Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2-85/2024 (2-510/2023;) ~ М-472/2023 от 04.12.2023

11RS0007-01-2023-000671-74

Дело № 2-85/2024    

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Вуктыл Республика Коми 6 марта 2024 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Белопшицкой Т.М.,

с участием старшего помощника прокурора города Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Вуктыла Республики Коми обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации и просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обеспечить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническим средством реабилитации - поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными) в количестве 2 штук и поручнями (перилами) для самоподнимания угловыми в количестве 2 штук в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Шеиной О.А. - матери и опекуна недееспособной ФИО, в ходе которой выявлены нарушения исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации регламентировано, что каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, в случае инвалидности.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ).

Как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, медицинская реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Как следует из положений абзаца 4, 7 части 2 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, в том числе специальные средства для ухода, протезные изделия (включая слуховые аппараты).

В силу положений части 8 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов, технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (часть 12 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень (далее - Перечень) реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 (далее - Правила), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления инвалида и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (пункты 2, 4).

В силу пункта 5 Правил и пункта 11 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 года № 256, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

-высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление);

-в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном в пункте 12 настоящих Правил.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как следует из материалов гражданского дела, ФИО установлена инвалидность I группы с 25 ноября 2017 года повторно (инвалидность с детства), бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 42.102.Э.11/2017 от 21 декабря 2017 года, ФИО предусмотрена необходимость выдачи поручней (перила) для самоподнимания прямые (линейные) в количестве 2 штуки и поручней (перила) для самоподнимания угловые в количестве 2 штуки для проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий с 25 ноября 2017 года - бессрочно.

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года.

Исполнителем рекомендованного реабилитационного мероприятия ФИО является Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми).

Вышеуказанные технические средства реабилитации (далее - ТСР), включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.

На основании заявлений Шеиной О.А. от 29 ноября 2022 года № 1100_9391439, № 1100_9391442 она поставлена на учет в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по обеспечению вышеуказанными ТСР.

В соответствии с информацией ОСФР по Республике Коми от 30 октября 2023 года № АХ-13-18/173610, в целях обеспечения в 2023 году инвалидов Поручнями Отделением на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru неоднократно размещались запросы ценовой информации (№ 0207100000123000371, № 0207100000123000547, № 020710000013000503, № 0207100000123000593, № 0207100000123000626) с целью формирования НМЦК. Коммерческие предложения от поставщиков, в количестве, остаточном для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (далее - НМЦК) по вышеуказанным запросам в Отделение не поступили, в связи с чем, закупки на официальном сайте не размещались, государственные контракты не заключались.

Ответчиком ОСФР по Республике Коми 30 января 2023 года на официальном сайте размещен запрос ценовой информации № 0207100000123000023 (извещение № 0207100000123000037), коммерческие предложения в ОСФР по Республике Коми поступили, победителем признано Акционерное общество «Московское ПрОП».

Между Отделением и АО «Московское ПрОП» 2 мая 2023 года заключен государственный контракт № 270 на поставку инвалидам поручней (перил) для самоподнимания. В рамках данного контракта обеспечивались граждане с инвалидностью, подавшие заявления ранее ФИО

ОСФР по Республике Коми на официальном сайте размещен запрос ценовой информации от 19 октября 2023 года № 207100000123000688 на поставку поручней.

Однако, в настоящее время закупка на официальном сайте не размещена, поставщик не определен, государственный контракт не заключен, направление на получение Поручней ФИО не выслано.

Таким образом, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на период данной проверки ФИО не обеспечена необходимым техническим средством реабилитации, то есть свыше 11 месяцев.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15 мая 2006 года № 5-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, следует, что Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Необеспечение ОСФР по Республике Коми ФИО указанным средством реабилитации нарушает ее право инвалида на социальную защиту.

Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В связи с тем, что нарушены социальные права ФИО, а также в силу того, что она является недееспособной и по состоянию здоровья (инвалидность I группы) она не может самостоятельно защищать свои интересы в суде, прокурором города подано настоящее заявление.

В настоящем судебном заседании от истца поступило заявление об отказе от исковых требований, мотивированное тем, что ответчик в добровольном порядке обеспечил ФИО необходимыми техническими средствами реабилитации.

    Представитель ответчика ОСФР по Республике Коми, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явился, представил подробный письменный отзыв, указав об исполнении обязанностей по обеспечению ФИО техническими средствами реабилитации, что подтверждается актом приема-передачи от 30 ноября 2023 года № 14259 поставщика в лице Акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (филиал «Сыктывкарский»).

    Третье лицо Шеина О.А. также надлежащим образом извещалась судом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, однако в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения заявления не ходатайствовала.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений статьи 220 названного Кодекса суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Согласно статье 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда.

Исследовав материалы гражданского дела, принимая во внимание заявление прокурора об отказе от заявленных исковых требований, суд считает необходимым принять отказ от заявленных исковых требований, поскольку это не противоречит закону, законные права и интересы иных лиц не нарушены.

Положения статей 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть последствия прекращения производства по делу, истцу понятны.

При изложенных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 220 и 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    

    производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации - прекратить.

Определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми путем подачи частной жалобы в пятнадцатидневный срок через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

2-85/2024 (2-510/2023;) ~ М-472/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОИСТЕЦ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИСКА и отказ принят судом
Истцы
Прокурор г. Вуктыла Республики Коми Вокуев Е.А.
Шеина Елена Анатольевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Другие
Шеина Ольга Анатольевна
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Судья
Сергеева Евгения Евгеньевна
Дело на странице суда
vuktyl--komi.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее