Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-324/2021 от 09.03.2021

Дело №12-324/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 20 мая 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу Нигмадзянова Р.З. на постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы <иные данные> от 25 февраля 2021 года, которым

генеральный директор АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» Нигмадзянов Рамиль Зулькафирович, <иные данные>, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшийся,

привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы <иные данные> от 25 февраля 2021 года Нигмадзянов Р.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Нигмадзянов Р.З. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить и прекратить производство по делу в виду малозначительности совершенного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что факт имевшего место события административного правонарушения и виновность в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, признается им в полном объеме. В связи с тем, что заработная плата нерезиденту выдавалась ежемесячно на протяжении 9 месяцев, ИФНС вынесло наказание по 23 правонарушениям и по каждому назначило минимальное наказание в размере 20000 рублей. Общая сумма административного штрафа, наложенного на должностное лицо Нигмадзянова Р.З., составляет 460000 рублей, что является чрезмерно суровым наказанием, несоразмерным относительно совершенного правонарушения, не повлекшего за собой материального вреда. Общая сумма штрафа в размере 460000 рублей является очень существенной, учитывая, что Нигмадзянов Р.З. имеет на содержании жену, находящуюся в декрете, и троих детей 2015, 2017, 2020 года рождения. С учетом взаимосвязанных положений ч.3 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса. Заявитель считает, что имеются основания для освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Нигмадзянов Р.З., его защитник К.А.М. (доверенность от 19.04.2021), представитель ИФНС <иные данные> в суд не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайств, заявлений об отложении дела не поступило, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении , дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.2 Закона N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон №173-ФЗ), данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В части 2 статьи 14 Закона N173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч.2 ст.14 Закона N173-ФЗ.

Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Исходя из пункта 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона N173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» создано в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и является резидентом.

С учетом ст.25 Закона N173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании поручения зам. начальника ИФНС <иные данные> от 11.03.2020 налоговым органом проведена проверка соблюдения валютного законодательства в АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», о чем составлен акт от 01.08.2020.

Так, в процессе проверки установлено, что АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» в лице генерального директора Нигмадзянова Р.З. заключило трудовой договор от 22 марта 2019 года с Ш.Н.Н. (свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серия , зарегистрирована по адресу: <адрес>). Срок действия трудового договора по 17 февраля 2020 года.

Согласно платежной ведомости от 29 мая 2019 года (к расходному кассовому ордеру от 29 мая 2019 года ) Обществом выплачена заработная плата Ш.Н.Н. в сумме 5000 руб.

Ш.Н.Н., гражданка Украины (свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серия ), является нерезидентом.

В силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» участвует в валютных операциях в качестве резидента, гражданка Ш.Н.Н. в силу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ - в качестве нерезидента.

АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», являющееся резидентом, 29 мая 2019 года совершило операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму 5000 руб.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции, в том числе, в государственных организациях.

В представленных материалах имеется платежная ведомость по выплате заработной платы от 29.05.2019, подписанная ген. директором Нигмадзяновым Р.З.

В соответствии со сведениями, содержащими в ЕГРЮЛ, Нигмадзянов Р.З. является генеральным директором АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» с 07.06.2017.

АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» субъектом среднего или малого предпринимательства не является.

Таким образом, Нигмадзянов Р.З., как генеральный директор АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», 29 мая 2019 года по месту нахождения Общества (<адрес>) совершил операцию по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершил валютную операцию на сумму 5000 руб.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина Нигмадзянова Р.З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, установлена.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.

Вывод должностного лица о доказанности вины Нигмадзянова Р.З. подтверждается собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, возможность осуществления валютной операции по выдаче в пользу физических лиц – нерезидентов наличной валюты Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банка Российской Федерации, федеральным законом не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит. Работодатель обязан выплачивать заработную плату работнику исключительно в безналичной форме через банковские счета в уполномоченных банках, со счета открытого в уполномоченном банке.

Довод заявителя о том, что ИФНС по 23 правонарушениям по каждому назначило минимальное наказание в размере 20000 рублей, общая сумма административного штрафа наложенного на него составляет 460000 рублей, что является чрезмерно суровым наказанием, несоразмерным совершенному правонарушению, не повлекшего за собой материального вреда, является очень существенной, суд признает несостоятельным, поскольку в рамках обжалуемого постановления ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.

Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выплаты совершены в разные даты, за различные расчетные периоды работы нерезидентов, на разные суммы, в отношении разного состава указанных в ведомостях работников-нерезидентов.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Нигмадзянова Р.З., по делу не усматривается.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений, определяющих обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, важностью, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований законодательства.

Данные выводы основаны на положениях ст.2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, направлениями которой являются, в том числе преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62). В этой связи оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, привлечение Нигмадзянова Р.З. к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.6, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания от 25 февраля 2021 года, которым генеральный директор АО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» Нигмадзянов Рамиль Зулькафирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Нигмадзянова Р.З. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики МарийЭл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Т.Н. Касаткина

12-324/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Нигмадзянов Рамиль Зулькафирович
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Касаткина Т.Н.
Статьи

ст. 15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
09.03.2021Материалы переданы в производство судье
10.03.2021Истребованы материалы
23.03.2021Поступили истребованные материалы
21.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее