К делу № 2-229/2023 г.
УИД: 23RS0019-01-2023-000070-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 25 января 2023 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Лысенко С.Э.,
при секретаре Махорт Л.В.,
с участием помощника прокурора Каневского района Шемяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каневского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО3 о признании незаконной и запрете деятельности по перевозке пассажиров и багажа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каневского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Мишковец В.В. о признании незаконной и запрете деятельности по перевозке пассажиров и багажа, указывая, что прокуратурой района проведён анализ исполнения законодательства в сфере организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом (легковым такси). В результате которого установлено, что Мишковец В.В. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не имея государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, в связи с чем постановлениями мирового судьи судебного участка № 256 Каневского района Краснодарского края от 18.04.2022 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных соответственно ч.1 ст.14.1 и ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, ему назначены административные наказания в виде административного штрафа.
Статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон N 69-ФЗ) установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае, регулируются законом Краснодарского края от 27.03.2007 № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае», который также призван обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, повысить качество и безопасность перевозок пассажиров и багажа легковыми такси (далее – Закон № 1217-КЗ).
Ответчик вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только с момента приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и получения специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Отсутствие у ответчика статуса индивидуального предпринимателя и, как следствие, выданного уполномоченным органом специального разрешения подтверждается информацией, отражённой в соответствующем реестре, размещённом на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://taxi.mt.krasnodar.ru/taxi/
Таким образом, отсутствие у не имеющего государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ответчика специального разрешения и осуществление им деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси создаёт реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Просит суд признать деятельность Мишковец В.В. по перевозке пассажиров и багажа легковым такси незаконной, создающей опасность причинения вреда в будущем и запретить ему осуществлять данную деятельность на территории Краснодарского края до получения им статуса индивидуального предпринимателя и специального разрешения.
В судебном заседании помощник прокурора Каневского района Шемякова А.А. заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Мишковец В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом судебной повесткой с уведомлением, в котором лично расписался.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Более того согласно ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Судом установлено, что прокуратурой района проведён анализ исполнения законодательства в сфере организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом (легковым такси).
Как следует из материалов дела постановлениями мирового судьи судебного участка № 256 Каневского района от 18.04.2022 г. Мишковец В.В. (ответчик по делу) признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.14.1 КоАП РФ и ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, совершенных при следующих обстоятельствах: 16.03.2022 года в 11 часов 30 минут в ст. Каневской по ул. Западной, 61 осуществлял систематическую деятельность в виде осуществления услуг по перевозке пассажиров, с целью личного обогащения, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, при этом наличие указанного разрешения является обязательным. Постановлениями от 18.04.2022 года Мишковец В.В. (ответчику по делу) назначены наказания в виде штрафов. Указанные постановления вступили в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу ст.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон N 259-ФЗ) под пассажиром понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, а под перевозчиком – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанности перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения, при этом пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - за провоз багажа. Фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.
Согласно п.3 ст.5 Закона N 259-ФЗ одним из видов перевозки пассажиров и багажа является перевозка легковым такси. На основании ст.31 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключённого в устной форме.
Статьёй 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон N 69-ФЗ) установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (ч.1).
Отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае, регулируются законом Краснодарского края от 27.03.2007 № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае», который также призван обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, повысить качество и безопасность перевозок пассажиров и багажа легковыми такси (далее – Закон № 1217-КЗ).
Порядок выдачи (переоформления) разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, и установление срока их действия, а также регламент предоставления такой услуги определены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» и регламентированы приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 18.03.2019 № 151 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края».
Согласно ч.ч. 1 и 6 ст.5 Закона № 1217-КЗ информация о перевозчиках, осуществляющих таксомоторные перевозки на территории Краснодарского края, на безвозмездной основе включается в Реестр выданных разрешений, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси.
Разрешение согласно ч.4 ст.9 Закона № 69-ФЗ имеет следующие реквизиты – наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение, полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего личность, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, срок действия разрешения, номер разрешения, дата выдач разрешения.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В соответствии со ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности; случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (п.1). Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении; право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в ней срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии) (п.3).
Из приведённых норм действующего законодательства следует, что Мишковец В.В. (ответчик по делу) вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси только с момента приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и получения специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
Отсутствие у Мишковец В.В. (ответчика по делу) статуса индивидуального предпринимателя и, как следствие, выданного уполномоченным органом специального разрешения подтверждается информацией, отражённой в соответствующем реестре, размещённом на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://taxi.mt.krasnodar.ru/taxi/.
Таким образом, отсутствие у не имеющего государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Мишковец В.В. (ответчика по делу) специального разрешения и осуществление им деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси создаёт реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, поскольку в отношении указанного лица невозможно проведение плановых и внеплановых проверок в рамках регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, установленных ст.ст. 6, 7 и 8 Закона № 1217-КЗ требований к перевозчикам, водителям легковых такси, легковым такси, в частности, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проводить контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, организовывать инструктаж, стажировку и повышение профессионального мастерства водителей.
Жизнь и здоровье гражданина согласно Конституции РФ (ст.ст. 20 и 41) являются высшими ценностями. При этом транспортное средство –источник повышенной опасности и управление технически неисправным транспортным средством, либо лицом, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортным средством, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, а также представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни неопределённого круга лиц (участников дорожного движения).
Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства приводят суд к выводу о том, что требования прокурора Каневского района к ФИО3 о признании незаконной и запрете деятельности по перевозке пассажиров и багажа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку при подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то она, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Каневского района, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО3 о признании незаконной и запрете деятельности по перевозке пассажиров и багажа, удовлетворить.
Признать деятельность ФИО3 (паспорт 0316619292) по перевозке пассажиров и багажа легковым такси незаконной, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Запретить ФИО3 осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края до получения им статуса индивидуального предпринимателя и специального разрешения.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход государства в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий