Дело № 2-266/2022
УИД 32RS0028-01-2022-000439-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Табуновой Н.В.,
с участием представителя истца Самонченко Е.И.,
истца Махова Я.С.,
представителя ответчика Сидориной О.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Мамедовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в защиту интересов Махова Я.С. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд в интересах Махова Я.С. с указанным иском, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Махова Я.С. – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО7 решением Стародубского районного суда Брянской области от 29 октября 2012 г. лишена родительских прав в отношении сына. Постановлением администрации г. Стародуба от 20 декабря 2012 г. № над несовершеннолетним Маховым Я.С. установлено попечительство.
Постановлением администрации г. Стародуба от 31 июля 2013 г. № Махов Я.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
В 2016 г. Махов Я.С. получил диплом о среднем профессиональном образовании ГБПОУ «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А.С.Зайцева», в 2020 г. - диплом бакалавра ФГБОУ высшего образования «Брянский государственный аграрный университет с. Кокино».
Жилых помещений в собственности Махов Я.С. не имеет. Поскольку до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен, прокурор просит суд обязать администрацию Стародубского муниципального округа Брянской области (ответчик) предоставить Махову Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда из числа жилых помещений, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Стародубского района Брянской области Самонченко Е.И. иск поддержала, пояснив, что жилое помещение по месту регистрации Махова Я.С. по адресу: <адрес>, ему не принадлежит. Жилое помещение Махову Я.С. ответчиком не предоставлено, более раннего судебного акта о его правах на получение жилого помещения по договору найма не имеется.
Истец Махов Я.С. поддержал заявленные требования, пояснил, что в собственности жилых помещений не имеет.
Представитель ответчика - администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Сидорина О.Е., действующая на основании доверенности, против иска возражала, суду пояснила, что истец состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Однако удовлетворение иска приведет к нарушению прав иных лиц из числа детей-сирот, которые встали на учет ранее, чем истец.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа опеки и попечительства администрации Стародубского муниципального округа Брянской области Мамедова Е.Н. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку лица, нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, подлежат такому обеспечению в порядке очередности, исходя из времени возникновения прав на предоставление жилого помещения. Истцом не представлены факты, подтверждающие исключительность и срочную необходимость решения жилищного вопроса, дающую возможность нарушить права других лиц, состоящих в списке нуждающихся. Считает, что удовлетворение иска приведет к предоставлению истцу жилого помещения путем нарушения прав других лиц данной категории.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание также не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, содержащее просьбу об отказе в иске. Также в ходатайстве указывается, что Махов Я.С. состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, под номером № с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента финансов Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента строительства Брянской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, решение по делу оставлено на усмотрение суда. Кроме того, указано, что определение права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот относится к функциям департамента семьи; право гражданина на обеспечение жильем определяет конкретный орган опеки и попечительства, который непосредственно взаимодействует с департаментом семьи. Департамент строительства организует лишь исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем и контроль деятельности муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем данной категории детей; является главным распорядителем бюджетных средств по приобретению жилых помещений с целью формирования муниципальными образованиями специализированного жилищного фонда; регулирует направление финансовых потоков, распределяет ассигнования, а также отвечает за полноту, своевременность и эффективность их исполнения.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, истец Махов Я.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны ФИО6 и ФИО11, что подтверждается свидетельством о рождении № (повторным), выданным отделом ЗАГС администрации Стародубского района Брянской области.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному ДД.ММ.ГГГГ (повторному) сектором отдела записи актов гражданского состояния <адрес> ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Махова Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из решения Стародубского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации г. Стародуба Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО12 назначена попечителем несовершеннолетнего Махова Я.С.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (в том числе в связи с лишением их родительских прав) и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, истец Махов Я.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяется действие указанного Закона.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.п. 3 п. 4 ст. 8 названного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» (далее - Закон Брянской области) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 1 января 2013 г., действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением администрации г. Стародуба от ДД.ММ.ГГГГ № Махов Я.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
В 2016 г. Махов Я.С. получил диплом о среднем профессиональном образовании ГБПОУ «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А.С.Зайцева», в 2020 г. - диплом бакалавра ФГБОУ высшего образования «Брянский государственный аграрный университет с. Кокино».
В настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Как следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости, жилых помещений в собственности Махова Я.С. не значится; данные о собственнике жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно сообщению ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 21 апреля 2022 г., указанное домовладение принадлежит на праве собственности ФИО12 (бабушке Махова Я.С.).
Учетная норма жилой площади и норма предоставления площади жилого помещения на территории Стародубского муниципального округа Брянской области не установлена.
В силу ст. ст. 1, 3 Закона Брянской области от 29 мая 2020 г. №47-З «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Стародубского муниципального района, с муниципальным образованием города Стародуб со статусом городского округа, наделении муниципального образования города Стародуб со статусом городского округа статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области» с 1 августа 2020 г. муниципальное образование города Стародуб со статусом городского округа в Брянской области и Стародубский муниципальный район Брянской области утратили статус муниципального образования, Стародубский муниципальный округ является правопреемником муниципального образования города Стародуб и Стародубского муниципального района Брянской области.
Согласно ст. 4 названного Закона муниципальные правовые акты сельских поселений, Стародубского муниципального района действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Брянской области и иным нормативным правовым актам Брянской области, а также муниципальным правовым актам городского округа города Стародуба.
Согласно сообщению Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Махов Я.С. состоит в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Брянской области, под номером №.
Таким образом, поскольку жилое помещение Махову Я.С. до настоящего времени не предоставлено, более раннего судебного акта относительно прав истца на получение жилого помещения по договору найма не принято, то истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 1 Закона Брянской области предусматривает, что в соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 г. №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 г. №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Брянской области от 2 декабря 2011 г. №124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Закона Брянской области органы местного самоуправления Брянской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления должна администрация Стародубского муниципального округа Брянской области за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 1 января 2013 г., были внесены изменения в Федеральный Закон №159-ФЗ от 2 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни названный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Указанными нормативными актами предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 г. №58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. п. 2 и 6 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства. Из вышеуказанных норм Порядка следует, что не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств главным распорядителем средств муниципальным образованиям.
Указом Губернатора Брянской области от 7 декабря 2021 г. №165 «О передаче функций департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в департамент строительства Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 1 января 2022 г. департаменту строительства Брянской области переданы функции департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области
по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по контролю деятельности муниципальных образований по исполнению переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
При таких обстоятельствах суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░ 2022 ░.