «Мончегорскводоканал» организовало работу по обращению с таким видом отходов как фильтр тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе, и будет проводить автоклавирование воздушного бактериального фильтра из вытяжной системы вентиляции отделения микробиологического анализа, согласно требованиям нормативных документов. Кроме того, в настоящее время планируется заключение договора на утилизацию медицинских отходов класса с организацией, имеющей соответствующее разрешение. Следующая плановая замена фильтра до <дд.мм.гггг>. Паспорта на отходы гексана и хлороформа находятся в процессе разработки. При этом, указывает, что на территории Мурманской области нет организаций, занимающихся утилизацией данного вида отходов. В настоящее время принимаются меры к заключению договора на транспортировку и утилизацию данного вида отходов с организациями в Санкт-Петербурге. Ссылаясь на ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ просит снизить размер административного штрафа до 100000 руб.
Кроме того, защитник юридического лица просит восстановить срок для обжалования постановления, указывая на то, что причиной пропуска срока является направление жалобы на оспариваемое постановление с Арбитражный суд Мурманской области с нарушением подведомственности.
В судебном заседании защитник юридического лица Селезнева О.С. настаивала на удовлетворении жалобы. Не оспаривая вины Общества в выявленных нарушениях, просила постановление должностного лица изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 руб. При этом просит учесть, что Общество впервые привлекается к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, приняло меры для устранения допущенных нарушений. Дополнила, что Обществом разработаны и утверждены паспорта отходов I-IV классов опасности на отходы гексана при технических испытаниях и измерениях, на отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях, а также принимаются меры для организации утилизации и обезвреживании данных отходов.
Выслушав защитника юридического лица, изучив материалы дела, оценив представление по делу доказательства и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 указанной статьи).
Из материалов дела следует, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении №03-147/2021 от 26.07.2021 была подана АО «Мончегорскводоканал» в Арбитражный суд Мурманской области, однако возвращена подателю в связи с нарушением правил подведомственности. В десятидневный срок после возвращения жалобы АО «Мончегорскводоканал» обратилось в Мончегорский городской суд с настоящей жалобой (л.д. 43-51). Данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока для обжалования постановления о привлечение АО «Мончегорскводоканал» к административной ответственности, в связи с чем, пропущенный процессуальный срок подлежащим восстановлению.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с положением части 1 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3 указанной статьи).
Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I - IV классов опасности, утверждены Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1026.
Как следует из материалов дела, АО «Мончегорсквордоканал» является природопользователем, объект которого состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
На основании распоряжения Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от <дд.мм.гггг> №.... с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> была поведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица АО «Мончегорскводоканал» на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки было выявлено несоблюдение Обществом требований статьи 14 Закона об отходах, что послужило поводом для составления протокола об административном правонарушении №.... от <дд.мм.гггг>, из которого следует, что в ходе проверки при визуальном осмотре было выявлено, что на складе лаборатории АО «Мончегорскводоканал» накапливаются стеклянные емкости со сливами гексана (около 10 л), сливами хлороформа (около 16 л), а также в помещении лаборатории имеется вытяжная вентиляция В-1 в отделении микробиологического анализа. Согласно акта замены фильтра тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе (предположительно код ФККО 4 43 114 00 00 0), в отделении микробиологического анализа ЛККПСВ от <дд.мм.гггг> производилась замена (демонтаж и упаковка) фильтра ФВА-НС-595-345-150-Н13/К7/У1 номер 00-009788. Утилизация демонтированного фильтра происходила путем сжигания на территории очистных сооружений АО «Мончегорскводоканал».
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от <дд.мм.гггг> №...., в указанный каталог включены «отходы гексана при технических испытаниях и измерениях» (код ФККО 9 41 510 01 10 3), «отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях» (код ФККО 9 41 550 01 10 2), «фильтры бумажные отработанные» (код ФККО 4 43 114 00 00 0). Таким образом, на указанные отходы составляется паспорт отходов, по утвержденной форме.
Вместе с тем, АО «Мончегорскводоканал» не были представлены паспорта отходов I - IV классов опасности – на отходы гексана при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 510 01 10 3); отходы хлороформа при технических испытаниях и измерениях (предположительно код ФККО 9 41 550 01 10 2), а также документы по отнесению отхода фильтр тонкой очистки воздуха в вентиляционной системе к классу опасности.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения АО «Мончегорскводоканал» к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Бездействие АО «Мончегорскводоканал», являющегося лицом, ответственным за соблюдение требований действующего законодательства в области обращения с отходами и охраны окружающей среды, выразившееся в не отнесении соответствующих отходов к конкретному классу опасности, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, а потому было обоснованно привлечено к административной ответственности.
Совершенное АО «Мончегорскводоканал» правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований, не представлено. В связи с чем, прихожу к выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в сроки, определенные ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. назначено соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Однако, полагаю возможным изменить размер назначенного наказания по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, суд исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, вправе снизить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей административной санкцией.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П указано: «… впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа назначенного юридическим лицам за совершения административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 7.3, ч.1 ст. 9.1, ч.1 ст. 14.43, ч.2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица».
При указанных обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора подлежит изменению в части назначенного наказания.
Принимая во внимание степень вины Общества, то, что поведение юридического лица не было сопряжено с умышленным игнорированием требований законодательства Российской Федерации в регулируемой сфере, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, характер совершенного административного правонарушения, принятие Обществом мер по устранению выявленных нарушений, его имущественное и финансовое положение, учитывая, что назначенный штраф в размере 200 000 рублей несоразмерен установленным судом обстоятельствам и приведет к ограничению прав юридического лица, полагаю возможным снизить размер ранее назначенного административного штрафа до 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Восстановить акционерному обществу «Мончегорскводоканал» срок для обжалования постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Крыловой З.В. №.... от <дд.мм.гггг>.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Крыловой З.В. №.... от <дд.мм.гггг> в отношении акционерного общества «Мончегорскводоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания:
назначить юридическому лицу - акционерному обществу «Мончегорскводоканал» за совершение данного административного правонарушения административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. В остальной части оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Карпова