УИД 35RS0006-01-2023-000677-91 2-648/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 12 сентября 2023 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,
при секретаре Андроник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к ИП Шарыпову Андрею Николаевичу, Козловой Валентине Васильевне о возложении обязанности,
установил:
Здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения, которое поставлено под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 19 ноября 1993 года №623 «О постановке под госохрану памятников истории и архитектуры г.Великий Устюг», реестровый №.
Согласно выписке из ЕГРН собственниками объекта культурного наследия федерального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., являются ИП Шарыпов А.Н. (помещение с кадастровым номером №, 2 этаж), Козлова В.В. (помещение с кадастровым номером №, 1 этаж).
Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 26 октября 2021 года № 75-0/01-11 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ....
Согласно акту наблюдения за соблюдением обязательных требований от 24 января 2023 года собственник или иной законный владелец не выполнил обязанность в срок до 31 декабря 2022 года разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия, провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия.
Так, отчёт о выполнении вышеуказанных работ в адрес Комитета не поступал, работы не выполнены. Научно-проектная документация на согласование в Комитет не поступала. Разрешение на проведение работ Комитетом не выдавалось.
В связи с чем, истец - Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд иском к ИП Шарыпову А.Н, Козловой В.В. о понуждении к выполнению установленных действий, в котором просит обязать ответчиков в солидарном порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., предварительно получив разрешение на проведение таких работ в органе охраны объектов культурного наследия.
21 июня 2023 года протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО «Орион», Старцева И.В.
02 августа 2023 года протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечен Румянцев Е.Л.
В судебное заседание представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает.
Ответчики ИП Шарыпов А.Н., Козлова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований, Старцева И.В., Румянцев Е.Л., представитель ООО «Орион» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.
Изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа.
В силу ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В силу п. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19 января 2015 г. № 33 (ред. от 24 июля 2023 г.) «Об утверждении Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области» Комитет является исполнительным органом Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (п.1.1).
Согласно п. 1.3. Комитет от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.
Основными задачами Комитета являются сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области (ч.2).
В полномочия Комитета входит охрана и региональный государственный надзор и в области охраны культурного наследия, установление требований к сохранению выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, обследование и фотофиксация один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (ч.3).
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).
Из п.3 вышеуказанной статьи следует, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.5 ст. 11 вышеуказанного закона предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:
требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;
требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом;
2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:
мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-Ф3 должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, среди прочего имеют право: предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Как усматривается из материалов дела, здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения, которое поставлено под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 19 ноября 1993 года №623 «О постановке под госохрану памятников истории и архитектуры г.Великий Устюг», реестровый №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав собственниками объекта культурного наследия федерального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., являются ИП Шарыпов А.Н. (помещение с кадастровым номером №, 2 этаж), Козлова В.В. (помещение с кадастровым номером №, 1 этаж).
Из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований от 24 января 2023 года собственник или иной законный владелец не выполнил обязанность в срок до 31 декабря 2022 года разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия, провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями объекта культурного наследия на день рассмотрения дела.
Доводы ответчика Козловой В.В. о том, что собственниками проведены ремонтные работы по замене полов здания, покраски внутренних стен, замены системы отопления, замены отмостки и кровли здания, ремонт аттика завершен являются несостоятельными.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела стороной ответчиков доказательств исполнения по разработке рабочей документации по сохранению аттика объекта культурного наследия и проведении противоаварийных работ на аттике объекта культурного наследия, не представлено.
Учитывая вышеизложенное, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками до настоящего времени работы не исполнены, таким образом, ответчиками нарушаются требования сохранения и использования объектов культурного наследия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков в солидарном порядке провести противоаварийные работы на объекте культурного наследия регионального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., на основе разработанной рабочей документации по сохранению аттика объекта культурного наследия в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ИП Шарыпова Андрея Николаевича (СНИЛС №), Козлову Валентину Васильевну (паспорт №, выдан ... ...) в солидарном порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., предварительно получив разрешение на проведение таких работ в органе охраны объектов культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок с моменты вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2023 года.
Судья: Н.Н.Нагаева
Копия верна: судья-