№
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 мая 2024 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Давлетовой А.А.,
рассмотрев заявление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> города ФИО3 о прекращении исполнительного производства №-ИП,
установил:
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по <адрес> ГУ ФССП России по <адрес> и <адрес> ФИО6 обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта органа, осуществляющего контрольные функции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ИФНС по <адрес> по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании в размере 160 921,87 руб. в отношении должника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу взыскателя ИФНС по <адрес>.
Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения исполнительных действий установлено, что должник ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались согласно ст. 113 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО1 о взыскании в пользу ИФНС по <адрес> задолженности в размере 160 921,87 рублей.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ. Последнее место жительства: <адрес>.
Из адресной справки следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по смерти, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, пр-кт Новомытищинский, <адрес>А, <адрес>.
После смерти ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом ФИО4 заведено наследственное дело №.
Из ответа Симферопольского филиала АБ «Россия», АО «Генбанк» следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения клиентом указанных банков не является.
Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2024-138726509 за ФИО1 зарегистрировано следующие имущество: ? доля жилого помещения с кадастровым номером 50:12:00100705:7923 по адресу: <адрес>, ГО Мытищи, <адрес>.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на смерть должника и отсутствие заведенного наследственного дела после его смерти.
В соответствии со ст. 439 ГПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях смерти должника-гражданина, если установленные судебным актом обязанности не могут перейти к правопреемнику.
Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из данной правовой нормы следует, что смерть гражданина-должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина (пункт 1 статьи 1114) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Если право наследования возникает для других лиц вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника по основаниям, установленным статьей 1117 настоящего Кодекса, такие лица могут принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у них права наследования (пункт 2).
Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи (пункт 3).
Согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как разъяснено в пункте 36 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса РФ.
При этом, исходя из пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из приведенных норм права следует, что само по себе отсутствие наследственного дела не свидетельствует об отсутствии у должника наследников, фактически принявших наследство, которые на день смерти должника проживали и были зарегистрированы с умершим.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 12 Федерального закона об исполнительном производстве в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с пунктами 2, 10, 17 части 1 статьи 64 Федерального закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; производить розыск должника, его имущества; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как разъяснено пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
Из материалов дела не усматривается, что судебным приставом-исполнителем были совершены все предусмотренные требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные действия по установлению состава лиц, проживавших с должником в жилом помещении на дату смерти должника, по установлению наследственного имущества умершего должника, наличия и состава наследников (правопреемников) должника, а также лиц, фактически принявших наследство умершего должника.
Кроме того, рассматривая заявление судебного пристава-исполнителя суд принимает во внимание положения п.1 ч.1 ст.40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающие основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае смерти должника до выяснения возможности перехода требований или обязанностей к его правопреемнику, а также положения ст.52 названного Закона, направленные на осуществление правопреемства.
При этом, суд также учитывает, что в случае прекращения исполнительного производства в связи со смертью должника повторное возбуждение исполнительного производства будет невозможно, так как согласно п.5 ч.1 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст.43 и ч.14 ст.103 указанного Федерального закона.
Данные обстоятельства могут негативно повлиять как на права взыскателя на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, так и на права и обязанности должников, на которых может быть необоснованно возложено бремя исполнения денежного обязательства за ФИО1 без выяснения возможности перехода требований или обязанностей к его правопреемникам.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что смерть должника не является безусловным основанием для прекращения исполнительного производства и, исходя из того, что в данном случае спорные правоотношения допускают правопреемство, требования судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства нельзя признать правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 439, 224, 225 ГПК РФ, судья,-
определил:
В удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> города ФИО3 о прекращении исполнительного производства №-ИП, отказать.
На определение может быть подана частная жал оба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья В.Ф. Камынина