№2-3167/2023
УИД - 03RS0005-01-2023-003158-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года г. Уфа, РБ
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гибадатова У.И.,
при секретаре Камаловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курсановой А.С. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Курсанова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указала, что решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ мама Курсановой А.С. лишена родительских прав, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ г., все эти события произошли до исполнения Курсановой А С. 18 лет, то есть она в соответствии с законом относится к категории лиц из числа детей сирот оставшихся без попечения родителей.
Решением опекунского Совета при управлении социальной политики, образования и культуры администрации MP <данные изъяты> район <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено ходатайство перед главой MP <данные изъяты> района о постановке на учет Курсановой А.С. и ее брата как несовершеннолетних детей оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью, поручено также рассмотреть вопрос об их постановке общественной комиссии, (имеется в материалах дела л.д.68).
Распоряжением администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждено вышеуказанное решение опекунского Совета, предложено общественной комиссии рассмотреть указанный вопрос о постановке детей на учет несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью.
Протоколом № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилой площадью.
Решением опекунского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено ходатайство перед главой MP <данные изъяты> района о назначении опекуна ФИО12.
Распоряжением администрации MP <данные изъяты> район от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждено решение опекунского Совета об установлении опеки.
Постановлением администрации <данные изъяты> района Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ установлена, опека над Курсановой А.С. и ее братом ФИО6
Истец обратилась в администрацию <данные изъяты> района города Уфы с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о-принятии на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечением родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставлении внеочередного жилого помещения.
Распоряжением администрации <данные изъяты> района города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с отсутствием оснований.
Решением <данные изъяты> районного суда города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившим в законную силу вышеуказанное распоряжение признано незаконным. Все вышеизложенные обстоятельства установлены вышеназванным решением суда.
Во исполнение решения суда, распоряжением Администрации <данные изъяты> района города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ за № истец включена в список подлежащих обеспечению жилой площадью специализированного фонда.
Кроме того решением <данные изъяты> районного суда города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным бездействие администрации <данные изъяты> района по не реализации права истца на включение в список детей сирот подлежащих обеспечению жильем, так как почти все документы были готовы, но дело не было доведено до конца по причине бездействия администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Таким образом фактически истец должна была быть поставлена на учет еще в 2006 году в данном случае она хоть и поставлена на учет после 23 лет, фактически установлено, что она должна была быть поставлена на учет до исполнения 23 лет.
На сегодняшний день истцу 25 лет. Благоустроенным жилым помещением она не обеспечена, постоянного места жительства не имеет, испытывает трудности в проживании и поиском жилья.
Устным ответом администрации <данные изъяты> района города Уфы РБ истцу разъяснено, что размер субвенций позволяет предоставлять жилые помещения в ограниченном количестве поэтому получение жилья может затянуться на 10 лет.
На основании изложенного просит обязать Администрацию городского округа города Уфы Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с Курсановой А.С. договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Представитель истца в судебном заседании поддержал иск, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебном заседании иск не признала, просила отказать.
Истец, представители третьего лица Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и третьих лиц Правительства Республики Башкортостан, Министерство Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом, в том числе путем направления судебных извещений на первое судебное заседание, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Уфы РБ в сети "Интернет" в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь положениями ст. ст. ч. 2.1 ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Участие в деле прокурора предусмотрено ст.45 ГПК РФ.
Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В ФЗ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма расширены основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", упразднено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Частью 2 статьи 4 данного Федерального закона, распространено действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона;
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.
Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отцом Курсановой А.С. является ФИО1, матерью - ФИО2, указанное подтверждается свидетельством о рождении.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти №, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ мать административного истца - ФИО2 лишена родительских нрав.
Таким образом, Курсанова А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года.
Курсанова А.С. собственником объектов жилой недвижимости не является, доказательств обратного суду не представлено.Курсанова А.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась в детском доме г. <данные изъяты> (из приюта г. <данные изъяты> передана на гостевой режим в семью ФИО13 и находилась в семье до передачи под опеку в данную семью).
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования <данные изъяты> район от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено решение опекунского Совета при управлении социальной политики, образования и культуры администрации муниципального образования <данные изъяты> городской округ <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учет несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Курсановой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения В соответствии п. 2 данного распоряжения общественной комиссии по жилищным вопросам муниципального образования <данные изъяты> район <данные изъяты> области необходимо рассмотреть вопрос о постановке на учет несовершеннолетних детей ФИО10, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью.
Согласно протоколу № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования <данные изъяты> район <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о включении в регистрационный список, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилой площадью несовершеннолетних ФИО10.
Комиссия решила единогласно: включить в регистрационный список, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилой площадью несовершеннолетних детей. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Курсанову А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образована <данные изъяты> район от № от ДД.ММ.ГГГГ Курсанова А.С. была передана под опеку в семью ФИО7 и В.С., проживающих по адресу: <адрес>.
В соответствии с постановлением администрации муниципального района <данные изъяты> района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетними ФИО3 и Курсановой А.С., опекуном назначен ФИО7.
Курсанова А.С. при достижении 14-летнего возраста и до совершеннолетия проживала на территории <данные изъяты> района Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ Курсанова А.С. обратилась в Администрацию <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о принятии её на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, предоставлении ей вне очереди благоустроенного жилого помещения.
Распоряжением главы Администрации <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Курсановой А.С. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, - в связи с отсутствием оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Указанным решением постановлено:
«Административное исковое заявление Курсановой А.С. к Администрации <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главе Администрации <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО8, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании распоряжения незаконным удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение главы Администрации <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать незаконными действия административного ответчика Администрации <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по не включению в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилого фонда.
Обязать административного ответчика Администрацию <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение, возложив на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть заявление Курсановой А.С. о включении в список граждан лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
В удовлетворении требования Курсановой А.С. о:
обязании административного ответчика включить в список граждан лиц из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда,
признании незаконным бездействия административных ответчиков по не обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда отказать».
Решением <данные изъяты> районного суда города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным бездействие администрации <данные изъяты> района по не реализации права истца на включение в список детей сирот подлежащих обеспечению жильем, так как почти все документы были готовы, но дело не было доведено до конца по причине бездействия администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Таким образом фактически истец должна была быть поставлена на учет еще в ДД.ММ.ГГГГ году в данном случае она хоть и поставлена на учет после 23 лет, фактически установлено, что она должна была быть поставлена на учет до исполнения 23 лет.
Распоряжением главы администрации <данные изъяты> района ГО г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшийся без попечения родителей».
Собственником жилья истец не является, что подтверждается справкой из Управления Росреестра по РБ.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом ст.1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 8 ст.8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона Республики Башкортостан от 28декабря 2005года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Курсанова А.С.относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Курсанова А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достиг возраста 18 лет.
Иное жилье, а также субсидии или социальные выплаты Курсановой А.С.не выделялись, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления Курсановой А.С.. жилого помещения, подтверждающие его статус, отсутствие недвижимого имущества на территории ГО г.Уфа, постановку его на специальный учет.
Само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 г № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012 г.) к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с Законом РБ № 188-з от 27.10.1998 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Курсанова А.С.. относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, очередность установлена в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, поскольку Курсанова А.С.. в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возлагает обязанность на Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить истцу в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 44/10 22 апреля 2015 г. "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N 12/22 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточных для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа город Уфа РБ".
Руководствуясь ст. ст. 12, 193 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.