55RS0003-01-2023-002316-71
Дело № 2-2617/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Макухиной О.С.
подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Морозовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 июля 2023 года
гражданское дело по исковому заявлению К.Г.У. к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России об установлении границ и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
К.Г.У. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является членом СНТ Звездочка и ей распределен земельный участок № в данном садоводстве в Ленинском административном округе города Омска. Земельному участку № в СНТ Звездочка ЛАО г. Омска ДД.ММ.ГГГГ был присвоен кадастровый №. Площадь земельного участка по данным ЕГРН 497 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - коллективные и индивидуальные сады. Объект недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные». В октябре 2021 года истец обратился в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о предоставлении истцу в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № <адрес> в СНТ «Звездочка» ЛАО г. Омска. Департамент архитектуры и градостроительства отказал истцу в предоставлении земельного участка в собственность на основании того, что спорный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: запретная зона при военном складе, на территории которой без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается размещение объектов производного, социально-бытового и иного назначения, осуществление хозяйственной и иной деятельности, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Также причиной отказа стало то, что ранее истцу уже был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок №а в СНТ «Звездочка» в Ленинском административном округе города Омска Распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 07.07.2015 №1767-р. Вышеуказанная зона покрывает 1/3 садового товарищества Звездочка, в том числе участок истца там тоже определяется. В июле 2022 года К.Г.У. сделала обращение в Министерство обороны с просьбой выдать специальное разрешение на установление границ участка. Из ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что распоряжение земельными участками находится в компетенции органов местного самоуправления, а рассмотрение заявления в департаменте военного имущества Министерства обороны России не представляется возможным. Однако, департаментом имущественных отношений Администрации города Омска неоднократно готовился пакет документов для направления в Министерство обороны РФ для исключения военной зоны со всего садоводства в целом, однако данную зону откорректировали только в отношении садовых участков границы, которых установлены. В связи с тем, что на участок истца право собственности не оформлено, границы не установлены в ЕГРН, то и зону военных объектов с участка истца не снимают. В январе 2023 года истцом было сделано обращение в ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России с вопросом об установлении границ земельного участка с кадастровым номером №. На данное обращение К.Г.У. получила ответ ФГБУ «УЛХиП» Минобороны России № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отмечено, что для принятия такого решения необходимо предоставить в адрес ФГБУ «УЛХиП» Минобороны России документы основания возникновения права собственности на земельный участок. После получения таких документов Учреждение готово вернуться к рассмотрению данного вопроса. Однако в данном ведомстве имеются все землеотводные документы на СТ Звездочка. Кадастровым инженером, Л.Е.А., был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ЛАО, СНТ «Звездочка», участок №. Границы земельного участка установлены в пределах отвода СНТ Звездочка согласно координат, предоставленных департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска. Данный межевой план был направлен в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска для подачи заявления на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка. В ответ на данное заявление департамент имущественных отношений Администрации г. Омска заявил об отсутствии оснований для обращения в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка. Полагает, что отказы Администрации г. Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска и департамента имущественных отношений Администрации г. Омска нарушают права истца, как пользователя садового участка, так как данный факт не дает возможности оформить должным образом право на участок истца. Являясь членом СНТ «Звездочка», с соседями у истца сложились доброжелательные отношения, споров по границе не имеется. Согласно содержащихся в материалах инвентаризации инвентаризационного плана и ведомости кадастровых участков, земельный участок № расположен в границах единого землеотвода СТ «Звездочка». Вместе с тем, согласно Ведомости кадастровых участков, земельный участок №, на момент подготовки данного документа, находился в резерве СТ «Звездочка». Земельный участок СТ «Звездочка» был предоставлен в бессрочное пользование. На момент отвода земельного участка СТ «Звездочка» не была установлена военная зона и участки беспрепятственно предоставлялись садоводам. Военная зона внесена в ЕГРН в 2016 году, а утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Фактическое использование земельного участка в СТ «Звездочка» подтверждается Постановлениями и Материалами инвентаризации начиная с 1992 года. Однако, границы военной зоны к 2023 году не были откорректированы в полной мере. Данный факт не дает истцу возможности воспользоваться дачной амнистией и зарегистрировать право на участок и постройки на нем. Доступ к земельному участку осуществляется за счет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский АО, СНТ «Звездочка», являющийся землями общего пользования и предназначенный для прохода и проезда. Кадастровый номер земельному участку, являющемуся землями общего пользования, был присвоен ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок установлен в границах. Таким образом, земельный участок № находится в границах садоводческого некоммерческого товарищества «Звездочка». С момента выделения К.Г.У. земельного участка она стала владеть и пользоваться указанным земельным участком №, оплачивает за него все необходимые платежи и взносы. Просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 448 кв.м, в соответствии с координатами точек на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Л.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Признать за К.Г.У. право собственности на земельный участок №, аллея 29, площадью 448 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец К.Г.У. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Л.Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, ссылаясь на то, что ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, просит отказать в удовлетворении требований.
Представители ответчиков департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Представители третьих лиц СНТ «Звездочка», Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица кадастровый инженер Л.Е.А., Ф.Р.Ш. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрены аналогичные положения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего до 31 декабря 2018 г., утратившего силу в связи с изданием Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») садовые земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В части 7 статьи 54 Закона № 217-ФЗ (переходные положения) указано, что для целей применения в данном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения данной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Садовым земельным участком признается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3 Закона № 217-ФЗ).
Судом установлено, что К.Г.У. является членом СНТ «Звездочка» и ей был распределен земельный участок №, расположенный в СНТ «Звездочка».
Согласно сведениям ЕГРН, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером № площадью 497 кв.м, границы земельного участка не установлены.
Согласно постановлению Главы администрации г. Омска от 23.12.1992 № 851-п «О предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Звездочка» под коллективный сад в Ленинском районе» из пользования Омского Высшего танкового инженерного училища изъят земельный участок площадью 15,9 га в соответствии со ст. 39 п. 1 ЗК РСФСР. Дополнительно садоводческому товариществу «Звездочка» в бессрочное предоставлен изъятый земельный участок площадью 15,9 га под коллективные сады и огороды в районе п. Черемушки, Ленинского района.
Постановлением Главы администрации г. Омска от 19.10.1993 № 932-п «О предоставлении дополнительно земельного участка садоводческому товариществу «Звездочка» под коллективный сад в Ленинском районе» садоводческому товариществу «Звездочка» в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 20,5 га под коллективный сад в районе п. Черемушки Ленинского района.
Постановлением Главы администрации города Омска №870-п от 07.09.1994г. «О предоставлении в бессрочное пользование садоводческому товариществу «Звездочка» дополнительного земельного участка из земель танкового училища под коллективный сад в Ленинском районе» предоставлен дополнительно садоводческому товариществу «Звездочка» в бессрочное пользование изъятый земельный участок площадью 22,16 га под размещение коллективного сада на землях городской застройки в Ленинском районе.
Кроме того, в Государственном фонде данных Управления Росреестра по Омской области имеется технический отчет об инженерно-геодезических работах на объекте: инвентаризация землепользования садоводческого товарищества «Звездочка» в Ленинском районе г. Омска подготовленный в 1996 году.
Согласно содержащихся в материалах инвентаризации Инвентаризационного плана и Ведомости кадастровых участков, земельный участок № расположен в границах единого землеотвода СТ «Звездочка».
Вместе с тем, согласно Ведомости кадастровых участков, земельный участок №, на момент подготовки данного документа, находился в резерве СТ «Звездочка».
Федеральное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № Директору департамент имущественных отношений города Омска по вопросу изменения границ военной зоны в отношении земельных участков, в том числе расположенных в СНТ «Звездочка», сообщает что имеются факты, свидетельствующие о наличии ошибки в сведениях о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, которые отображены в решении межведомственной комиссии по перепрофилированию или изменению характеристик военного объекта.
Из материалов дела следует, что К.Г.У. обращалась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № <адрес>.
Департамент архитектуры и градостроительства отказал в предоставлении земельного участка в собственность на основании того, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, тип зоны: запретная зона при военном складе, на территории которой без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, осуществление хозяйственной и иной деятельности, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственныхи иных работ.
Так же причиной отказа стало то, что ранее К.Г.У. уже был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок № в СНТ «Звездочка» в Ленинском административном округе города Омска, Распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также К.Г.У. обращалась в Министерство обороны РФ с просьбой выдать специальное разрешение на установление границ участка.
На данное обращение был получен ответ, что распоряжение земельными участками в компетенции органов местного самоуправления, а рассмотрение спорного вопроса в департаменте военного имущества Министерства обороны России не представляется возможным.
Вместе с тем, в январе 2023 года истцом в адрес ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России было направлено обращение об установлении границ земельного участка с кадастровым номером №.
На данное обращение истцом был получен ответ ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России № от 09.02.2023, в котором отмечено, что для принятия такого решения необходимо предоставить в адрес ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России документы основания возникновения права собственности на земельный участок. После получения таких документов учреждение готово вернуться к рассмотрению данного вопроса.
С целью уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровым инженером Л.Е.А. был подготовлен межевой план.
Согласно заключению кадастрового инженера, уточненная площадь участка составляет 448 кв.м, что на 49 кв.м, меньше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости. Границы уточняемого земельного участка, существуют на местности более 15 лет, установлены в соответствии с фактическим использованием в границах ограждения, естественного ландшафта и внесенными в ЕГРН границами смежных участков: в точках н 1-3-4 ограждение деревянное, в точках 4-н2 ограждение металлическое, со стороны аллеи граница участка установлена по границе отвода СНТ «Звездочка». Границы участка согласованы в индивидуальном порядке. В отношении границ от точки 4 до точки н2 было направлено письмо, содержащее извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка. Правообладателю смежного земельного участка с кадастровым номером № Ф.Р.Ш. письмо было вручено, Ф.Р.Ш. в указанное время на согласование границ местоположения земельного участка не явился, возражений не предоставил, граница уточняемого земельного участка от точки 4 до точки н2 считается согласованной с Ф.Р.Ш.. В границах уточняемого земельного участка расположено строение, сведения о котором в ЕГРН отсутствуют. Доступ к земельному участку осуществляется через земельный участок с кадастровым номером № (аллеи садоводства), земель общего пользования.
Согласно пояснениям представителя истца, с момента предоставления К.Г.У. спорного земельного участка, она стала владеть и пользоваться им, производит все необходимые платежи и взносы.
Согласно положениям статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ к землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся в частности земли обороны и безопасности.
В силу пункта 3 статьи 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение), которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В соответствии с пунктом 2 Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим. Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
Пунктом 12 Положения установлен запрет на территории запретной зоны строительство объектов капитального строительства производственного, социально- бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 10-14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Таким образом, при разрешении заявленных исковых требований необходимо учитывать дату внесения сведений о границах запретной зоны ГНК (в настоящее время - ЕГРН), а также о времени строительства спорного садового дома.
Согласно сведениям департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, по результатам рассмотрения многочисленных обращений, направляемых Администрацией г. Омска в адрес органов военного управления, на основании решений межведомственной комиссии при Министерстве обороны России и впоследствии принятыми заместителем Министра обороны России приказами об изменении границ запретной зоны от 29.03.2018 № 180, от 17.08.2020 № 907, в 2019 году в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части исключения из границ запретной зоны земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставленных льготной категории граждан, в 2021 году - в части исключения 2326 земельных участков, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, в запретной зоне находятся ещё порядка 1000 садовых земельных участков, участков гаражных кооперативов, существование которых подтверждается землеотводными документами и документами о предоставлении земельных участков.
Департаментом архивные копии документов, в том числе постановление главы администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Звездочка» в п. Черемушки Ленинского района», полученные из БУ Омской области «Исторический архив Омской области», ДД.ММ.ГГГГ были направлены в Департамент военного имущества Минобороны России, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России для рассмотрения вопроса изменения границ запретной зоны на межведомственной комиссии при Министерстве обороны России путем исключения из неё вышеуказанных территорий.
Согласно рекомендациям, изложенным в письме департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России департаментом направлен перечень кадастровых кварталов садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, в том числе садоводческого товарищества «Звездочка», находящихся в границах запретной зоны, для организации необходимой работы. Также департаментом предложено рассмотреть вопрос об указании в решении межведомственной комиссии при Министерстве обороны России номеров кадастровых кварталов садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также их наименований.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в ответ на письмо департамента от ДД.ММ.ГГГГ проинформировало о необходимости предоставления в его адрес перечня земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, с указанием координат поворотных точек границ земельных участков в системе «WGS 84» (градусы, минуты, секунды). В ответ на письмо департамента от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что готово вернуться к рассмотрению данного вопроса после получения запрашиваемых материалов.
ДД.ММ.ГГГГ департамент сообщил ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, что испрашиваемая информация в виде перечня земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, с указанием координат поворотных точек границ земельных участков в системе «WGS 84» в департаменте отсутствует и повторно предложил рассмотреть вопрос об указании в решении межведомственной комиссии по перепрофилированию или изменению характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления запретных зон военного объекта и/или фактов, свидетельствующих о наличии ошибки в сведениях о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, номеров кадастровых кварталов садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также их наименований.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России проинформировало о том, что позиция указанного ФГКУ по данному вопросу осталась неизменна.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне с особыми условиями использования территории – запретная зона военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (тип: запретная зона при военном складе), установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении запретных и иных зон ЧС особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны».
Как установлено судом, К.Г.У. является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Звездочка» с ДД.ММ.ГГГГ и ей был распределен земельный участок с кадастровым номером № <адрес>.
Спорный объект недвижимого имущества находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ «Звездочка» в бессрочное пользование в 1992-1994 годы, и на момент отвода земельного участка СТ «Звездочка» не была установлена военная зона и участки беспрепятственно предоставлялись садоводам.
Военная зона внесена в ЕГРН в 2016 году, а утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истец пользуется спорным земельным участком на законных основаниях, ее право пользования в установленном законом порядке никем не оспорено.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 39.19. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется однократно. Пунктами 6 и 7 с статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа для граждан имеющих трех и более детей, иных отдельных категорий граждан и (или) некоммерческих организаций созданных гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов.
Согласно пункта 1 статья 3 Закона Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» №1741-03 от 30.04.2015г. предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления:
1) земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи (далее - многодетная семья) в соответствии с областным законодательством, если иное не установлено федеральным законодательством;
2) земельного участка единственному родителю, воспитывающему двух и более несовершеннолетних детей;
3) земельного участка лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения им 25 лет;
4) земельного участка семье, член (члены) которой награжден (награждены) в соответствии с федеральным законодательством орденом «Родительская слава».
К.Г.У. является членом садового некоммерческого товарищества Звездочка, и не относится ни к одной из выше перечисленных отдельных категорий граждан, соответственно, не подпадает под требования однократного предоставления в собственность бесплатно земельного участка.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает возможным признать за К.Г.У. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, уникальной характеристикой земельного участка как недвижимой вещи выступает его площадь, определение которой производится в системе координат на местности. Координаты, в свою очередь, определяются, в том числе с учетом длительно существующих на местности межевых знаков, к которым могут относиться ограждения, строения и т.п.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастровой деятельности (действовавшей на момент межевания участка ответчицы), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета является, в частности, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Предусмотренный данными статьями способ защиты права собственности и иных вещных прав предоставляет законному владельцу право обратиться с требованием к лицу, не владеющему индивидуально-определенной вещью, об устранении препятствий в осуществлении прав, не связанных с лишением владения имуществом.
Пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Представленный в материалы дела межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес>, содержит сведения о характерных точках уточняемого земельного участка:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, учитывая отсутствие споров о границах земельных участков между смежными собственниками, суд полагает возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по установленным характерным точкам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К.Г.У. удовлетворить.
Признать за К.Г.У. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по следующим характерным точкам границ земельного участка:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Авдеева
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2023 года.
Судья