Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-678/2024 ~ М-366/2024 от 01.04.2024

Дело №2-678/2024

УИД 59RS0029-01-2024-000652-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2024 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием помощника прокурора Нытвенского района Щербаковой В.О.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах Ваулиной Раисы Степановны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю об обеспечении и средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

прокурор Нытвенского района, действующий в интересах Ваулиной Р.С., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – ОСФР по Пермском краю) о возложении обязанности обеспечить Ваулину Р.С. техническим средством реабилитации – корсетом полужестким, о взыскании морального вреда в сумме 10 000 руб.

Представитель истца помощник прокурора Нытвенского района Щербакова В.О. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Ваулина Р.С. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просит рассмотреть дело без ее участия, пояснила, что средство реабилитации получила.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

В силу ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников".

В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256.

Судом установлено, что Ваулина Р.С. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой бюро МСЭ (л.д. 18-19).

Индивидуальной программой реабилитации от 04.09.2012 Ваулиной Р.С. рекомендованы технические средства реабилитации: корсет полужесткий – 2 шт. в год. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий – бессрочно (л.д. 14-17).

25.08.2023 Ваулина Р.С. обратилась в ОСФР по Пермскому краю с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, рекомендованными ей Индивидуальной программой реабилитации (л.д. 10-12).

Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от 25.08.2023, Ваулина Р.С. поставлена на учет в ОСФР Пермскому краю для получения ТСР (л.д. 13).

10.03.2024 Ваулина Р.С. обратилась к прокурору Нытвенского района с заявлением о проведении прокурорской проверки и защите его прав в связи с непредоставлением ей технических средств реабилитации (л.д. 9).

Согласно объяснению Ваулиной Р.С. от 10.03.2024, принятому помощником прокурора Нытвенского района на основании ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», из-за отсутствия технического средства реабилитации она испытывает боли в спине, переживания (л.д. 20-21).

В возражениях ответчик указывает, что 20.03.2024 Ваулиной Р.С. выдан корсет полужесткой фиксации- 1 шт., что подтверждается актом приемки-сдачи работ.

Таким образом, судом установлено, что Ваулина Р.С., являющаяся инвалидом <данные изъяты> группы, на момент рассмотрения дела не обеспечена техническим средством реабилитации, рекомендованным ей Индивидуальной программой реабилитации, в полном объеме, т.к. по программе ИПР Ваулиной Р.С. положено 2 корсета полужестких в год, фактически ей выдан 1 корсет, в связи с чем требования прокурора, действующего в его интересах, о возложении на ОСФР по Пермскому краю обязанности обеспечить Ваулину Р.С. техническим средством реабилитации – корсетом полужестким в 1 экземпляре обоснованы и подлежат удовлетворению.

Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации право на жизнь и здоровье относится к числу неотчуждаемых личных неимущественных прав и другим нематериальным благам, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона.

Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Согласно общим положениям, содержащимся в п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Денежная компенсация морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом предусмотрена ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как следует из материалов дела следует, что Ваулиной Р.С. было подано заявление в ОСФР по Пермскому краю об обеспечении ее техническими средствами реабилитации, рекомендованными ей Индивидуальной программой реабилитации, 25.08.2023. Техническими средствами реабилитации Ваулина Р.С. обеспечена в апреле 2024, т.е. по истечении 7 месяцев. Из объяснений Ваулиной Р.С. следует, что она из-за отсутствия технических средств реабилитации испытывает трудности, боли в спине, переживает.

С учетом изложенного, суд находит, что в результате вышеназванных виновных противоправных действий (бездействия) ответчика – ОСФР по Пермскому краю, нарушающих личные неимущественные права Ваулиной Р.С. на получение средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, причинен моральный вред, который подлежит возмещению на основании указанных выше норм.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из длительного неисполнения (7 месяцев) ответчиком обязанности по предоставлению технических средств реабилитации, претерпевании Ваулиной Р.С. неудобств, нравственных и физических страданий в связи с непредставлением средства реабилитации. С учетом требования разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность обеспечить Ваулину Раису Степановну ДД.ММ.ГГГГ г.р. техническим средством реабилитации - корсетом полужестким в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю в пользу Ваулиной Раисы Степановны <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова

Мотивированное решение составлено 30 мая 2024.

2-678/2024 ~ М-366/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ваулина Раиса Степановна
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Волкова Л.В.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.05.2024Предварительное судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее