Дело № 2-11/2024
УИД 75RS0019-01-2023-000732-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2024 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шмакотиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.,
с участием истцов Кузнецовой В.А. и Кузнецовой Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Валентины Анатольевны, Кузнецовой Евгении Николаевны, ФИО3 к администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанностей включить в список, произвести выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова В.А., Кузнецова Е.Н. и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, указав в обоснование, что они проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, принадлежащий им на праве общей долевой собственности, оказался в зоне чрезвычайной ситуации. Административные истцы обращались в ООО «Судебно-экспертное агентство», которым выдано экспертное заключение № 167/22 с оценкой состояния жилого дома, который признан аварийным и подлежащим сносу в результате наводнения, произошедшего 11.07.2021. Решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 15.07.2022 признано незаконным заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 17.11.2021 № 6а и на межведомственную комиссию возложена обязанность провести обследование жилого дома по адресу: <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. В октябре 2022 года истцам выдано заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 01.09.2022 № 18 с выводом о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности для проживания. Указанное заключение вновь было обжаловано в Сретенский районный суд Забайкальского края, решением которого заключение межведомственной комиссии признано незаконным и на межведомственную комиссию вновь возложена обязанность провести обследование жилого дома. 19.07.2023 административным истцам выдано заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края № 6 от 05.07.2023 с выводом о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности для проживания. Выводы, изложенные в акте и заключении межведомственной комиссии, не соответствуют действительности, заключение является незаконным, дом не пригоден для проживания и находится в аварийном состоянии, проживание в нем угрожает жизни и здоровью административных истцов.
Просили признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» от 05.07.2023 № 6.
Определением судьи от 01.08.2023 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена межведомственная комиссия администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
В ходе разбирательства дела Кузнецовой В.А. и Кузнецовой Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, административные исковые требования уточнены – истцы просят признать акт обследования жилого помещения от 05.07.2023 № 6 и заключение межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения по адресу: <адрес> и признании его пригодным для проживания от 05.07.2023 № 6 незаконными; признать за Кузнецовой В.А., Кузнецовой Е.Н. и ФИО3 право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Сретенский район» в 2021 году; обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» включить Кузнецову В.А., Кузнецову Е.Н., ФИО3 в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Сретенский район»; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Кузнецовой В.А., Кузнецовой Е.Н., ФИО3 выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края оот 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Определением суда от 05.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Кроме того, указанным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края.
Определением суда от 27.09.2023 производство по делу приостановлено в связи с назначением по делу судебной строительно-технической экспертизы.
Определением суда от 14.06.2024 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании заместитель истцы Кузнецова В.А. и Кузнецова Е.Н., действующая за себя и как законный представитель ФИО3, исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представители ответчиков – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее – Министерство строительства), извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От и.о. главы администрации городского поселения «Кокуйское» Быкова В.О. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в котором также указано, что администрация возражает против удовлетворения исковых требований. От представителей межведомственной комиссии и Министерства строительства каких-либо заявлений, ходатайств в суд не поступало.
Судом в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).
Как следует из подп. 1 п. 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп. 1 - 3 и 5 п. 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно подп. 1 и 3 п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания – имеют право на получение мер социальной поддержки;
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п. 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п. 3).
Согласно постановлению администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 08.06.2021 № 88 на территории городского поселения «Кокуйское» в связи с обстановкой, сложившейся после проливных дождей, подъема уровня воды в реке Шилка, р. Мыгжа, р. Кунга на территории городского поселения «Кокуйское», а также в целях принятия экстренных мер по восстановлению движения на автодорогах, проведения ремонтных работ, оценке ущерба, причиненного паводками, включая жилой сектор, с 17 час. 00 мин. 08.06.2021 введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 28.07.2021 № 113 «Об определении границ зон действия режима «чрезвычайной ситуации» на территории городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края» в связи с выпавшими обильными осадками с 22 по 24 июля 2021 года, послужившими причиной подтопления территорий, а также разрушения объектов дорожной инфраструктуры, определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах городского поселения «Кокуйское», в которую вошел дом <адрес>
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее также – Положение).
В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия помещения установленным в Положении требованиям (абз. 1 п. 7).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7(1) Положения (далее – Межведомственная комиссия). В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3 п. 7).
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (абз. 4 п. 7).
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшим комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом местного самоуправления, создавшим комиссию (абз. 5 п. 7).
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 Положения (абз. 7 п. 7).
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абз. 1 п. 42 Положения;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, по форме согласно приложению № 1;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Как следует из п. 47 Положения по результатам работы Межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений установленным в Положении требованиям:
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии (абз. 8 п. 47 Положения).
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения (абз. 9 п. 47 Положения).
Пунктом 47 (1) Положения установлено, что два экземпляра заключения, указанного в абз. 9 п. 47 Положения, в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абз. 7 п. 7 Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения.
Как установлено в судебном заседании истцы Кузнецова В.А. Кузнецова Е.Н. и ФИО3 с 24.04.2012 по настоящее время зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается данными их паспортов (л.д. 5, 16, 17).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости КУВИ-001/2022-116185138 от 12.07.2022 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 (3/4 доли) и Кузнецовой В.А. (1/4 доли), право собственности зарегистрировано 04.04.2012.
При этом, как следует из выписок из ЕГРН от 12.07.2022 о правах ФИО3 (КУВИ-001/2022-116183956) и Кузнецовой В.А. (КУВИ-001/2022-116182211) на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости, иных объектов недвижимости жилого назначения или долей в праве общей собственности на такие объекты недвижимости ФИО3 и Кузнецова В.А. не имели и не имеют.
Из уведомления от 12.07.2022 (КУВИ-001/2022-116183667) следует, что в отношении Кузнецовой Е.Н. сведения о правах на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Российской Федерации в ЕГРН отсутствуют.
Из представленной КГБУ «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» информации (исх. от 07.07.2022 за № 99-2/2022-7140, 99-2/2022-7141, 99-2/2022-7142) следует, что истцы по данным реестра объектов технического учета зарегистрированных прав на объекты недвижимости жилого назначения не имеют.
Таким образом, судом установлено, что на день введения режима чрезвычайной ситуации (равно как и на день когда было вынесено постановление, согласно которому дом истцов вошел в зону чрезвычайной ситуации) истцы в собственности иного жилого помещения (кроме жилого дома по адресу: <адрес>), пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, не имели.
Сретенским районным судом Забайкальского края дважды рассматривался вопрос относительно законности заключений межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в отношении дома истцов. Решениями суда от 15.07.2022 и от 15.12.2022 заключения межведомственной комиссии о пригодности дома истцов для проживания (заключение от 17.11.2021 № 6а и от 01.09.2022 № 18) были признаны незаконными и на межведомственную комиссию возлагалась обязанность провести обследование жилого дома на предмет его соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно акту обследования помещения № 6 от 05.07.2023 межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» от 20.05.2021 № 71, в составе: председателя ФИО6, членов комиссии ФИО7, ФИО8 и ФИО16 – ведущих специалистов администрации городского поселения «Кокуйское», ФИО10 – инженера по ЭЗиС ООО <данные изъяты>, ФИО11 – специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Нерчинске, ФИО12 – заместителя директора, главного инженера ООО «<данные изъяты>, провела обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу по решению Сретенского районного суда Забайкальского края по делу № 2а-972/2022 от 15.12.2022 на предмет соответствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Актом зафиксированы следующие обстоятельства: фундамент ленточный – по периметру дома закрыт завалинкой (в некоторых местах имеются пустоты, в местах где из подполья имеются отдушины); наружные стены – брус в удовлетворительном состоянии; перегородки – деревянные, оклеены обоями, не деформированы; полы – дощатые, окрашены масляными красками, в некоторых местах имеются сколы краски и потертости, не имеют зыбкости, не деформированы; проемы – межкомнатный дверной блок окрашен масляными красками, не деформирован, входной проем – окрашен масляной краской, не деформирован, дверное полотно не деформировано, закрывается и открывается без затруднения; окна пластиковые в хорошем состоянии; печное отопление – печь в хорошем рабочем состоянии, повреждений не имеет; внутренняя отделка – побелка, покраска, обои в хорошем состоянии, повреждений не наблюдается; крыша повреждений не имеет; электроснабжение пригодно для эксплуатации; подполье сухое, плесени и грибка не наблюдается (л.д. 20-22).
Межведомственной комиссией в указанном выше составе по результатам рассмотрения решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 15.12.2022, акта визуального обследования объекта № 68 от 02.11.2021 и на основании акта обследования помещения № 6 от 05.07.2023 сделано заключение № 6 от 05.07.2023 о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и о его пригодности для проживания (л.д. 18-19).
Административными истцами представлено экспертное исследование № 167/22, выданное ООО «Судебно-экспертное агентство». Указанное исследование проведено в мае 2022 года экспертом названного учреждения ФИО13, которой на разрешение ставился вопрос об определении технического состояния жилого дома. Экспертом сделан вывод о том, что жилой дом по адресу: <адрес> непригоден для проживания, восстановление, а именно проведение восстановительного ремонта нецелесообразно, так как данные виды повреждений конструкций не исправляются, жилой дом подлежит сносу (л.д. 114-138).
По ходатайству административного ответчика администрации городского поселения «Кокуйское» судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение поставлены вопросы о пригодности дома, расположенного по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт Кокуй, ул. Заводская, д. 49, для проживания, о возможности проведения его капитального ремонта, о наличии дефектов, возникших в результате чрезвычайной ситуации – паводка, произошедшего в июле 2021 года, а также о степени влияния дефектов, возникших в результате паводка, произошедшего в июле 2021 года, на пригодность жилого дома для проживания.
Согласно заключению эксперта № 777/5-2-23, составленному с 20.11.2023 по 26.04.2024 экспертом ФБУ «Читинская лаборатория судебной экспертизы Минюста России» ФИО14, имеющим высшее профессиональное образование по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью», дополнительное профессиональное образование и право самостоятельного производства экспертиз по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их стоимости», аттестованного на право самостоятельного производства судебных экспертиз 21.06.2019, стаж работы по указанной специальности с 2019 года:
- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания ввиду недопустимого технического состояния и непригодности к капитальному ремонту, что не соответствует п. 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47;
- ввиду необходимости проведения работ, выходящих за рамки понятия «капитальный ремонт», предусмотренного п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 3.3 СП 255.1325800.2016, а именно: полная переборка несущих конструкций – деревянных рубленных стен; инженерные изыскания и мероприятия по устранению дефектов грунтового основания под зданием в соответствии с п. 4.4 СП 22.13330.2016; а также экономической нецелесообразности ввиду п. 12 Методики определения физического износа гражданских зданий и п. 4.4 СП 368.1325800.2017 – примерной стоимости капитального ремонта в ?83 % от восстановительной стоимости конструктивных элементов, индивидуальный жилой дом не подлежит капитальному ремонту;
- в результате чрезвычайной ситуации – паводка, произошедшего в июле 2021 года, возникли неравномерные осадки грунтового основания под зданием, являющиеся причиной разрушения фундамента и видимого уклона здания в целом;
- неравномерные осадки грунтового основания под зданием, возникшие в результате чрезвычайной ситуации – паводка, возникшего в июле 2021 года, приводят к разрушению конструкции фундамента, как следствие – снижение его несущей способности и категории технического состояния здания «недопустимое». При этом для устранения дефектов грунтового основания необходимы мероприятия, выходящие за рамки понятия «капитальный ремонт», предусмотренного п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 3.3 СП 255.1325800.2016.
Оценив доводы сторон, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что процедура оценки жилого помещения – жилого дома по адресу: <адрес> межведомственной комиссией не соответствует приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование не использовалось, осмотр проводился визуально, оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, оценка степени соответствия (несоответствия) жилого помещения строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам ни в акте обследования, ни в заключении межведомственной комиссии не приведена, фактически, акт обследования помещения от 05.07.2023 № 6 содержит только краткое описание состояния дома в целом и несущих конструкций.
При этом межведомственная комиссия, повторно (в третий раз) проводя обследование жилого дома истцов была осведомлена о наличии экспертного исследования № 167/22, согласно которому экспертом выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом – установлено аварийное состояние стен (отклонение от вертикали, поражение гнилостным грибком, сильное разрушение нижних венцов), полов (деформация, поражение гнилью, грибком, плесенью), а также недопустимое состояние внутренней отделки (выпучивание и трещины штукатурного слоя) и отопительной печи (отслоение штукатурки, смещение основания печи).
Вместе с тем, комиссией указанные выводы эксперта о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, в том числе заявителей, опровергнуты не были.
Суду не представлены документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что повреждения и стен, и полов дома соответствуют требованиям санитарных норм и правил, что выявленные факты поражения грибком стен и полов соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.
Напротив, результатами проведенной судебной строительно-технической экспертизы подтверждено наличие дефектов в виде сильного уклона пола, повышенной влажности и поражения бикоррозией деревянных элементов пола в подпольном пространстве, промерзание угловых стыков наружных стен, что по мнению эксперта, свидетельствует о значительном снижении эксплуатационных характеристик и несущей способности конструктивных элементов исследуемого дома под воздействием паводка 2021 года. Видимые уклоны пола свидетельствуют о неравномерных осадках фундамента, связанных с исчерпанием несущей способности грунтового основания под зданием в результате воздействия паводка. Для предотвращения дальнейших просадок и кренов, связанных с сезонными подвижками грунта, необходимо усиление основания под зданием. Для корректной оценки состояния грунта под исследуемым зданием и требований СП 22.13330.2016 (10 п. 4.4), необходимо проведение инженерных изысканий. Состояние стен исследуемого здания требует их полной переборки и замены сгнивших венцов. Выявленные дефекты дома свидетельствуют о значительном износе отдельных элементов (фундамент), снижение устойчивости объекта (крен наружных стен). что что позволяет установить категорию технического состояния жилого дома «недопустимое».
При таких обстоятельствах, заключение межведомственной комиссии № 6 от 05.07.2023 об оценке соответствия помещения по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт Кокуй, ул. Заводская, д. 49 требованиям, установленным в Положении, признать законным нельзя, требование о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Кроме того, с учетом выводов проведенной по делу экспертизы суд также приходит к выводу, что жилое помещение по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, пгт Кокуй, ул. Заводская, д. 49 было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году на реках Сретенского района.
Данное жилое помещение являлось единственно пригодным для проживания истцов, они не имели на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Между тем, администрация городского поселения «Кокуйское» не включила истцов в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Кокуйское».
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Кузнецова В.А. и ФИО3 (собственники утраченного жилого помещения), а также Кузнецова Е.Н. (член семьи собственников жилого помещения) имеют право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в 2021 году и право на включение в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Кокуйское». Заявленные требования в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из вступившего в законную силу решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 15.07.2023 Кузнецова В.А. в администрацию городского поселения «Кокуйское» по вопросу признания жилого дома непригодным для проживания вследствие паводка, произошедшего в июле 2021 года в первый раз обратилась 27.07.2021, поскольку именно на основании этого заявления межведомственная комиссия впервые провела обследование жилого дома истцов, сославшись на него в заключении № 6а от 17.11.2021. Администрация городского поселения «Кокуйское», являющаяся уполномоченным органом по составлению списков, обязана была оказать обратившемуся гражданину содействие в надлежащем оформлении документов. Однако, администрация в данном случае фактически устранилась от возложенных на нее в соответствии с Правилами и Положением № 47 обязанностей – изначально не организовала должным образом обследование жилого дома, а в последующем формально исполняя решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 15.07.2023 и от 15.12.2023 о необходимости пересмотра своего решения относительно жилого помещения истцов, практически проигнорировала предписания указанных судебных актов, обессмысливая достигнутые процессуальные результаты.
В результате межведомственной комиссией трижды выдано заключения о пригодности для проживания жилого помещения истцов, при этом тот факт, что с момента первоначального обращения Кузнецовой В.А. (27.07.2021) с заявлением прошло более 2 лет – является следствием, прежде всего, бездействия администрации. При этом действия истцов, с учетом факта их неоднократного обращения в суд с исками об обжаловании заключений межведомственной комиссии, обращения в экспертное учреждение для оценки состояния дома, нельзя расценить как несвоевременные и недобросовестные.
Тот факт, что дом по адресу: <адрес> был утрачен именно в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году на реках Сретенского района, подтверждается исследованными судом доказательствами в совокупности – экспертным заключением № 777/5-2-23 от 26.04.2024 (из которого следует, что выявленные дефекты дома, повлиявшие на его непригодность для проживания, являются следствием паводка, произошедшего в июле 2021 года), постановлением администрации городского поселения «Кокуйское» от 28.07.2021 № 113 (согласно которому дом вошел в границу зоны действия чрезвычайной ситуации в результате подтопления, произошедшего в результате обильных осадков с 22.07.2021 по 24.07.2021).
При этом истцы относятся к числу лиц, определенных Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, которые могут претендовать на выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кузнецовой Валентины Анатольевны, Кузнецовой Евгении Николаевны, ФИО3 к администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным акт обследования жилого помещения от 05 июля 2023 года № 6 и заключение межведомственной комиссии администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 05 июля 2023 года № 6 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Признать за Кузнецовой Валентиной Анатольевной, Кузнецовой Евгенией Николаевной и ФИО3 право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края включить Кузнецову Валентину Анатольевну, Кузнецову Евгению Николаевну и ФИО3 в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район».
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести в пользу Кузнецовой Валентины Анатольевны, Кузнецовой Евгении Николаевны и ФИО3 выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 года № 362 «Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья А.В. Шмакотина
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024