Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-219/2014 ~ М-204/2014 от 01.08.2014

Дело № 2-219/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2014 года

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре Епишиной Н.А., с участием:

представителя истца – главного специалиста-эксперта Коми-Пермяцкого территориального отдела управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Канюкова Б.С.,

представителя ответчика – главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» Мкртчян О.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» о прекращении нарушений санитарного законодательства,

                                                         установил:

Коми-Пермяцкий территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» с требованиями признать действия ответчика по нарушению санитарного законодательства противоправными и возложить на него обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства, а также обязать ГБУЗ Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» осуществлять медицинскую деятельность в соответствиями с требованиями статей 11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999; СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Заявляя названные требования, истец, в качестве доводов к их удовлетворению указал следующее.

В результате плановой проверки, проведённой Коми-Пермяцким территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в период с 05 сентября 2013 года по 01 октября 2013 года, был выявлен ряд допущенных ГБУЗ Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» нарушений санитарного законодательства, вследствие чего ответчик и ответственные лица привлечены к административной ответственности. Кроме этого, было выдано Предписание по устранению выявленных нарушений №56 со сроками исполнения 01.10.2013, 01.03.2014 и 01.06.2014 года.

Частично нарушения ответчиком были устранены. Однако в связи с отсутствием информации о выполнении некоторых пунктов предписания, в отношении ГБУЗ Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено не устранение следующих нарушений:

- в гинекологическом и хирургическом отделениях, буфетном отделении детского отделения, процедурном кабинете терапевтического отделения, процедурном кабинете инфекционного отделения, рабочем кабинете биохимического исследования крови клинико-диагностической лаборатории отсутствует внутренняя разводящая сеть канализации, что является нарушением п.5.1 р.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее по тексту – СанПиН 2.1.3.2630-10);

- в хирургическом корпусе и клинико-диагностической лаборатории не организована приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, что является нарушением п.6.5 р.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- клинико-диагностическая лаборатория размещена в проходном отсеке здания стационара, через общий коридор проходят пациенты в кабинет УЗИ, в туалет для пациентов, сотрудники больницы в помещения хозяйственного назначения (склад завхоза), чем нарушен п.10.17.1 р.1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В общем коридоре происходит перекрест потоков движения пациентов, материала на исследование (кровь, моча), чистой лабораторной посуды, планировка КДЛ не обеспечивает поточность технологических процессов, чем нарушен п.3.3 р.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- площадь кабинета взятия крови к клинико-диагностической лаборатории не соответствует требованиям приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10: 5 м2 при нормируемой не менее 9 м2;

- в кабинете забора крови клинико-диагностической лаборатории отсутствуют раковины для мытья рук, что является нарушением п.5.5 р.1 СанПиН 2.1.3.2630-10;

- площади функциональных помещений хирургического отделения не соответствуют требованиям приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10: операционная – 23,2 м2 при нормативе 36 м2; перевязочные – 16,6 м2 и 7,4 м2 при норме – 22 м2;

- в гинекологическом отделении не соответствуют требованиям приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10: площадь процедурного кабинета – 9,4 м2 при нормируемой не менее 12 м2; площадь смотровой – 8,2 м2 при нормируемой не менее 16 м2, площадь абортария – 10,9 м2 при нормируемой не менее 24 м2;

- на пищеблоке объемно-планировочное решение предприятия, набор и площади помещений предприятия не обеспечивают соблюдение поточности технологических процессов, не обеспечивают отсутствие встречных и перекрещивающихся потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, не обеспечивают соблюдение необходимых гигиенических условий для приготовления блюд, безопасных для потребителя, чем нарушены Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3.2630-10, СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее по тексту - СП 2.3.6.1079-01);

- не все производственные цеха оборудованы раковинами с подводкой горячей и холодной воды: подводка горячей воды осуществлена только к моечным ваннам для мытья посуды, при входе установлена раковина для мытья рук с подводкой холодной воды, в мясо-рыбном цехе, овощном цехе раковина с подводкой холодной воды, чем нарушен п.3.3 СП 2.3.6.1079-01;

- моечные ванны, являющиеся источником повышенных выделений влаги, не оборудованы локальной вытяжной системой вентиляции с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, чем нарушен п.4.5 СП 2.3.6.1079-01.

В качестве правовых оснований заявленных требований, истцом также сделаны ссылки на статью 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прописывающей обязанности, в том числе юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также на статью 39 названного Федерального закона, содержащих положения об утверждении санитарных правил.

Нарушение санитарных правил, по мнению истца, способствует возникновению и распространению внутрибольничных инфекций, которые могут причинить вред здоровью пациентов, обратившихся за медицинской помощью в ГБУЗ Пермского края «Юрлинская центральная районная больница». Нарушение санитарных правил при организации питания пациентов, находящихся на круглосуточном стационарном лечении в ГБУЗ Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» также отрицательно влияют на их здоровье, так как питание является существенным фактором к выздоровлению. Кроме того, выявленные нарушения могут привести к возникновению пищевых отравлений и распространению кишечных инфекций.

В судебном заседании представитель истца Канюков Б.С., настаивая на заявленных требованиях, просил установить срок для устранения нарушений до 01 января 2015 года.

В судебном заседании представитель ответчика Мкртчян О.В., признав исковые требования частично, пояснила суду следующее. Ряд нарушений установленных в хирургическом и гинекологическом отделениях затрагивает здание, относящееся к памятникам архитектуры. Принятие решений по этому зданию будет возможным лишь после установления и документального закрепления правоотношений с Министерством культуры, и только с его разрешения. На сегодняшний день проводить какие-либо работы в нём без разрешения Министерства культуры нельзя. Поэтому невозможно установить внутреннюю разводящую сеть канализации в гинекологическом и хирургическом отделениях, также невозможно привести в соответствие площади помещений операционной и перевязочной в хирургическом отделении и площади процедурного кабинета, смотровой, абортария в гинекологическом отделении.

Касаемо других имеющихся нарушений, устранить их все до 01 января 2015 года невозможно, поскольку это займёт гораздо больше времени и потребует значительных финансовых вложений, а именно более двух миллионов рублей, чего учреждение не имеет и заработать не может. До названного срока возможно устранить нарушения в пищеблоке и установить раковину для мытья рук в кабинете забора крови клинико-диагностической лаборатории. Более длительный срок требуется для приведения площади клинико-диагностической лаборатории в соответствие с требованиями приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, для оборудования её приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, и для размещения её в помещении, позволяющем обеспечить отсутствие перекрёстных потоков движения пациентов, материалов на исследование, чистой лабораторной посуды, а также обеспечением поточности технологических процессов. Представитель ответчика обращалась в Министерство здравоохранения Пермского края за финансированием для этих целей, но ни утвердительного ответа, ни отказа в удовлетворении просьбы в письменном виде ей не выдали, поэтому полагает разумным и реальным для устранения названных нарушений срок до 01 декабря 2015 года.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статьёй 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологи- ческом благополучии населения" установлены обязанности юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с названной нормой юридические лица обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3.2630-10), установлено следующее:

- в соответствии с п. 3.3 гл.1 структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности;

- в соответствии с п.5.1 гл.1 все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением;

- в соответствии с п.5.5 гл. 1 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;

- в соответствии с п.6.4 здания ЛПО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением;

- в соответствии с п.10.17.1 гл.1 клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий.

Приложением 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрены минимальные площади помещений. Так, согласно п.32 помещение смотровой должно иметь площадь 16 м2; согласно п.33 помещение перевязочной – 18 м2; согласно п.34 помещение процедурной для внутренних вливаний, забора венозной крови, внутримышечных, внутрикожных инфекций – 12 м2; согласно п.35 помещение малой операционной – 24 м2; согласно п.84 помещение операционной общепрофильной – 36 м2; согласно п.111 помещение взятия проб капиллярной крови – не менее 9 м2.

Согласно п. 14.3 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 введены в действие санитарные правила "СП 2.3.6.1079-01. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утверждённые Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 года (далее по тексту СП 2.3.6.1079-01).

В соответствии с подп.2 примечания к пункту 3.3 СП 2.3.6.1079-01 все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды.

В соответствии с п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.

Согласно п.5.1 СП 2.3.6.1079-01 объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

Согласно п.5.2 СП 2.3.6.1079-01 набор и площади помещений должны соответствовать мощности организаций и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм.

Согласно п.8.1 СП 2.3.6.1079-01 при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий необходимо строго соблюдать поточность технологических процессов.

Согласно п.8.4 СП 2.3.6.1079-01 обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах.

На основании распоряжения Правительства Пермского края от 19.12.2013 г. № 304-рп «Об обеспечении принятия муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Пермского края», муниципальное учреждение здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» (ГБУЗ ПК «Юрлинская ЦРБ») с 01 июля 2014 года.

Судом установлено, что 21 августа 2013 года заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю Л.Н. Акимовой издано распоряжение № 1125 о проведение плановой выездной проверки юридического лица – муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» (далее по тексту – МУЗ «Юрлинская центральная районная больница»). Предметом проверки обозначено соблюдение обязательных требований.

С 05 сентября 2013 года по 01 октября 2013 года проверка была проведена, по итогам составлен акт № 73, где зафиксированы установленные нарушения, в том числе и те, которые указаны в иске.

По результатам проверки ведущим специалистом-экспертом Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Казанцевой А.В. 01 октября 2013 года МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» выдано предписание с требованием устранить имеющиеся нарушения в обозначенные в предписании сроки. Помимо предписания, в отношении МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» 01 октября 2013 года составлен протокол № 301 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев который главный санитарный врач по Коми-Пермяцкому округу Федькова М.В. 10 октября 2013 года вынесла постановление № 273-К, признав МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» виновным в совершении вменённого правонарушения и, назначив наказание в виде административного штрафа. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

25 июня 2014 года заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Пермскому краю Л.Н. Акимовой издано распоряжение № 1021 о проведение внеплановой выездной проверки юридического лица – муниципального учреждения здравоохранения «Юрлинская центральная районная больница» Предметом проверки обозначено выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).

Проверка проведена с 17 июля 2014 года по 25 июля 2014 года, по итогам составлен акт № 66, где зафиксированы выполненные и невыполненные пункты предписания №56 от 01.10.2013 года, в результате чего ГБУЗ ПК «Юрлинская ЦРБ» выдано новое предписание №43 от 25 июля 2014 года, где определено в срок до 01 января 2015 года устранить повторно выявленные нарушения, с требованием об устранении которых истец обратился с иском в суд.

Согласно письму ООО «РИК» от 20 мая 2014 года, адресованному главному врачу МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» Мкртчян О.В., стоимость проектирования с детальным обследованием здания (без учёта экспертизы) составит 250 тысяч рублей, а ориентировочная стоимость на реконструкцию составит более трёх миллионов рублей.

27 мая 2014 года главный врач Мкртчян О.В., предоставив документы в обоснование, обращалась в администрацию Юрлинского муниципального района Пермского края о финансировании мероприятий, связанных с устранением несоответствий нормам пожарной безопасности и лицензионных правил, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В выделении денежных средств отказали в связи с передачей имущественного комплекса МУЗ «Юрлинская центральная районная больница» в краевую собственность.

С учётом изложенного, финансового положения ответчика, суд находит возможным и реальным в срок до 01 января 2015 года устранение ответчиком нарушений требований п. 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10; п.3.3, п.4.5, п.5.1, п.5.2, п.8.1, п.8.4 СП 2.3.6.1079-01.

Устранение нарушений п.3.3, п.5.1 (в части, касающейся детского, терапевтического, инфекционного отделений и клинико-диагностической лаборатории), п.6.4, п.10.17.1 и п.111 приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, требует большего времени и значительных финансовых вложений, что объективно исполнить в обозначенный срок (до 1 января 2015 года) невозможно. Суд полагает достаточным обозначить срок для устранения названных нарушений до 01 декабря 2015 года, поскольку установление такого срока должно обеспечить ответчику реальную возможность исполнения возлагаемой обязанности.

Рассматривая требование истца о возложении на ГБУЗ ПК «Юрлинская центральная районная больница» обязанности по устранению выявленных нарушений в хирургическом и гинекологическом отделениях, суд находит его подлежащим оставлению без удовлетворения. Несмотря на требования действующего законодательства, исполнение ответчиком предписания в части требований по оборудованию внутренней разводящей сетью канализации гинекологического и хирургического отделений, по приведению в соответствие площадей функциональных помещений хирургического отделения, площадей процедурного кабинета, смотровой и абортария в гинекологическом отделении, исполнить ответчиком не представляется возможным, поскольку названные помещения расположены в здании, являющемся объектом культурного наследия, памятником истории, архитектуры и градостроительства. Данное обстоятельство подтверждено охранным обязательством № 27-05-09-94 от 25 сентября 2014 года, заключённым между Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края и ГБУЗ «Юрлинская центральная районная больница». В соответствии с названным документом ГБУЗ «Юрлинская центральная районная больница» является пользователем данного здания. В соответствии с условиями пользования ГБУЗ «Юрлинская центральная районная больница» не имеет права производить без письменного разрешения «Госоргана» никаких работ по реставрации, текущему или капитальному ремонту объекта культурного наследия, в том числе приведение объекта в нормативное противопожарное, санитарно-гигиеническое или иное состояние.

Таким образом, суд находит установленным факт совершения ответчиком противоправных действий в части несоблюдения санитарного законодательства, а иск подлежащим удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

                                                       р е ш и л:

Исковые требования управления Роспотребнадзора по Пермскому краю удовлетворить частично.

Признать противоправными действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» в части несоблюдения санитарного законодательства.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» в срок до 01 января 2015 года устранить нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», а именно:

- установить раковину для мытья рук в кабинете забора крови клинико-диагностической лаборатории;

- изменить на пищеблоке объемно-планировочное решение предприятия для обеспечения поточности технологических процессов, отсутствия встречных и перекрещивающихся потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, соблюдения необходимых гигиенических условий для изготовления блюд, безопасных для потребителя;

- все производственные цеха пищеблока оборудовать раковинами с подводкой горячей воды;

- моечные ванны пищеблока оборудовать локальной вытяжной системой вентиляции с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.

Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» в срок до 01 декабря 2015 года устранить нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:

- установить внутреннюю разводящую сеть канализации в детском отделении (буфетное отделение), в процедурном кабинете терапевтического отделения, в процедурном кабинете инфекционного отделения, в рабочем кабинете биохимического исследования крови клинико-диагностической лаборатории;

- оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением в клинико-диагностической лаборатории;

- разместить клинико-диагностическую лабораторию в помещении, позволяющем обеспечить отсутствие перекрестных потоков движения пациентов, материала на исследование (кровь, моча), чистой лабораторной посуды, а также обеспечить поточность технологических процессов;

- привести площадь клинико-диагностической лаборатории в соответствие с требованиями приложения 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно: не менее 12 квадратных метров.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Юрлинская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета Юрлинского муниципального района в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.

Судья

Юрлинского районного суда                                                        Т.И. Труженикова

2-219/2014 ~ М-204/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
Ответчики
ГБУЗ "Юрлинская ЦРБ"
Судья
Труженикова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
01.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2014Передача материалов судье
04.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2014Судебное заседание
29.09.2014Судебное заседание
03.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее