22RS0068-01-2019-010174-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего Овсянниковой М.Ю.
при секретаре Жировой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой Ел.Г., Зыкова Е.Г. к Кунгуровой Г.Н., СНТ «Южные Зори» о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, указав, что являются наследниками первой очереди Зыкова Г.А., умершего 22.05.2019. При жизни Зыков Г.А. пользовался на праве собственности земельным участком №, расположенным в СНТ «Южные Зори». В установленный срок истцы обратились к нотариусу за принятием наследства, однако свидетельства о праве на наследство не выданы, поскольку при жизни Зыков Г.А. права на земельный участок не оформил. Из ответа СНТ «Южные Зори» истцам стало известно, что земельный участок № передан в пользование Кунгуровой Г.Н., однако последняя наследником Зыкова Г.А. не является, в связи с чем передача ей участка незаконна. на основании изложенного истцы просят признать за ними право собственности на земельный участок №, расположенный в СНТ «Южные Зори» (....), по 1/2 доле за каждым.
В судебном заседании Зыкова Е.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Истец Зыков Е.Г., представитель ответчика СНТ «Южные Зори», третье лицо нотариус Мельник Е.Ю. в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежаще. От Зыкова Е.Г. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Кунгурова Г.Н. извещена судом по известному месту жительства, судебные извещения дважды возвращены в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с положениями Приказа ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» (п.п. 20.12, 20.15, 20.17 регистрируемое почтовое отправление разряда «Судебное» хранится в отделении почтовой связи 7 календарных дней со дня их поступления в ОПС. При неявке адресатов за РПО разряда «Судебное» в течение 3-х рабочих дней) после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. На оборотной стороне РПО или сопроводительного адреса к посылке делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником. Неврученные адресатам почтовые отправления разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
Согласно п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.
С 9 апреля 2018 года в названные Правила внесены изменения.
В п. 15 Правил внесен абзац второй, согласно которому особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда «судебное» устанавливаются данными Правилами. Пункт 34 изложен в новой редакции, исключены положения о необходимости вторичного извещения при неявке адресата за почтовым отправлением.
Возвращение в суд не полученного адресатом после его извещения заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.
Из материалов дела усматривается, что работниками почты предпринимались необходимые попытки для вручения корреспонденции адресату, о чем свидетельствуют отметки на конвертах.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Как усматривается из материалов дела, после смерти Зыкова Г.А., наступившей 22.05.2019, открылось наследство.
Из материалов наследственного дела, представленного нотариусом Мельник Е.Ю. по запросу суда, следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась дочь наследодателя Зыкова Е.Г.
В заявлении Зыковой Е.Г. указано о том, что имеется еще один наследник первой очереди – сын Зыков Е.Г. С заявлением о принятии наследства Зыков Е.Г. не обратился, сведения об этом в материалах наследственного дела отсутствуют.
Из ответа СНТ «Южные Зори» от 05.10.2019 на заявление Зыковой Е.Г. следует, что Зыков Г.А. был членом СНТ «Южные Зори», владел садовым земельным участком № без зарегистрированного права владения/распоряжения и без кадастрового номера. В связи с его смертью членство в СНТ прекращено, в члены СНТ принята Кунгурова Г.Н.
09.11.2019 истцами подано заявление о принятии их в члены СНТ «Южные Зори», сведения о рассмотрении заявления ответчиком в материалы дела не представлены.
На основании п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) было закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Граждане, обладавшие такими земельными участками, были вправе зарегистрировать право собственности на них в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требовалось.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В пункте 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абз. 1 и 3) ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Таким образом, право собственности на земельные участки, составляющие территорию садоводческого товарищества, в порядке наследования, могло быть признано за наследниками, при условии, что наследодатель являлся членом товарищества, земельный участок был предоставлен наследодателю в пользование, и до момента своей смерти наследодатель в порядке, установленном пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», подал заявление о приобретении земельного участка в собственность, либо наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В материалах дела отсутствуют данные об обращении Зыкова Г.А. за регистрацией права собственности на спорный земельный участок либо с иными заявлениями о приобретении его в собственность. Таким образом, при жизни наследодатель не предпринимал мер по получению спорного земельного участка в собственность.
Доказательств предоставления в собственность Зыкову Г.А. спорного земельного участка, а также подачи наследодателем заявления о получении его в собственность суду не представлено.
С 01.03.2015 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» утратила силу.
На момент смерти Зыкова Г.А. и в настоящее время приобретение прав на земельные участки возможно в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, приобретение прав на садовый земельный участок в настоящее время законодатель связывает с членством в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами товарищества могут являться исключительно физические лица. Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.
В случае, если садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории садоводства или огородничества, принадлежат гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо эти земельные участки предоставлены гражданам в аренду, право участия в товариществе осуществляют данные землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. При этом для приобретения такими гражданами членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.
По смыслу указанной нормы на членство в товариществе праве также претендовать наследники указанных лиц.
При этом, указанная норма содержит принцип диспозитивности, определяя лишь возможность наследников стать членами садоводческого товарищества.
В судебном заседании установлено, что истцы обратились в СНТ «Южные Зори» с заявлением о принятии их в члены СНТ, однако доказательств принятия соответствующего решения по данному заявлению, как и самого решения ответчиком в материалы дела не представлено, как и доказательств принятия в члены СНТ Кунгурову Г.Н.
Отсутствие у истцов статуса членов СНТ препятствует им в настоящее время в оформлении прав на земельный участок, однако их права не могут быть защищены тем способом, который они избрали, заявив требования о признании права собственности на земельный участок, поскольку законодательством предусмотрен административный порядок приобретения участка, который ими не соблюден. При этом суд отмечает, что отсутствие соответствующего решения СНТ по принятию истцов в члены садоводства, наличие такого решения в отношении иного лица, которому в пользование передан спорный участок не лишает истцов права на обращение в суд с требованиями об оспаривании соответствующего бездействия или решения.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░