Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-595/2024 ~ М-22/2024 от 10.01.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2024 г.    г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.А.,

при секретаре Цыбиной Д.А.

с участием процессуального истца заместителя Назаровского межрайонного прокурора Селянской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровского межрайонного прокурора в интересах КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Михеевой Елене Николаевне об истребовании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Назаровский межрайонный прокурор в интересах КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратился в суд с иском к Михеевой Е.Н. об истребовании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Михеева Е.Н. обратилась в территориальное отделение краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Назарово и Назаровскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с трудной жизненной ситуацией. Преодоление трудной жизненной ситуации Михеева Е.Н. предполагала путём осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере осуществления торговли по месту жительства. В результате рассмотрения заявления и документов, представленных Михеевой Е.Н. на основании подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п, территориальным отделением было принято решение о назначении государственной социальной помощи ответчику на основе социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком заключен социальный контракт на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого ответчику предоставлена КГКУ «Управление социальной защиты населения» единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб. перечисленная на счёт Михеевой Е.Н. открытый в АО «Россельхозбанк» на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с подпунктами 6,15 пункта 4.1 раздела 4 социального контракта Михеева Е.Н. обязана была приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы, имущественные обязательства (не более 15% от размера выплаты), необходимые для осуществления деятельности, отчет о которых необходимо было предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в территориальное отделение. Михеева Е.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в последующие сроки отчеты о выполнении мероприятий предусмотренные программой и социальным контрактом не представила. Сведений об уважительности причин, препятствующих выполнению социального контракта не представила. В виду неисполнения социального контракта ответчиком, отсутствия уважительности причин не исполнения обязательств ответчиком по контракту ДД.ММ.ГГГГ материальный истец направил в адрес ответчика уведомление о расторжении социального контракта и возврате полученных денежных средств в течении 30 дней со дня получения уведомления. В виду отсутствия возврата полученных денежных средств ответчиком, просили взыскать с Михеевой Е.Н. излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи в размере 350 000 рублей в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения».

В судебном заседании представитель процессуального истца Селянская Т.В. требования поддержала. Представитель материального истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» в судебном заседании не участвовала, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддержала.

Ответчик Михеева Е.Н. в судебном заседании не участвовала, согласно телефонограмме о рассмотрении дела извещена надлежаще, возражений по требованиям, уважительности причин неявки в суд не представила.

В силу ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

Суд, руководствуясь ст. 167, 233 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела, не сообщившего суду об уважительности неявки в суд в порядке заочного производства.

Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол судебного заседания.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, считает, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Так, согласно ст. 3, 7, 8.1 вышеназванного Федерального закона, целями которого является в том числе повышение доходов населения, получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается данным гражданам, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

При этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Отношения, связанные с реализацией полномочий Красноярского края в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Красноярского края, а также иные связанные с ними отношения регулируются Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п (ред. действующей на момент возникновения правоотношений) "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", разработанная в силу положений п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела на основании поданного ответчиком Михеевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ в территориальное отделение краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» по г. Назарово и Назаровскому району заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с трудной жизненной ситуацией, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен социальный контракт по условиям которого КГКУ «Управление социальной защиты населения» произвел Михеевой Е.Н. единовременную денежную выплату по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» в размере 350 000 рубля путем безналичного перечисления денежных средств на счет открытый на имя Михеевой Е.Н. в АО «Россельхозбанк», что подтверждается решением КГКУ «Управление социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ.

Целью заключенного социального контракта в силу п. 1,6 программы социальной адаптации, являющаяся неотъемлемой частью данного контракта, являлось осуществление индивидуальной предпринимательской деятельностью по ведению магазина смешанных товаров в течение срока действия социального контракта, заключенного на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и повышение денежных доходов заявителя (семьи заявителя), преодоление трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.

По условиям социального контракта в рамках программы социальной адаптации, являющаяся неотъемлемой частью данного контракта, ответчик Михеева Е.Н. приняла на себя обязательства по реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить постановку на учет в налоговую в качестве индивидуального предпринимателя, в срок до ДД.ММ.ГГГГ приобрести оборудование, материальные запасы для ведения деятельности (магазин смешанных товаров), на общую стоимость 350 000 рубля, разместить рекламу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставить истцу подтверждающие документы по ведению деятельности с предоставлением справки о доходах ежемесячно в период до ДД.ММ.ГГГГ и оканчивая до ДД.ММ.ГГГГ, произвести вложение вырученных средств в развитие своего бизнеса до ДД.ММ.ГГГГ, окончание срока до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, с силу подпункта 15 пункта 4.1 раздела 4 социального контракта Михеева Е.Н. обязана предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца следующего за отчетным в территориальное отделение, отчет о выполни мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации.

Согласно п. 10 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 350000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения заявителем требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

В силу п. 33 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтвержденных соответствующими документами, срок, на который заключен социальный контракт, продлевается не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.

Вместе с тем, ответчик Михеева Е.Н. обязательства по заключенному между сторонами социальному контракту, после получения единовременной выплаты не выполнила. Отчет о проделанных мероприятиях в срок до 15.10.2023 в КГКУ «Управление социальной защиты населения» не предоставила.

В соответствии с п. 34 вышеназванного Постановления Правительства Красноярского края, уважительными причинами, препятствующими выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, являются: тяжелая болезнь (беспомощное состояние), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

При возникновении уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в абзаце первом настоящего пункта, получатель в течение 2 недель со дня наступления соответствующей причины обращается в уполномоченное учреждение с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации или продлении срока действия социального контракта и программы социальной адаптации, в котором указывает способ направления уведомления о принятом решении о внесении (об отказе во внесении) изменений в программу социальной адаптации либо продлении (об отказе в продлении) срока действия социального контракта (путем почтового отправления либо направления по адресу электронной почты либо в личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или на краевом портале государственных и муниципальных услуг), и прилагает к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины, препятствующей выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом (пункт 34 Постановления).

Сведений о наличии уважительных причин невозможности выполнения ответчиком Михеевой Е.Н. обязательств по контракту, предусмотренные программой материалы дела не содержат, ответчиком в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Также ответчиком не представлено обращение к материальному истцу о продлении срока социального контракта со дня возникновения обстоятельств невозможности исполнения мероприятий предусмотренных программой социальной адаптации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Так, в силу положений п. 35 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: 4) невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

Денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Постановления).

В виду отсутствия представленных со стороны ответчика уважительных причин неисполнения мероприятий по социальному контракту, предусмотренные программой социальной адаптации материальный истец руководствуясь вышеуказанными пунктами Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" 17.10.2023 направил в адрес ответчика Михеевой Е.Н. уведомление о расторжении социального контракта и возврате излишне полученных денежных средств, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений. Однако до настоящего времени полученные средства Михеевой Е.Н. в рамках социального контракта материальному истцу не возвращены.

Таким образом, судом установлено, что ответчик обязательства по заключенному между сторонами социальному контракту после получения денежных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации до настоящего времени не исполнила, уважительности причин невозможности их исполнения в установленный срок социального контракта не представила, дополнительных соглашений о продлении срока социального контракта материалы дела не содержат, сторонами не заключались, в связи с чем, полученная Михеевой Е.Н. единовременная социальная выплата в размере 350000 рублей подлежит взысканию с ответчика в полном размере.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Назаровского межрайонного прокурора в интересах КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Михеевой Елене Николаевне об истребовании денежных средств, выплаченных в качестве государственной социальной помощи, удовлетворить.

Взыскать с Михеевой Елены Николаевны (СНИЛС ) в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) денежные средства, выплаченных в качестве государственной социальной помощи в размере 350 000 рублей.

Взыскать с Михеевой Елены Николаевны в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись Е.А.Наумова

мотивированный текст решения изготовлен 13 марта 2024 г.

верно

судья Е.А. Наумова

2-595/2024 ~ М-22/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Назаровский межрайонный прокурор
Ответчики
Михеева Елена Николаевна
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Наумова Елена Александровна
Дело на странице суда
nazarovo--krk.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2024Подготовка дела (собеседование)
21.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2024Судебное заседание
13.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее