Дело № 2-630/2024
УИД № 42RS0008-01-2024-000039-91
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Рудничный районный суд г. Кемерово в составе
председательствующего судьи Архипенко М.Б.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Балашовой Е.С.,
с участием представителя истца Локк К.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
14 марта 2024 года
гражданское дело по иску прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Глушков А.С. об обязании обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рудничного района города Кемерово обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Глушков А.С. об обязании обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства.
Требования с учетом уточнений мотивирует тем, что прокуратурой Рудничного района г. Кемерово на основании информации о нарушении требований пожарной безопасности, поступившей из прокуратуры г. Кемерово, проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности Глушков А.С. - собственником машино-места по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Глушков А.С. является собственником объекта недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером №.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу поступило обращение ФИО10 по вопросу нарушений требований пожарной безопасности в подземной автостоянке, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с прокуратурой района, проведены внеплановые выездные проверки, по результатам которых информация о нарушениях требований пожарной безопасности, изложенная в обращении, подтвердилась.
Установлено, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДП
г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области, проведена проверка объекта недвижимости по адресу: <адрес> <адрес> с кадастровым номером №, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение проверки их работоспособности с оформлением актов, фактически: автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) отключена от водовода, не работоспособна, крепление насосов частично демонтировано, отсутствует один спринклер в защищаемом помещении (место №); система пожарной сигнализации (СПС) неработоспособна, частична повреждена (ПКПУ отсутствует, СПС обесточена); система дымоудаления неработоспособна. В зданиях и сооружениях должна хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (фактически документация отсутствует), что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479;
- в помещении подземной автостоянки, где возможен розлив
легковоспламеняющихся или горючих жидкостей (бензин, дизельное топливо
и т.п.), отсутствуют ящики с песком из расчета 0,5 куб. метра на каждые
500 кв. м. защищаемой площади, что является нарушением п. 411 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479;
- в помещении подземной автостоянки, где применяются и (или) хранятся
легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости (топливо в баках
автомобилей), размеры полотен для изоляции очага возгорания должны быть
не менее 2x1,5 м. Полотна хранятся в водонепроницаемых закрывающихся
футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в
случае пожара (фактически полотна отсутствуют), что является нарушением
п. 412 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 №1479;
- не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пожарный рукав не присоединён к пожарному крану и пожарному стволу, что
является нарушением п. 50 Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479;
- в подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточном давлением воздуха при пожаре (фактически подпор воздуха при пожаре не предусмотрен), что является нарушением п. 1 ч.1 ст. 6, ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- у входа в помещение насосной станции должно быть световое табло «насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением (фактически табло отсутствует), что является нарушением п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1
ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.15 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- насосные станции должны иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу (фактически насосная станция
не имеет отдельного выхода), что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83
Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.10 СП 485.1311500.2020 Системы
противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы
и правила проектирования»;
- помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью
с помещением пожарного поста (фактически связь отсутствует), что является
нарушением п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
п. 6.10.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки
пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- в помещении насосной станции не обеспечено наличие на каждой
задвижке и насосном агрегате таблички с информацией о защищаемых
помещениях, типе и количестве пожарных оросителей, что является нарушением п. 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 сентября 2020 № 1479;
- в помещении насосной станции для подключения установки
пожаротушения к передвижной пожарной технике следует предусматривать
трубопроводы с номинальном диаметров не менее DN 80 с выведенным наружу
на высоту (1,35+/-0,15м) патрубками, оборудованными соединительными
головками ГМ 80. Трубопроводы должны обеспечивать наличие наибольший
расчетный расход диктующей секции установки пожаротушения. Снаружи
помещения насосной станции соединительные головки необходимо размещать
с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей
(т.е. должно быть не менее двух вводов с соединительными головками)
(фактически снаружи здания отсутствуют патрубки), что является нарушением
п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; что является
нарушением п. 6.10.17, 6.10.18 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- одновременно с включением пожарных насосов должны автоматически выключаться все насосы другого назначения. Запитанные в данную магистраль
и не входящие в АУП, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83
Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.19 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы
и правила проектирования»;
- количество всасывающих линий к насосной: станции независимо
от числа групп установленных насосов должно быть не менее двух. Каждая всасывающая линия должна быть рассчитана на пропуск полного расчетного
расхода воды (фактически водовод один), что является нарушением п. 1 ч. 1
ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.27 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- насосные агрегаты и узлы управления согласно ГОСТ 12.4.009, ГОСТ Р
12.4.026, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800 и ГОСТ Р 51052 должны быть окрашены в красный цвет (фактически не окрашены в красный цвет), что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.8.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- отсутствует опознавательная окраска или цифровое обозначение
трубопровода: водонаполненные трубопроводы спринклерной АУП, а также
водонаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона
от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»; п. 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной
защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила
проектирования»;
- расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка
спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно быть
в пределах (0,08 до 0, 30) м; в исключительных случаях, обусловленных
конструкцией покрытий (например, наличием выступов), допускается увеличить это расстояние до 0,40 м (фактически расстояния составляют от 0,45м до 1 м), что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.2.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- при устройстве установок пожаротушения в помещениях, имеющих
технологическое оборудование и площадки, горизонтально или наклонно
установленные вентиляционные короба с шириной или диаметров свыше 0,75 м., расположенные на высоте не менее 0,7 м от плоскости пола, если они
препятствуют орошению защищаемой поверхности, следует дополнительно под
эти площадки, оборудование и короба установить спринклерные оросители или
распылители (фактически оросители не смонтированы под коробом системы
дымоудаления, шириной 0,8 м), п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона
от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», что является нарушением п. 6.2.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- не предусмотрено устройство для отвода воды после срабатывания
водяной АУП. п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что является нарушением п. 6.9.26 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности Отделением вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях контроля исполнения ранее выданного предписания надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области на основании решения о проведении выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ № проведена выездная объекта недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по результатам которой установлено, что ответчиком на протяжении длительного периода времени часть нарушений не устраняется.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности Отделением вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, пожарная безопасность объекта недвижимости не обеспечена, что, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия, создающие угрозу для жизни и здоровья граждан, а также угрозу повреждения либо уничтожения имущества.
Выявленные нарушения свидетельствуют не только о нарушении требований федерального законодательства, но и о нарушении прав граждан на охрану жизни и здоровья, поскольку нарушение требований пожарной безопасности может стать следствием возникновения чрезвычайных ситуаций (пожара), повлекших гибель людей.
Так как выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>,
<адрес>, собственников машино-мест, расположенных на подземном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>,
<адрес>, то в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор района вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круг лиц.
На основании изложенного с учетом уточнений, истец просит обязать Глушков А.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства, выявленных Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, на объекте недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером № а именно:
1) не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение
проверки их работоспособности с оформлением актов, фактически: автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) отключена от водовода, не работоспособна, крепление насосов частично демонтировано; система пожарной сигнализации (СПС) неработоспособна, частична повреждена (ПКПУ отсутствует, СПС обесточена); система дымоудаления неработоспособна;
2) в зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная
документация на установки и системы противопожарной защиты объекта
(фактически документация отсутствует), что является нарушением пункта 54
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020
№ 1479;
3) подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен
осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточном давлением воздуха при пожаре (фактически подпор воздуха при пожаре не предусмотрен), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 20 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
4) у входа в помещение насосной станции должно быть световое табло
«насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением
(фактически табло отсутствует) в соответствии с требованиями пункта 1 части
1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.10.15 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.15 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
5) помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью
с помещением пожарного поста (фактически связь отсутствует), что является
нарушением пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
пункта 6.10.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты
«Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.14 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
6) в помещении насосной станции не обеспечено наличие на каждой
задвижке и насосном агрегате таблички с информацией о защищаемых
помещениях, типе и количестве пожарных оросителей, что является нарушением пункта 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479;
7) насосные агрегаты и узлы управления согласно ГОСТ 12.4.009,
ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800 и ГОСТ Р 51052 должны быть
окрашены в красный цвет (фактически не окрашены в красный цвет), что
является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.8.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
8) отсутствует опознавательная окраска или цифровое обозначение
трубопровода: водонаполненные трубопроводы спринклерной АУП, а также
водонаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1», что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83
Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020
Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
9) расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно быть в пределах (0,08 до 0, 30) м; в исключительных случаях, обусловленных
конструкцией покрытий (например, наличием выступов), допускается увеличить это расстояние до 0,40 м (фактически расстояния составляют от 0,45м до 1 м), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.2.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
10) не предусмотрено устройство для отвода воды после срабатывания
водяной АУП, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что является нарушением пункта 6.9.26 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
В судебном заседании представитель истца прокурора Рудничного района г. Кемерово – Локк К.М., настаивал на удовлетворении исковых требований, просил суд обязать ответчика Глушков А.С. обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства, выявленных прокуратурой Рудничного района г. Кемерово ДД.ММ.ГГГГ в ходе совместной проверки со специалистом Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР
г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, на объектах недвижимости принадлежащих ответчику на праве собственности.
В судебное заседание ответчик Глушков А.С. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил (л.д. 123), ходатайств не поступало.
Третьи лица Главное управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, ООО «Управляющая компания Верхний бульвар», ООО «Специализированный застройщик «Програнд» явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не поступало.
Кроме того информация о дате и времени рассмотрения дела размещена в установленном в п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации в порядке на сайте Рудничного районного суда г.Кемерово (rudnichny.kmr@sudrf.ru в разделе «Судебное делопроизводство»).
В п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.167 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Таким образом, учитывая, что все участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, исходя из положений ст.ст.115-117, 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальный правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 3 Федерального закона № 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности являются в том числе: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 N 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу подпункта «а» пункта 5 Положения органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов, государственного пожарного надзора в порядке, установленном. законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОНДПР г. Кемерово,
г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу поступило обращение ФИО10 по вопросу нарушений требований пожарной безопасности в подземной автостоянке, расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого помещения – автостоянки, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> является Глушков А.С. (л.д. 15-18).
На основании распоряжения (приказа) органа государственного
контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДП г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области, проведена проверка объекта недвижимости–подземная автопарковка, расположенная по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно акту проверки ОНДПР Рудничного района г. Кемерово,
г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-29), выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами у собственника машино-мест в подземной автостоянке Глушков А.С., а именно:
1) в нарушение п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479 не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение проверки их работоспособности с оформлением актов, фактически: автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) отключена от водовода, не работоспособна, крепление насосов частично
демонтировано, отсутствует один спринклер в защищаемом помещении (место № 31); система пожарной сигнализации (СПС) неработоспособна, частична повреждена (ПКПУ отсутствует, СПС обесточена); система дымоудаления неработоспособна. В зданиях и сооружениях должна хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (фактически документация отсутствует);
2) в нарушение п. 411 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479 в помещении подземной автостоянки, где возможен розлив легковоспламеняющихся или горючих жидкостей (бензин, дизельное топливо и т.п.), отсутствуют ящики с песком из расчета 0,5 куб. метра на каждые 500 кв. м. защищаемой площади, что является нарушением;
3) в нарушение п. 412 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 №1479 в помещении подземной автостоянки, где применяются и (или) хранятся легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости (топливо в баках автомобилей), размеры полотен для изоляции очага возгорания должны быть не менее 2x1,5 м. Полотна хранятся в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара (фактически полотна отсутствуют), что является;
4) в нарушение п. 50 Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479 не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав не присоединён к пожарному крану и пожарному стволу.
5) в нарушение п. 1 ч.1 ст. 6, ч. 20 ст. 88 Федерального закона от 22 июля
2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточном давлением воздуха при пожаре (фактически подпор воздуха при пожаре не предусмотрен);
6) в нарушение п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
п. 6.10.15 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» у входа в помещение насосной станции должно быть световое табло «насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением (фактически табло отсутствует);
7) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
п. 6.10.10 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» насосные станции должны иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу (фактически насосная станция не имеет отдельного выхода);
8) в нарушение п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
п. 6.10.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки
пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью
с помещением пожарного поста (фактически связь отсутствует);
9) в нарушение п. 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479в помещении насосной станции не обеспечено наличие на каждой задвижке и насосном агрегате таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
10) в нарушение п. 1 ч.1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; что является нарушением п. 6.10.17, 6.10.18 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в помещении насосной станции для подключения установки пожаротушения к передвижной пожарной технике следует предусматривать трубопроводы с номинальном диаметров не менее DN 80 с выведенным наружу на высоту (1,35+/-0,15м) патрубками, оборудованными соединительными головками ГМ 80. Трубопроводы должны обеспечивать наличие наибольший расчетный расход диктующей секции установки пожаротушения. Снаружи помещения насосной станции соединительные головки необходимо размещать с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей (т.е. должно быть не менее двух вводов с соединительными головками) (фактически снаружи здания отсутствуют патрубки);
11) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.19 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы
и правила проектирования» одновременно с включением пожарных насосов должны автоматически выключаться все насосы другого назначения. Запитанные в данную магистраль и не входящие в АУП;
12) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.10.27 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» количество всасывающих линий к насосной: станции независимо от числа групп установленных насосов должно быть не менее двух. Каждая всасывающая линия должна быть рассчитана на пропуск полного расчетного расхода воды (фактически водовод один);
13) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.8.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» насосные агрегаты и узлы управления согласно ГОСТ 12.4.009, ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800 и ГОСТ Р 51052 должны быть окрашены в красный цвет (фактически не окрашены в красный цвет);
14) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона
от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»; п. 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной
защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила
проектирования» отсутствует опознавательная окраска или цифровое обозначение трубопровода: водонаполненные трубопроводы спринклерной АУП, а также водонаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1»;
15) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
п. 6.2.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно быть в пределах (0,08 до 0, 30) м; в исключительных случаях, обусловленных конструкцией покрытий (например, наличием выступов), допускается увеличить это расстояние до 0,40 м (фактически расстояния составляют от 0,45м до 1 м);
16) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона
от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности», что является нарушением п. 6.2.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» при устройстве установок пожаротушения в помещениях, имеющих технологическое оборудование и площадки, горизонтально или наклонно установленные вентиляционные короба с шириной или диаметров свыше 0,75 м., расположенные на высоте не менее 0,7 м от плоскости пола, если они препятствуют орошению защищаемой поверхности, следует дополнительно под эти площадки, оборудование и короба установить спринклерные оросители или распылители (фактически оросители не смонтированы под коробом системы дымоудаления, шириной 0,8 м);
17) в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что является нарушением п. 6.9.26 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» не предусмотрено устройство для отвода воды после срабатывания водяной АУП (л.д.23-28).
Согласно предписанию № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, Глушков А.С. установлен срок устранения нарушения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-33).
В соответствии с решением о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДП
г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области, ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания, по результатам которой не устранены следующие нарушения:
1) не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и не организовано проведение
проверки их работоспособности с оформлением актов, фактически: автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) отключена
от водовода, не работоспособна, крепление насосов частично демонтировано; система пожарной сигнализации (СПС) неработоспособна, частична повреждена (ПКПУ отсутствует, СПС обесточена); система дымоудаления неработоспособна.
2) в зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная
документация на установки и системы противопожарной защиты объекта
(фактически документация отсутствует), что является нарушением пункта 54
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020
№ 1479;
3) подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт должен
осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточном давлением воздуха при пожаре (фактически подпор воздуха при пожаре не предусмотрен), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 20 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
4) у входа в помещение насосной станции должно быть световое табло
«насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением
(фактически табло отсутствует) в соответствии с требованиями пункта 1 части
1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.10.15 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.15 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
5) помещение станции должно быть оборудовано телефонной связью
с помещением пожарного поста (фактически связь отсутствует), что является
нарушением пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
пункта 6.10.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты
«Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.14 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
6) в помещении насосной станции не обеспечено наличие на каждой
задвижке и насосном агрегате таблички с информацией о защищаемых
помещениях, типе и количестве пожарных оросителей, что является нарушением пункта 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479;
7) насосные агрегаты и узлы управления согласно ГОСТ 12.4.009,
ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800 и ГОСТ Р 51052 должны быть
окрашены в красный цвет (фактически не окрашены в красный цвет), что
является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.8.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
8) отсутствует опознавательная окраска или цифровое обозначение
трубопровода: водонаполненные трубопроводы спринклерной АУП, а также
водонаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1», что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83
Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020
Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
9) расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно быть в пределах (0,08 до 0, 30) м; в исключительных случаях, обусловленных
конструкцией покрытий (например, наличием выступов), допускается увеличить это расстояние до 0,40 м (фактически расстояния составляют от 0,45м до 1 м), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.2.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
10) не предусмотрено устройство для отвода воды после срабатывания
водяной АУП, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», что является нарушением пункта 6.9.26 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № в удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8., ФИО69, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к отделению надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г.Кемерово отдела НДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления НДПР ГУ МЧС России Кемеровской области-Кузбассу, Врио начальника ОНДПР Рудничного района г.Кемерово ОНДПР г. Кемерово, г.Берёзовского и Кемеровского района УНДПР ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Кугураковой О.В., ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконными в части, в связи с невозможностью их исполнения, предписаний от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенных начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г.Кемерово отдела НДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления НДПР ГУ МЧС России Кемеровской области-Кузбассу, отказано (л.д.69-77).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Рудничного районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ отменено, вынесено новое решение.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Рудничного районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № административные исковые требования ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8., ФИО69, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к отделению надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г.Кемерово отдела НДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления НДПР ГУ МЧС России Кемеровской области – Кузбассу, Врио начальника ОНДПР Рудничного района г.Кемерово ОНДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления ОНДПР ГУ МЧС России Кемеровской области – Кузбассу Кугураковой О.В., ГУ МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу о признании незаконными в части, в связи с невозможностью их исполнения, предписаний от ДД.ММ.ГГГГ отделения надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г.Кемерово отдела НДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления НДПР ГУ МЧС России Кемеровской области – Кузбассу, удовлетворены. Судом постановлено: «Признать незаконными предписания от ДД.ММ.ГГГГ ОНДПР Рудничного района г.Кемерово ОНДПР г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района Управления НДПР ГУ МЧС России Кемеровской области № в отношении ФИО4, № в отношении ФИО5, № в отношении ФИО6, № в отношении ФИО7, № в отношении ФИО8, № в отношении ФИО69, № в отношении ФИО1, № в отношении ФИО2, № в отношении ФИО3».
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Рудничного районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8., ФИО69, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным в части предписаний об устранении требований пожарной безопасности отказано (л.д.92-102).
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения
(л.д.87-91).
Поскольку срок для устранения нарушения требований пожарной безопасности истек, на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Кемеровского и Березовского округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору - заместителем начальника отдела – начальником отделения надзорных мероприятий отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, принято решение о проведении внеплановой выездной проверки подземной автопарковки № (л.д.19-22).
Поскольку нарушение требований пожарной безопасности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственниками подземной парковки для автомобилей, в том числе ФИО11 не устранены, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы в г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района направил указанную информацию прокурору Рудничного района
г. Кемерово для рассмотрения и приятия мер прокурорского реагирования (л.д.38).
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной проверки по контролю ранее выданного предписания в отношении Глушков А.С.
(л.д.29-33), Отделом надзорной деятельности и профилактической работы
г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, проведена проверка объекта недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, по результатам которой было установлено, что ранее выявлены нарушения требований пожарной безопасности Глушков А.С. не устранены, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-36).
Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 38 Федерального закона от 21
декабря 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за
нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с
действующим законодательством несут собственники имущества.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу приведенных норм права, бремя содержания имущества
предполагает, в том числе, принятие разумных мер по предотвращению
пожароопасных ситуаций.
В то же время, исходя из правовой позиции Конституционного Суда
Российской Федерации, общие положения статьи 38 Федерального закона
«О пожарной безопасности», определяющие круг лиц, на которых может быть
возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д. (Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 года N 1172-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав статьей 210 и пунктом 4 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацами первым и вторым части первой статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности).
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, перечисленное в данной норме, то есть имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В пунктах 1 - 3 указанной статьи предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты; лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также иные помещения в доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме.
Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам отнесены жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с пунктом 29 статьи 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации машино-место - это предназначенная исключительно
для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть
здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена
строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой
описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Пункты 6.1 - 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяют требования к машино-месту. Так, местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания, либо сооружения - на плане здания, либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).
Понятие «нежилое помещение в многоквартирном доме» определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 12 пункта 2 Правил N 354 (в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498) к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино- места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Статьей 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил N 491, определяющих объекты,
находящиеся в общей долевой собственности, подземные гаражи и машиноместа к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме не отнесены.
Подземный паркинг, располагающийся в подвале дома, является совокупностью встроенных нежилых помещений (парковочных мест) определенного функционального назначения, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
С учетом требований, предъявляемых к строительству подземных
автостоянок, встроенных в здание другого назначения, автостоянка относится к иным помещениям, имеющим самостоятельный характер по своему функциональному назначению (целевой характер – удовлетворение потребностей автовладельцев в парковочных местах), следовательно, она может быть отнесена к самостоятельному объекту права общей собственности лишь тех собственников, на средства которых она построена, а не к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно письму Минстроя России от 4 апреля 2018 года N 13443-КБ/06 «По вопросу отнесения к нежилым помещениям помещений для автомобильного транспорта» подземный паркинг является нежилым помещением в многоквартирном доме, принадлежащим владельцам машино- мест на праве общей долевой собственности (если учтен единый объект недвижимости - парковка) или состоящим из машино-мест, находящихся в частной собственности, и мест общего пользования, находящихся в общей собственности собственников машино-мест. Собственники машино-мест располагают внутри подземного паркинга иным, обособленным от других собственников помещений, общим имуществом (общие проходы и проезды в подземном паркинге, вентиляционные камеры, системы внутреннего освещения, электроснабжения, водоснабжения, контроля доступа и так далее).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию введён объект капитального строительства - подземная автостоянка на 32 машино-места в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (строительный адрес: жилой <адрес> микрорайоне №), вторая очередь (л.д.39-40).
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № установлено, что согласно положительному заключению № по рабочему проекту на строительство многоквартирного <адрес>), утверждённому ДД.ММ.ГГГГ Управлением Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре, жилой дом секционного типам с подвалом и «теплым» чердаком. С торца 6-ти этажной секции к жилому дому примыкает рампа въезда в подземную автостоянку, размещаемую в подвале под всем зданием. Высота подвала в чистоте - 4,40 м., в подвале располагаются стоянка для автомобилей (без технического обслуживания и ремонта) на 32 машино-места, венткамера, электрощитовые, помещение насосной станции, станция управления системой пожаротушения, водомерный и тепловые узлы,
предусматривается прокладка инженерных коммуникаций и системы автоматического водяного пожаротушения; из подвала предусмотрено 2 выхода непосредственно наружу.
Из оценки противопожарных мероприятий раздела «Оценка госэкспертизы по принятым решениям и результаты экспертизы» следует, что в помещении автостоянки предусмотрены обособленные эвакуационные выходы и самостоятельная система пожаротушения.
На объект капитального строительства - подземная автостоянка на 32 машино-места, находящийся по адресу: <адрес>, ГП Кемеровской области «ЦТИ Кемеровской области» ДД.ММ.ГГГГ выдан отдельный технический паспорт, в котором имеются запись о том, что автостоянка расположена в подвале, является самостоятельным объектом учёта (л.д.41-43).
Согласно техническому паспорту на помещение «подземная автостоянка на 32 машино-места», составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на помещение подземная автостоянка на 32 машино-места, назначение объекта: нежилое, ДД.ММ.ГГГГ постройки, состоит из 1 этажа, тип этажа - подвал.
В указанном нежилом помещении располагаются стоянка для автомобилей (без технического обслуживания и ремонта), на 32 машино-места, въезд, электрощитовая, водомерный узел, коридоры, вент.камера, тамбур, теплоузел.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение по адресу <адрес> – подземная автостоянка на 32 машино-места общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящаяся в подвальном помещении (подвал №) ДД.ММ.ГГГГ было постановлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета,
однако конструктивные изменения в объект недвижимости внесены не были.
Подземный гараж-автостоянка и жилой дом действительно составляют
единое целое, неразрывно связаны несущими конструкциям.
Вместе с тем, помещение автостоянки является самостоятельным нежилым помещением в многоквартирном жилом доме, расположенные в нем проемы, коридоры, въезд обслуживают только одно нежилое помещение - паркинг. Они не являются местами общего пользования многоквартирного дома и не принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений МКД.
Собственники машино-мест являются собственниками индивидуально определенных (согласно свидетельству о праве собственности) нежилых помещений в многоквартирном доме.
При этом собственники машино-мест располагают внутри подземного паркинга иным, обособленным от других собственников помещений, общим имуществом (общие проходы и проезды в подземном паркинге, вентиляционные камеры, системы внутреннего освещения, электроснабжения, система автоматического оборудования «Въезда и выезда» и т.д.), предназначенным для обслуживания исключительно машино-мест и имеют право принимать самостоятельные (коллективные) решения по управлению общим имуществом подземного паркинга.
Наличие в подвале жилого дома инженерного оборудования, необходимого для обслуживания всего жилого дома (теплового узла, электрощитовой и т.д.) об обратном не свидетельствуют. Указанные инженерные системы являются автономными, проходят транзитом и не связаны с инженерными коммуникациями паркинга, что предусмотрено нормами СНиП 21-02-99.
Таким образом, обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в помещении подземной парковки, находящейся в подвале № многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>,
<адрес> лежит на ответчике, как на собственнике машино-мест в указанной автостоянке.
При этом суд не принимает довод ответчика о том, что обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации ООО УК «Верхний бульвар», поскольку согласно договору управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и ООО «УК «Верхний бульвар», управляющая организация по заданию собственников помещений за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставлять установленные договором коммунальные услуги собственнику помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно приложению № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества многоквартирного дома включен технический подвал.
Вместе с тем, в договоре управления многоквартирным домом не
предусмотрено выполнение работ, связанных с содержанием помещения
паркинга, в том числе осуществление пожарной безопасности. Не предусмотрено обязательное выполнение таких работ управляющей компанией и Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Собственники многоквартирного дома общих собраний не уполномочивали ООО УК «Верхний бульвар» проводить какие-либо действия с помещением подземной автопарковки, общих собраний по такому вопросу не проводили. Доказательств обратного суду не представлено.
Собственники машино-мест также не принимали решения о заключении договоров на обслуживание и текущее содержание помещения паркинга, соответствующие договоры между собственниками машино-мест и ООО УК «Верхний бульвар» отсутствуют.
Судом установлено, что требования об устранении нарушений пожарной безопасности предъявляются в связи с нахождением в подвале многоквартирного дома машино-мест, так как выявленные нарушения пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе собственников жилых помещений многоквартирного дома и собственников машино-мест, расположенных на подземном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, при отсутствии машино-мест такие требования к подвалу жилого дома не предъявляются.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеприведенных положений закона, учитывая, что на правообладателях нежилых помещений – автостоянок лежит бремя содержания принадлежащего им имущества, в настоящее время нарушения требований пожарной безопасности не устранены, требований к застройщику об устранении строительных недостатков собственники не предъявляли, иного в материалы дела не представлено, предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесены уполномоченным на то органом, в судебном порядке признаны законными, компетентными органами Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, прокуратурой Рудничного района г. Кемерово выявленные несоблюдения требований пожарной безопасности признаны нарушениями, создающими угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, суд полагает заявленные исковые требования о обязании ответчика Глушков А.С. обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ является не достаточным для проведения необходимых работ, принимая во внимание нарушений требований противопожарного законодательства, а также большей части выявленных нарушений пожарной безопасности возможно лишь путем принятия коллективных решений собственников помещений в МКД по <адрес>, считает необходим установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок не нарушит баланс прав и законных интересов как сторон, будет отвечать требованиям справедливости, соразмерности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Рудничного района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к Глушков А.С. об обязании обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства удовлетворить.
Обязать Глушков А.С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в
<адрес> (паспорт РФ серия <данные изъяты>), обеспечить устранение нарушений требований противопожарного законодательства, выявленных Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Рудничного района г. Кемерово отдела НДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПР Главного Управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, на объекте недвижимости по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № а именно:
1) обеспечить исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организовать проведение проверки их работоспособности с оформлением актов, фактически: автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) отключена от водовода, не работоспособна, крепление насосов частично демонтировано; система пожарной сигнализации (СПС) неработоспособна, частична повреждена (ПКПУ отсутствует, СПС обесточена); система дымоудаления неработоспособна.
2) обеспечить хранение в зданиях и сооружениях исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта (фактически документация отсутствует), в соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020
№ 1479;
3) обеспечить в подземных этажах зданий и сооружений вход в лифт через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточном давлением воздуха при пожаре в соответствии с пункта 1 части1 статьи 6 части 20 ст.88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
4) обеспечить у входа в помещение насосной станции световое табло «насосная станция пожаротушения», соединенное с аварийным освещением (фактически табло отсутствует) в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.10.15 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.15 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
5) обеспечить оборудование помещения станции телефонной связью
с помещением пожарного поста (фактически связь отсутствует), в соответствием пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.10.14 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (ранее пункт 5.10.14 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
6) обеспечить в помещении насосной станции наличие на каждой
задвижке и насосном агрегате таблички с информацией о защищаемых
помещениях, типе и количестве пожарных оросителей, в соответствии с пунктом 51 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 № 1479;
7) обеспечить окрашивание насосных агрегатов и узлов управления согласно ГОСТ 12.4.009, ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800 и ГОСТ Р 51052 в красный цвет (фактически не окрашены в красный цвет), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.8.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
8) обеспечить наличие опознавательной окраски или цифрового обозначения трубопровода: водонаполненные трубопроводы спринклерной АУП, а также водонаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра «1», в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.7.4.2 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
9) обеспечить расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) в пределах (0,08 до 0, 30) м; в исключительных случаях, обусловленных
конструкцией покрытий (например, наличием выступов), допускается увеличить это расстояние до 0,40 м (фактически расстояния составляют от 0,45м до 1 м), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 6.2.11 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
10) обеспечить наличие устройства для отвода воды после срабатывания водяной АУП, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с пунктом 6.9.26 СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты «Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 21.03.2024.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>