Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.,
при секретаре Блинове Е.С.,
с участием прокурора ЧАС, представителя ответчика - ПИВ (до перерыва в судебном заседании),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона СВГ, действующего в интересах ФВЮ, к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» о признании действий по включению премии в состав заработной платы - незаконными и взыскании недоплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона СВГ, действуя в интересах ФВЮ, обратился в суд с вышеуказанным иском, который мотивирован следующим.
Военной прокуратурой Благовещенского гарнизона по заявлению гражданки ФВЮ проведена проверка, которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (далее - Управление).
ФВЮ работает в войсковой части № в должности стрелка команды ВОХР с ДД.ММ.ГГГГ.
Войсковая часть № в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации ШТВ. от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» состоит на финансовом обеспечении Управления без открытия отдельного лицевого счета.
Между тем, ФВЮ не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую включена премия, определенная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ №).
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января в 2021 г. составлял 12 792 руб. в месяц.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации издан приказ №, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 приказа № предусматривает выплату дополнительного стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в переделах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Исходя из указанных положений, можно прийти к выводу о том, что премия, выплачиваемая на основании приказа №, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала военной комендатуры, поскольку является дополнительным материальным стимулированием и соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью № и ФВЮ заключен трудовой договор без номера, по условиям которого последняя с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность стрелка (для охраны объектов части от действий злоумышленников и обеспечения пропускного режима) названной организации.
В соответствии с пунктом 13 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФВЮ установлена заработная плата: должностной оклад - 6 891 руб., районный коэффициент – 30 %, надбавка за работу с тяжелыми и вредными условиями труда - 8 %, премия по результатам работы за месяц - до 25 %, а также единовременное вознаграждение по итогам работы за год.
При этом, из расчетных листков следует, что в различные периоды времени по ДД.ММ.ГГГГ г. ФВЮ начислялась премия в соответствии с приказом Минобороны России №.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ЖСФ» определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, постановлением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АД20-1 установлено, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Соответствующая правовая позиция выражена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Согласно разъяснениям Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, если работник работает неполное рабочее время или является совместителем, то его зарплата может быть ниже МРОТ, но минимальный ее порог определяется как часть МРОТ, пропорциональная отработанному времени.
В ходе проверки установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. ФВЮ не доплачивалась заработная плата в следующих размерах: в ДД.ММ.ГГГГ г. - 3 469 руб. 29 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 2 800 руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 123 руб. 16 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 4 315 руб. 96 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 2 396 руб. 82 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 2 925 руб. 67 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 4 701 руб. 67 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 2 298 руб. 29 коп., в ДД.ММ.ГГГГ г. - 655 руб. 77 коп., а всего в размере 23 686 руб. 63 коп.
Сумма НДФЛ = 23686,63 х 13% = 3 079 руб. 26 коп.
Таким образом, с учетом необходимого удержания налога на доходы физических лиц, с причитающейся ФВЮ заработной платы, сумма, подлежащая выплате, составляет 20 607 руб. 37 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 21, 22, 129, 132, 133, 135 ТК РФ, заместитель военного прокурора Благовещенского гарнизона СВГ, просит суд:
- признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)», связанные с включением премии, выплачиваемой ФВЮ на основании приказа Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав заработной платы, незаконными;
- взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» в пользу ФВЮ недоплаченную заработную плату за период работы в должности стрелка команды ВОХР с ДД.ММ.ГГГГ г. в общей сумме 20 607 руб. 37 коп.
Представителем ответчика – врио начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» СИО, представлен отзыв на иск, в котором выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями, в виду следующего. Позиция Управления в обоснованности действий должностных лиц по правильности начисления заработной платы работнику войсковой части № ФВЮ, включению в размер минимальной оплаты труда дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» основана на нормах действующего законодательства и разъяснениях Департамента социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №нс по данному вопросу.
В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № представители Министерства обороны РФ, осуществляющие полномочия работодателя, должны обеспечить выплату месячной заработной платы гражданскому персоналу, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему норму труда не ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в пределах доведенных на оплату труда гражданского персонала лимитов бюджетных средств, предусмотрев в локальных нормативных актах стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда гражданского персонала.
С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
Взаимосвязанное толкование положений части третьей статьи 133 ТК РФ и части первой статьи 129 ТК РФ позволяет сделать вывод, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (районный коэффициент, надбавка за отдаленность, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время). МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. В соответствии с частью 2 статьи 133 ТК РФ МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, предназначенное работнику как стороне трудового договора и выплачиваемое ему работодателем в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающее также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Поскольку дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №, являются оплатой труда работников, с них уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ, то есть они учитываются при расчете выплат в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством.
Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №, не предусмотрены системой оплаты труда, которая установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не означает, что данные дополнительные премии не входят в состав заработной платы, определенной статьей 129 ТК РФ, которая учитывается при выплате минимального размера оплаты труда в соответствии со статьей 133 ТК РФ.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне.
В сообщении первого заместителя Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что с учетом Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТ.
Следовательно, остальные выплаты, произведенные работодателем работнику за месяц, в том числе дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом №, являются частью вознаграждения работника за труд, а значит, должны учитываться при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ. Изложенная правовая позиция поддержана Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (исх. №нс от ДД.ММ.ГГГГ). В постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П изложено аналогичное толкование взаимодействия норм федерального законодательства и приказов МО РФ.
Таким образом, премия, выплачиваемая работнику в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и стимулирующие выплаты, выплаченные по указанию Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются неотъемлемой составной частью вознаграждения за труд работнику работодателем, в связи с чем, должны учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ и указанные действия должностных лиц Управления не нарушали прав ФВЮ
Кроме того, расчет исковых требований истца на доплату заработной платы ФВЮ до МРОТ является необоснованным, так как произведен без учета обстоятельств того, что она, являясь стрелком ВОХР, привлекалась на работу в соответствии со сменным графиком и оплата ее труда подлежит начислению по требованиям суммированного учета рабочего времени.
В случае если не учитывать, произведенные ФВЮ выплаты дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма недополученной заработной платы до МРОТ за период с ДД.ММ.ГГГГ года составляет 15 723,44 руб. (расчет прилагается).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика - войсковой частью № отзыв на иск не предоставлен.
Участвуя в судебном заседании, помощник военного прокурора Благовещенского гарнизона ЧАС на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец ФВЮ о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» ПИВ, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Руководствуясь ч.3 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело по существу в отсутствии истца и представителя третьего лица.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы настоящего дела, пришел к следующему.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в целях создании условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
В силу ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международною права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 cт. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между начальником склада (по хранению автобронетанкового имущества), войсковая часть № КАН и ФВЮ заключен трудовой договор, по условиям которого последняя с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность стрелка, для охраны объектов части от действий злоумышленников и обеспечения пропускного режима в команду военизированной охраны.
За выполнение трудовых обязанностей ФВЮ устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы 6891 рублей, выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда – 8%, районный коэффициент – 30 %, выплаты стимулирующего характера: премиальные выплаты по итогам работы за месяц – до 25 %, иные выплаты стимулирующего характера единовременно в конце года - до 2 должностных окладов по занимаемой должности (ст. 13 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Министром обороны Российской Федерации издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (п. 1 Порядка).
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2 Порядка).
На основании указанных положений, ФВЮ ежемесячно выплачивалась премия, начисляемая в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данное обстоятельство подтверждается расчетными листками ФВЮ, согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ года ФВЮ начислена премия (пр. 1010 за месяц) в сумме 1500 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 2800 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года - 2600 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 2800 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 3000 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 3500 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 3000 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 2900 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ года – 2900 рублей.
Согласно положениям ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данною работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработном плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В связи с этим, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работникам в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, то есть работодатель освобожден от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов с размером минимального размера оплаты труда, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты груда на территории Российской Федерации для трудоспособного населения установлен в размере 12 792 рубля (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ).
На территории Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ региональное соглашение о размере минимальной заработной платы отсутствует, в связи с чем необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.
Согласно п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда, а начисляются сверх него.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
При этом приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданскою персонала Вооруженных Сил Российской Федерации)» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании приведенных положений законодательства, суд полагает, что премии, выплаченные ФВЮ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются неотъемлемой составной частью заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда.
На основании выше установленных обстоятельств, в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона СВГ, действующего в интересах ФВЮ надлежит отказать полностью.
С учетом принятого решения об отказе в удовлетворении исковых требований, оснований для проверки расчета исковых требований в связи со сменным графиком работы истца и необходимостью начисления оплаты её труда исходя из суммированного учета рабочего времени, судом не установлено.
Судебных расходов по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Благовещенского гарнизона СВГ, действующего в интересах ФВЮ, к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» о признании действий по включению премии в состав заработной платы - незаконными и взыскании недоплаченной заработной платы, - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Скобликова Н.Г.