РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2023 года с. Мраково РБ
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Абдрахимова Г.А.,
с участием истицы Казбулатовой Г.Ю.,
представителя ответчика Бикмухаметова В.У.,
при секретаре Елисеевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-437/2023 по исковому заявлению Казбулатовой Г.Ю. к Администрации сельского поселения Юлдыбаевский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Казбулатова Г.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Юлдыбаевский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ года между ней и совхозом <данные изъяты>» был заключен договор приватизации жилищного фонда и хозяйственных построек. Согласно п.п.2,3 договора, совхоз «<данные изъяты> передает ей в собственность путем продажи по остаточной стоимости от первоначальной цены квартиру и хозяйственные постройки. Она оплатила указанную в договоре стоимость квартиры и построек в сумме 111816 рублей, что подтверждается квитанцией к приходном ордеру №.... Полагает, что она на законных основаниях вселилась в квартиру, где и проживает в настоящее время.
Истица просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Казбулатова Г.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить иск. Суду пояснила, что указанная квартира ей была выделена в связи с наличием трудовых отношений с совхозом «<данные изъяты>», возникших с ДД.ММ.ГГГГ года, с момента выделения квартиры, с ДД.ММ.ГГГГ года она проживает в указанной квартире, спора о праве на имущество не имеется, ее право на квартиру никто не оспаривал.
Представитель ответчика - Администрации СП Юлдыбаевский сельсовет МР Кугарчинский район РБ Бикмухаметов В.У. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 11 Закона о приватизации жилья каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании статьи ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В части 1 статьи 92 ЖК РФ указано, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 7 Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Казбулатова Г.Ю. работала в совхозе <данные изъяты>, уволена в связи с ликвидацией совхоза ДД.ММ.ГГГГ года, что следует из трудовой книжки истицы.
ДД.ММ.ГГГГ года между истицей и совхозом <данные изъяты>» был заключен договор приватизации жилищного фонда и хозяйственных построек в связи с трудовыми отношениями, как с работником совхоза.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <данные изъяты>, собственник жилого дома по адресу: <адрес>2 не установлен, сведений об объекте недвижимости не имеется.
По справкам, выданным Администрацией СП Юлдыбаевский сельсовет № <данные изъяты>, истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Жилой дом по указанному адресу не состоит на балансе Администрации сельского поселения Юлдыбаевский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.
По сведениями Кугарчинского участка Стерлитамакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» за <данные изъяты>, истица право на приватизацию не использовала.
Согласно технического паспорта по состоянию на <данные изъяты> в жилом доме, расположенном по адресу: Республика <адрес>, состоит из литера «А»-коридора (5,9 кв.м.), подсобного (3,6 кв.м.) кухни (7,9 кв.м.), двух жилых комнат (14,4 кв.м., 9,9 кв.м.), кладовой (1,4 кв.м.), итого 63,0 кв.м., литеры а1- из 4 веранд (9,2 кв.м., 5,2 кв.м., 4,4 кв.м.,1,1 кв.м.)- итого 19,9 кв.м.
МУП совхоз <данные изъяты>» ликвидирован – определением Арбитражного суда РБ конкурсное производство завершено ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно трудовой книжки, истица принята на работу в совхоз <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года, уволена ДД.ММ.ГГГГ года.
Как видно из материалов гражданского дела, жилой дом был предоставлен истцу для проживания совхозом в ДД.ММ.ГГГГ году, на момент предоставления жилой дом относился к государственному жилищному фонду. При этом между истцом и совхозом возникли жилищные правоотношения, а также у истца с этого времени возникло право на приватизацию указанного жилого дома, которое сохраняется за ним до настоящего времени в силу ст. 18 Закона о приватизации.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 4 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственного в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.
Спорный жилой дом был возведен совхозом " <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году, и предоставлен истцу.
При таких обстоятельствах, жилой дом построен на государственные средства, следовательно, истице не может быть отказано в приватизации этого жилого помещения.
Исходя из ст. 2 Закона РФ О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что за истицей сохраняется право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поэтому иск о признании права собственности в порядке приватизации за истцом на жилую квартиру подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 67, 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, -░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 63,0 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░