Дело №5-725/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 02 марта 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., рассмотрев с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Данилова Д.Э., должностного лица УМВД России <адрес> АКВ, материалы об административном правонарушении в отношении
Данилова Даниила Эдуардовича, <иные данные> |
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут Данилов Д.Э., находясь на <адрес>, являясь участником публичного мероприятия, приуроченного к несанкционированной акции «общероссийский протест», в составе группы из двух человек, с целью привлечения общественного внимания с плакатом А1 с надписью «<иные данные>!», будучи осведомленным об отсутствии согласования на проведение данного публичного мероприятия, принял участие в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. На неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении проведения публичного мероприятия не реагировал. Своим деянием Данилов Д.Э., вопреки требованию ч.3 ст.6 Федерального закона Российской Федерации №54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании» нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия.
В судебном заседании должностное лицо УМВД России <адрес> АКВ пояснила, что факт административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, установлен, вина Данилова Д.Э. в совершении данного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе сведениями, изложенными в объяснении сотрудника полиции, из которых следует, что ЧИВ неоднократно объявляла в громкоговоритель всем присутствующим гражданам о необходимости разойтись и не принимать участие в несанкционированном публичном мероприятии, после чего обратила внимание на двух граждан с плакатами, у одного из которых был плакат с надписью «<иные данные>!». Указание в протоколе надписи другого плаката является технической ошибкой. Она также присутствовала на площади вместе с другими сотрудниками полиции и видела молодого человека (Данилова Д.Э.) с плакатом «<иные данные>!» в то время, как ЧИВ в громкоговоритель просила граждан разойтись.
Данилов Д.Э. пояснил, что вину признает, участвовал в несанкционированном митинге, был с плакатом «<иные данные>!», а не с плакатом «<иные данные>»; о том, что необходимо разойтись, не слышал; <иные данные>.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Данилов Д.Э. вину признал в принятии участия в несанкционированном митинге, с протоколом ознакомлен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующих лиц, просмотрев фото- и видеоматериал, содержание плаката, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст.3 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004г. №54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 24.10.2013г. №1618-О, от 24.10.2013г. №1619-О, Федеральный закон №54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (ст.ст.5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (ст.6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (ст.ст.12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса РФ об АП, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (ст.ст.5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч.ч.5 и 6 ст.20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (ч.1 ст.2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст.6 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ.
Согласно п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ).
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно позиции, изложенной в п.33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей ст.20.2 Кодекса РФ об АП является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные ч.2 ст.6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч.ч.3, 4 ст.6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, которая в данном случае является специальной по отношению к ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об АП.
Согласно ответу Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, уведомления о намерении провести публичные мероприятия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в министерство не поступали.
Как следует из ответа администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, уведомления о запланированных публичных мероприятиях протестного характера не поступали.
Из письменных объяснений Данилова Д.Э. от ДД.ММ.ГГГГ следует, чтоиз сети «Интернет» он узнал о том, что НА прилетел в Россию и его посадили в тюрьму. Его заинтересовала эта тема, и он решил сходить на одиночный пикет. О дате, времени и месте проведения в <адрес> митинга он узнал из социальной сети «Вконтакте» и решил выйти на митинг с той целью, чтобы не сажали в тюрьму невиновных людей. ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов, находясь в колледже, он решил написать плакат, чтобы взять его с собой на митинг. На плакате он сам написал придуманный им текст: «<иные данные>!». В 14 часов он с плакатом пришел на <адрес> и раскрыл плакат. Рядом с ним стоял СИС У него был плакат иного содержания. В это время на <адрес> было уже много людей, около 800 человек. Добавляет, что на митинг от <адрес> до <адрес> он шел с СИ.
Из письменных объяснений СИС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из сети «Интернет» он узнал, что НА прилетел в Россию и его посадили в тюрьму. Его заинтересовала эта тема, он решил сходить на одиночный пикет. О дате, времени и месте проведения в <адрес>, митинга он узнал из социальной сети «Вконтакте», и решил выйти на митинг с целью того, чтобы не садили в тюрьму невинных людей. ДД.ММ.ГГГГ, около 14 часов, находясь в колледж, он решил написать плакат, чтобы взять его с собой на митинг. На плакате он сам написал придуманный ему текст: «<иные данные>!!!! В 14 часов он с плакатом пришел на <адрес> и раскрыл плакат, рядом с ним стоял Данилов Данил, у него в руках тоже был плакат другого содержания. В это время на площади Ленина было уже много людей, примерно человек 800. Когда он стоял с плакатом, он ничего не выкрикивал. Через некоторое время к ним с Даниловым Д. подошли сотрудники полиции и проводили их в автобус и привезли в УМВД. На митинг от <адрес> до <адрес> он шел с Даниловым Даниилом.
Из письменных объяснений ЧИВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут осуществлялась охрана общественного порядка на <адрес>. К 14 часам 00 минут на <адрес> начали собираться граждане, которые начали выкрикивать лозунги, разворачивать плакаты с различными надписями политического характера. В целях недопущения участия граждан в несанкционированном митинге и нарушения ФЗ №54 от 19 июня 2004 года, ею объявлено в громкоговоритель всем присутствующим гражданам о том, чтобы граждане разошлись и не принимали участие в несогласованном публичном мероприятии, что они нарушают требования ФЗ №54 от 19 июня 2004 года, и что за участие в таких мероприятиях предусмотрена ответственность в соответствии с законом. После чего заметила двух рядом стоящих граждан, один из которых держал в руках плакат с надписью «<иные данные>!», другой – плакат с надписью: «<иные данные>!!!», которые не отреагировали на ее законные требования и продолжали стоять на месте, держа в руках плакаты.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 Кодекса РФ об АП).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 Кодекса РФ об АП).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса РФ об АП, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается. Указание в протоколе наименование другого плаката не свидетельствует о его недопустимости. Факт нахождения Данилова Д.Э. с плакатом в руках ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут на <адрес> на несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии нашел подтверждение в судебном заседании, в том числе и показаниями самого Данилова Д.Э.
Вывод о доказанности вины Данилова Д.Э. основаны: объяснениями ЧИВ от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснения СИС и самого Данилова Д.Э. от ДД.ММ.ГГГГ, ответами на запросы, протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, фото- и видеоматериалом, в совокупности с протоколом об административном правонарушении, устанавливают одни и те же факты. Указанные доказательства не имеют существенных противоречий, согласуются между собой, поэтому признаю их достоверными и правдивыми, беру их в основу выносимого постановления.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Данилова Д.Э., по делу не усматривается.
При назначении наказания учитываются требования ст.4.1 Кодекса РФ об АП и наказание назначается с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного положения, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств суд признает признание вины и первое привлечение к административной ответственности за однородные правонарушения.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного правонарушения.
Статьей 2.9 Кодекса РФ об АП предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Учитывая, что деяние посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении, направленные на обеспечение законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19.06.2004г. №54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании Даниловым Д.Э. требований вышеуказанных норм, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Согласно ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об АП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Объектом вменяемого правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, являющие составными частями для поддержания гражданского мира и согласие в стране, обеспечение которых представляет собой важнейшую функцию государства, направленную прежде всего, на защиту жизни и здоровья граждан.
Учитывая, что в силу назначения объекта в нем осуществляется массовое пребывание людей, выявленным нарушением затрагиваются права граждан, в том числе, на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41, 45), следовательно, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, за совершение данного правонарушения не подлежит назначению административное наказание в виде штрафа, поскольку создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений ст.ст.3.13, 4.1, 4.2 Кодекса РФ об АП, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Даниловым Д.Э. административного правонарушения, его личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП) административного наказания в виде обязательных работ, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Данилова Даниила Эдуардовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об АП, и назначить ему административное наказание в виде обязательных работ на срок тридцать часов.
Вещественное доказательство - ватман белого цвета размером А1 с надписью «<иные данные>!» по вступлении постановления в законную силу - уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Кропотова Т.Е.
Мотивированное постановление
составлено 03 марта 2021 года