Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11513/2022 от 22.09.2022

Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-11513/2022

(2а-1040/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2022 г.                           г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей     Лёшиной Т.Е., Мыльниковой Н.В.,         

с участием прокурора Никитиной Е.Е.

при секретаре Брагиной Е.Е.,          

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АНОО ДО «мАленький Цветочек», АНОО ДЦ «Максимка», АНОО ДО «Яна», АНОО ДО «Мир Детства», АНОО ДО «Малыш», АНОО ДЦ «Белые кораблики», ЧДОУ ЦРР «Фиолетика», АНО ДО Центр развития ребенка «Петрушка», ЧОУ ДО «Батыр-Богатырь», АНО «Теремок», АНОО ДО ЦРР «Кроха», АНОО ДО «Буратино», АНОДО «Мальвина», АНОО ДЦ «Винни Пух», ООО «Развитие», АНДОО «Оранжевое солнце», АНОО ДО «Сказочный мир», АНОО ДЦ «Подсолнух», АНОО ДО «Земляничный дождь», АНОО ДО «Сказочный мир плюс», АНОО ДО «Планета Детства Самара», ЧДОУ «Волшебная страна», АНОО ДО «Планета Детства+», ИП Геворгян Е.С., АНОДО «Радуга», АНОО ДО «Радужная страна», ЧДОУ «Леля», ЧОУ ОО «Познание» на решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 июля 2022 года,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании в части недействующим Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N (в редакциях, действовавших до 17.07.2021).

В обоснование заявления указано, что административные истцы зарегистрированы в ЕГРЮЛ в качестве юридических лиц и в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя с определением основного вида экономической деятельности «Образование дошкольное», который осуществляется посредством организации детских садов.

В рамках постановления Администрации г.о.Самара от 08.10.2014 № «Об утверждении муниципальной программы г.о. Самара «Развитие муниципальной системы образования г.о. Самара» на 2015 - 2019 годы» на основании постановления Администрации г.о. Самара от 21.02.2013 N «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» между Департаментом образования Администрации г.о. Самара и административными истцами заключены соглашения о предоставлении субсидий в разные периоды после вступления в силу постановления Администрации г.о.Самара от 21.02.2013 N и по настоящее время.

По мнению административных истцов, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту – Порядок), утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N с последующими изменениями, противоречит требования ст. 8, 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в части установления предельного размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении.

В связи с тем, что оспариваемый Порядок регулирует отношения по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми, то в общий размер платы должны включаться только затраты на содержание детей, присмотр и уход за детьми. При этом, на практике при применении данного Порядка в общий размер платы включаются все виды платежей, взимаемых с родителей (законных представителей), в том числе за оказание платных образовательных услуг. Между тем, в размер родительской платы за оказание услуг по присмотру и уходу не допускается включение стоимости платных образовательных услуг.

Административные истцы считают, что, определяя условия получения субсидий в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий при установлении предельного общего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, включив в нее все виды платежей, в том числе денежные средства, получаемые дошкольной образовательной организацией в связи с оказанием платных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, поскольку возмещение затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности, осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установленный Порядком предельный размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей), в сумме <данные изъяты> рублей нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку ограничивает их право на оказание дополнительных образовательных услуг воспитанникам ввиду более высокой стоимости указанных услуг.

Использование в обжалуемом Порядке понятий «содержание детей» и «присмотр и уход за детьми», имеющих один и тот же смысл, как двух разных видов затрат, и учет стоимости услуг по присмотру и уходу за ребенком в структуре платы за образовательные услуги противоречит требованиям ч.1 и ч. 2 ст. 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Кроме того, отсутствие четкого определения термина «содержание детей» и термина «общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка», является коррупциогенным фактором, поскольку устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения содержания данной нормы права, а также содержит неопределенные требования в качестве условия предоставления субсидии.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом дополнений (т. 3 л.д. 125-138, т. 4 л.д. 106-117), административные истцы просили признать недействующими ряд положений оспариваемого Порядка в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 25.10.2013 N , от 11.03.2014 N , от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N .

Определением Ленинского районного суда г.Самары от 09.08.2021 производство по делу прекращено, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а также в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, действующая в настоящее время редакция обжалуемого Порядка права административных истцов не затрагивает.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 14.12.2021 определение Ленинского районного суда г.Самары от 09.08.2021 отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В ходе судебного разбирательства административные исковые требования неоднократно уточнялись в порядке ст. 46 КАС РФ. В окончательной редакции административные истцы просят:

1. Признать недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N со дня его принятия каждой из редакций, в части:

- применения синонимов - понятий «содержание детей» и «присмотр и уход за детьми» как понятий, имеющих разный смысл - в наименовании, п. 1.1., п. 1.3, п. 3.1., абз. 2 и абз. 3 п. 3.2., абз. 6 п. 3.9;

- формирования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми (родительской платы) в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как часть платы, взимаемой за образовательные услуги, - в абз. 6 п. 3.9;

- установления общего размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, с учетом платы за оказание платных образовательных услуг - в абз. 3 п. 3.2.;

- ограничения права дошкольных образовательных учреждений на предоставление платных образовательных услуг - в абз. 3 п. 3.2;

2. Признать частично недействующим наименование, п. 1.1., п. 1.3, п. 3.1., абз. 2 и абз. 3 п. 3.2., абз. 6 п. 3.9 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N со дня принятия каждой из редакций, в части слов «содержание детей»;

3. Признать частично недействующим абз. 6 п. 3.9 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N со дня принятия каждой из редакций, в части слов: «образовательных услуг, включая плату»;

4. Признать частично недействующим абз. 3 п. 3.2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N со дня принятия каждой из редакций, в части слов «общий»;

5. Признать частично недействующим абз. 3 п. 2.2 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановлений Администрации г.о. Самара от 23.05.2012 № , от 27.07.2012 № , от 09.11.2012 № , от 21.02.2013 № , от 25.10.2013 № , от 11.03.2014 № , в части слов: «плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, не должна превышать размер платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Самара, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара», «общий» и «предоставление образовательных услуг в негосударственном дошкольном образовательном учреждении и» с момента принятия каждой из редакций;

6. Признать частично недействующим абз. 5 п. 3.3 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» в редакции постановления Администрации г.о. Самара от 23.05.2012 № , от 27.07.2012 № , от 09.11.2012 № , от 21.02.2013 № , в части слов: «включая плату» с момента принятия каждой из редакций;

7. Признать частично недействующим абз. 5 п. 3.4 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в редакции постановления Администрации г.о. Самара от 25.10.2013 № , от 11.03.2014 № в части слов: «образовательных услуг, включая плату» с момента принятия каждой из редакций.

    Решением Ленинского районного суда г. Самары от 06 июля 2022 года административное исковое заявление АНОО ДО «мАленький Цветочек», АНОО ДЦ «Максимка», АНОО ДО «Яна», АНОО ДО «Мир Детства», АНОО ДО «Малыш», АНОО ДЦ «Белые кораблики», ЧДОУ ЦРР «Фиолетика», АНО ДО Центр развития ребенка «Петрушка», ЧОУ ДО «Батыр-Богатырь», АНО «Теремок», АНОО ДО ЦРР «Кроха», АНОО ДО «Буратино», АНОДО «Мальвина», АНОО ДЦ «Винни Пух», ООО «Развитие», АНДОО «Оранжевое солнце», АНОО ДО «Сказочный мир», АНОО ДЦ «Подсолнух», АНОО ДО «Земляничный дождь», АНОО ДО «Сказочный мир плюс», АНОО ДО «Планета Детства Самара», ЧДОУ «Волшебная страна», АНОО ДО «Планета Детства+», ИП Геворгян Е.С., АНОДО «Радуга», АНОО ДО «Радужная страна», ЧДОУ «Леля», ЧОУ ОО «Познание» к Администрации г.о. Самара о признании нормативного правового акта недействующим в части оставлено без удовлетворения (т. 8 л.д. 112-123).

    В апелляционной жалобе административные истца просят решение суда отменить и разрешить вопрос по существу, удовлетворив административные исковые требования в уточненном виде (т.8 л.д. 134-141).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов по доверенности Ковалева О.Г. просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации го. Самара по доверенности просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно части 3 статьи 215 КАС РФ если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Аналогичные положения содержатся в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N был утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N ), 24.05.2012.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.07.2012 N внесены изменения в приложение к постановлению Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N "Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 28.07.2012

Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.11.2012 N внесены изменения в приложение к постановлению Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N "Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N 13.11.2012

Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Первоначальный текст документа опубликован в издании "<данные изъяты>", N , 22.02.2013.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 25.10.2013 N "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N "Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения.

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 26.10.2013

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.03.2014 N "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения.

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 13.03.2014.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 05.02.2015 N "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 12.02.2015.

Постановление Администрации городского округа Самара от 28.11.2016 N "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения. Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тесту – Порядок) принят в новой редакции.

Текст документа опубликован в печатном издании <данные изъяты>", N ), 01.12.2016, официальном сайте Администрации городского округа Самара <данные изъяты>, 01.12.2016.

Постановление Администрации городского округа Самара от 29.12.2017 N "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения.

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 30.12.2017, официальном сайте Администрации городского округа Самара <данные изъяты>, 30.12.2017

Постановлением Администрации городского округа Самара от 07.08.2020 N "О внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты городского округа Самара" в постановление Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N внесены изменения.

Текст документа опубликован в печатном издании "<данные изъяты>", N , 08.08.2020.

Административными истцами оспариваются положения указанных нормативных правовых актов во всех редакциях, за исключением последней редакции, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 30.06.2021 N , которая, по мнению истцов, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает их прав и законных интересов.

Соблюдение порядка принятия и опубликования данных нормативных правовых актов административными истцами не оспаривается. Полномочия местной администрации на принятие нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий из местного бюджета, вытекают из подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Бюджетного кодекса РФ, равно как положения законодательства об образовании не содержат условий субсидирования услуг по присмотру и уходу за детьми за счет средств местного бюджета, оспариваемые пункты Порядка, устанавливающие требования к предоставляемым получателями субсидий документам, требованиям действующего законодательства не противоречат. Оспариваемый Порядок не ограничивает право образовательных учреждений на оказание дополнительных платных образовательных услуг, а лишь определяет условия, при соблюдении которых учреждение вправе обратиться за получением субсидии из бюджета г.о.Самара. Положения Порядка, определяющие условия предоставления субсидии, не вызывают неоднозначного толкования и не допускают правовую неопределенность при их применении в части установления объема и характера средств, включаемых в общий размер платы (дело № <данные изъяты>).

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям законодательства.

При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 29 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11 апреля 2000 года N , проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в частности, выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что административные истцы зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в качестве субъектов предпринимательской деятельности в периоды с 2011 по 2020 гг.(т. 9 л.д. 93-96).

Положения оспариваемых нормативных правовых актов во всех редакциях утратили силу, как в период рассмотрения судом данного административного дела, так до обращения в суд административных истцов. Ввиду того, что положения оспариваемых нормативных правовых актов применялись в отношении административных истцов в связи с целями и предметом их деятельности, основания для прекращения производства по делу в силу части 11 статьи 213 КАС РФ отсутствуют.

    Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что организациям и предпринимателям, являющихся административными истцами, открывшими в городском округе Самара негосударственные дошкольные образовательные учреждения или дополнительные группы в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования предоставлялись Администрацией г.о. Самара за счет средств бюджета городского округа Самара в разное время субсидии в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N (с учетом последующих редакций).

    Материалы административного дела не содержат доказательств того, что административные истцы являлись участниками правоотношений, регулируемых Постановлением Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N "Об утверждении Порядка предоставления в 2012 году субсидий юридическим лицам за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" с учетом редакций, вносимых Постановлениям Администрации городского округа Самара от 27.07.2012 N , Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.11.2012 N .

    При таких обстоятельствах правовых оснований для признания указанных выше правовых актов в оспариваемых частях недействующими не имеется, поскольку отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов административных истцов.

Пункт 1.1 Порядка (в оспариваемых редакциях постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N определяет предмет регламентации данного Порядка.

Пункт 1.3 Порядка (в оспариваемых редакциях постановлений Администрации г.о. Самара от 05.02.2015 N , от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N устанавливает, что затраты на содержание детей, присмотр и уход за детьми включают в себя затраты на питание детей, оплату коммунальных услуг, оплату арендных платежей за использование помещений, в которых располагаются группы, оплату труда административно-хозяйственного персонала.

Пункт 3.1 Порядка (в оспариваемых редакциях постановлений Администрации г.о. Самара от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N определяет цели предоставления субсидии, а именно, возмещение затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Абзацы 2 и 3 пункта 3.2 Порядка (в оспариваемых редакциях постановлений Администрации г.о. Самара от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N устанавливают следующие условия предоставления субсидии:

наличие затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми;

общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, не должен превышать 5960 (пять тысяч девятьсот шестьдесят) рублей.

Абзац 6 пункта 3.9 Порядка (в оспариваемых редакциях постановлений Администрации г.о. Самара от 28.11.2016 N , от 29.12.2017 N , от 07.08.2020 N устанавливает, что для получения субсидии получатель субсидии представляет Главному распорядителю копии приходных кассовых ордеров (квитанций) либо платежных поручений с указанием реквизитов плательщиков, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов или иные документы, подтверждающие оплату каждым родителем (законным представителем) образовательных услуг, включая плату за содержание ребенка, присмотр и уход за ребенком, в негосударственном дошкольном образовательном учреждении.

Аналогичные требования к представляемым документам установлены оспариваемым и абзацем 5 пункта 3.4 Порядка (в редакциях постановлений Администрации г.о.Самара от 25.10.2013 N , от 11.03.2014 № .

Абзац 3 пункта 3.2. в Порядке, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N и оспариваемых редакциях Порядка, утвержденных постановлениями Администрации г.о.Самара от от 25.10.2013 N , от 11.03.2014 N отсутствует.

     В силу принципа диспозитивности, административный иск рассматриваемся по заявленным административным истцом требованиям.

     Проверяя соответствие содержания акта и его части нормативно-правовым актам, имеющим большую силу, в соответствии с требованиями п. 34 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 64 данного Закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Оспаривая указанные положения нормативного правового акта, административные истцы ссылаются на то, что используемые в них термины и правовые конструкции относят услуги по присмотру и уходу за детьми, не связанные с образовательной деятельностью, к образовательным услугам, и включают в общий размер платы, взимаемой с родителей за одного ребенка, помимо стоимости услуг по присмотру и уходу за ребенком, также стоимость образовательных услуг, что противоречит требованиям статей 8, 9, 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Распределение полномочий публично-правовых образований в сфере предоставления общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".

Статьи 8 и 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Согласно п.п.13 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (в редакция, действующих на момент принятия и внесения изменений в оспариваемый нормативно-правовой акт).

При этом, согласно ч. 2 ст. 18 указанного Федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу, за исключением отдельных его положений, с 01 сентября 2013 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 данного Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Статьей 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" урегулированы вопросы платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В силу части 1 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании N 273-ФЗ) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми, под которым следует понимать комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона).

В этой связи частью 2 статьи 65 Закона об образовании N 273-ФЗ установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Указанные положения федеральных нормативных правовых актов, равно как иные положения законодательства об образовании не содержат условий субсидирования услуг по присмотру и уходу за детьми за счет средств местного бюджета.

Исходя из абз. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ условия и порядок предоставления субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.

Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет.

Согласно пункту 2 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (действовавших в период принятия оспариваемых редакций Порядка) муниципальные правовые акты местной администрации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий, должны содержать: общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Следовательно, принимая оспариваемое постановление, Администрация г.о. Самара обязана была определить, в том числе, условия и порядок предоставления субсидий.

Пунктом 4 Общих требований установлено при определении условий и порядка предоставления субсидий помимо перечисленных в п. «е» требований, которым должны соответствовать получатели субсидии, при необходимости указываются иные требования, которым должны соответствовать получатели субсидий, а также иная информация, определенная правовым актом, помимо перечисленной в Общих требованиях.

Таким образом, орган местного самоуправления, предоставляющий субсидии из местного бюджета, не ограничен в выборе и установлении условий предоставления субсидий, вправе самостоятельно определять категории получателей, критерии их отбора, условия, при которых возможно предоставление субсидий. Также нормами бюджетного законодательства и законодательства об образовании не закреплено, что условия предоставления субсидий должны быть равнозначны целям их предоставления.

Следовательно, установление максимального размера платы, взимаемой с родителей образовательным учреждением за одного ребенка, и включение в состав этой платы расходов на оплату образовательных услуг, как условия предоставления субсидий из местного бюджета, не является ни превышением органом местного самоуправления своих полномочий, ни нарушением каких-либо требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

    Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что вопрос о соответствии абзаца 3 п.3.2. Порядка, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 N , устанавливающего предельно допустимый общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) являлся предметом рассмотрения суда.

    Апелляционным определением Самарского областного суда от 13 июля 2018 отменено решение Ленинского районного суда г. Самары от 4 апреля 2018 года в части удовлетворения требований о признания недействующим абзаца 3 пункта 3.2 Порядка, устанавливающего предельно допустимый общий размер платы, взимаемой с родителей за одного ребенка в месяц в негосударственном дошкольном образовательном учреждении в сумме <данные изъяты> руб., по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Яна», Автономной некоммерческой организации дошкольного образования Детский сад «УМка», Автономной Некоммерческой Дошкольной Образовательной Организации «Оранжевое Солнце», Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования «Земляничный дождь», некоммерческой организации дошкольного образования «Мальвина», Частного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка «Фиолетика», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Мир детства», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «Кроха», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Я САМ», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Центр развития ребенка «Винни Пух», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «Любенок», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «СКАЗКА», Автономной некоммерческой образовательной организация дошкольного образования Центр развития ребенка «Белые Кораблики», Частного образовательного учреждения общеобразовательная организация «Познание», Частного дошкольного образовательного учреждения «Волшебная страна», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «Петрушка», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «Планета Детства Самара», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Теремок» Автономная некоммерческая образовательная организация дошкольного образования Цент развития ребенка «Малыш», Автономной некоммерческой образовательной организации Дошкольного образования Центр развития ребенка «Максимка», Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования Центр развития ребенка «Сказочный мир плюс» к администрации г.о. Самара о признании недействующим в части постановления Администрации г.о. Самара от 21.02.2013 № «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям за счет средств бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на содержание детей, присмотр и уход за детьми в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» отказано в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов, что ранее судом не осуществлялась проверка на соответствии содержания данного абзаца требованиям Закона Об образовании не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку из тестов судебных актов, в том числе решения суда первой инстанции, апелляционное определения суда апелляционной инстанции следует, что удовлетворяя административный иск в указанной части, суд исходил из того, что Департамент предоставляет субсидии в рамках п. 1.3 Порядка на следующие цели: содержание детей (затраты на питание; оплату коммунальных услуг; оплату арендных платежей, за использование помещений, оплату труда хозяйственного персонала - п. 1.3 Порядка); присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указывая на размер платежа взимаемого с родителей, который не должен превышать <данные изъяты> руб., административным ответчиком данный размер обозначен как «Общий размер платы». Каких-либо определений содержания видов платежей и их оснований в Порядке не содержится. Данная неопределенность, по мнению суда, позволяет под всеми расходами понимать: затраты на присмотр уход за детьми; затраты на содержание детей; иные источники мобилизационных фондов, в том числе и оплаты, вытекающие из образовательной деятельности, оплаты по договорам на дополнительные услуги, а также пожертвования и целевые платежи.

Апелляционной инстанцией данный вывод был признан необоснованным, отменяя решение суда в данной части судом апелляционной инстанции было указано, что к «Общему размеру платы, взимаемой с родителей (законных представителей)» относятся все виды платежей, взимаемых непосредственно с родителей (законных представителей) в негосударственных дошкольных образовательных организациях, помимо оплаты тех услуг, которые оказываются дошкольным учреждениям за счет средств бюджета. В оспариваемом п. 3.2 Порядка, указано на общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей), при этом данный вид платежей определяется размером сумм, поступающих только от родителей детей, заявленных НДОУ в целях возмещения затрат за счет средств бюджета г.о. Самара в рамках Порядка, а родители (законные представители) воспитанников не осуществляют оплату образовательных услуг, предоставляемых в рамках реализации основной общеобразовательной программы.

    Согласно содержанию абзаца 7 пункта 19 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции.

Судебная коллегия, полагает необходимым отметить, что слова присмотра и ухода за детьми, содержания детей содержится в Федеральном законе РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", таким образом, их применение в муниципальном правовом акте не противоречит акту, имеющему большую юридическую силу.

В абзаце втором пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, части 5 статьи 194 АПК РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы о том, что включение в общий размер платы, взимаемой с родителей, стоимости дополнительных платных образовательных услуг является превышением полномочий местной администрации ввиду того, что возмещение затрат, понесенных в связи с осуществлением образовательной деятельности, осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку оспариваемый Порядок не регулирует возмещение затрат на образовательную деятельность. В свою очередь, определение условий предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение затрат на содержание детей, к числу которых относится условие о максимальном размере платы, взимаемой с родителей является исключительной компетенцией местной администрации.

Проанализировав содержание оспариваемых нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел каких-либо противоречий требованиям федерального законодательства и правовой неопределенности.

    При этом ссылки в апелляционной жалобе на письма Министерства образования, которым противоречат нормативные правовые акты, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку из материалов административного дела следует, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нормативные акты приняты уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, подписан надлежащим должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ в удовлетворении требования административных истцов обоснованно отказано.

    Также судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что оспариваемыми нормативными актами, действие которых прекратились, права и законные интересы административных истцов не нарушаются.

В силу требований пункта 1 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 8 данной статьи, то есть того, что нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, возлагается именно на лицо, обратившееся в суд.

Оснований полагать нарушенными права административных истцов не имеется, все истцы являлись получателями субсидии, предоставляемой в соответствии с Порядком, уголовные дела, возбужденные в отношении неустановленных лиц, прекращены в связи отсутствием состава преступления, доказательств того, что отмененными нормативными правовыми актами будут нарушены права административных истцов в будущем не имеется, из материалов административного дела не следует.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АНОО ДО «мАленький Цветочек», АНОО ДЦ «Максимка», АНОО ДО «Яна», АНОО ДО «Мир Детства», АНОО ДО «Малыш», АНОО ДЦ «Белые кораблики», ЧДОУ ЦРР «Фиолетика», АНО ДО Центр развития ребенка «Петрушка», ЧОУ ДО «Батыр-Богатырь», АНО «Теремок», АНОО ДО ЦРР «Кроха», АНОО ДО «Буратино», АНОДО «Мальвина», АНОО ДЦ «Винни Пух», ООО «Развитие», АНДОО «Оранжевое солнце», АНОО ДО «Сказочный мир», АНОО ДЦ «Подсолнух», АНОО ДО «Земляничный дождь», АНОО ДО «Сказочный мир плюс», АНОО ДО «Планета Детства Самара», ЧДОУ «Волшебная страна», АНОО ДО «Планета Детства+», ИП Геворгян Е.С., АНОДО «Радуга», АНОО ДО «Радужная страна», ЧДОУ «Леля», ЧОУ ОО «Познание» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11513/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АНО Теремок
АНОО ДО Яна
ИП Геворгян Ерджаник Сергеевна
АНОО ДО Сказочный мир
АНДОО Оранжевое солнце
ЧДОУ ЦРР Фиолетика
ООО Развитие
ЧОУ ОО Познание
АНОО ДО Буратино
АНОО ДО Планета Детства Самара
ЧДОУ Леля
АНОО ДЦ Белые кораблики
ЧДОУ Волшебная страна
АНОО ДО Радужная страна
АНОО ДЦ Максимка
АНОО ДО Малыш
АНОО ДО Планета Детства+
АНОО ДО Земляничный дождь
АНОО ДО ЦРР Кроха
АНОО ДО Мир Детства
АНОО ДО Сказочный мир плюс
АНО ДО Центр развития ребенка Петрушка
АНОО ДО мАленький Цветочек
АНОО ДЦ Винни Пух
АНОДО Радуга
АНОДО Мальвина
АНОО ДЦ Подсолнух
ЧОУ ДО Батыр-Богатырь
Прокурор г.о. Самара
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Ковалева О.Г.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Самарской области Харченко Эдуард Иванович
Министерство образования и науки Самарской области
Департамент образования Администрации г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.09.2022Передача дела судье
25.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее