Дело № 2-553/2024
76RS0008-01-2024-000507-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора в интересах Ткачевой Ольги Ивановны к ГБУЗ Ярославской области «Переславская ЦРБ», Министерству здравоохранения Ярославской области, Министерству труда и социальной поддержки населения Ярославской области, администрации г.о. г. Переславль-Залесский, Управлению социальной защиты населения и труда администрации г. Переславля-Залесского, Муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания «Надежда», о понуждении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ткачевой О.И., обратился в Переславский районный суд Ярославской области с иском к ответчикам, просит, с учетом уточнений, возложить обязанность на ответчиков организовать и обеспечить транспортировку Ткачевой Ольги Ивановны, <дата скрыта> года рождения, проживающей по адресу <адрес скрыт>, от места ее жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно специализированным автомобильным транспортном согласно графику проведения указанной процедуры.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Ткачевой О.И. по вопросу отказа в транспортировке от места жительства к месту проведения <данные изъяты> и обратно. Проверкой установлено, что Ткачева О.И. является <данные изъяты>, нуждается в проведении программного гемодиализа 3 раза в неделю, который проводится к гемодиализном центре «Нефросовет», расположенном по адресу г. Ярославль, ул. Салтыкова Щедрина, д. 57. Транспортировка граждан, проживающих на территории городского округа город Переславль-Залесский, нуждающихся в гемодиализе, осуществляется МУ КЦСОН «Надежда», в соответствии с приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 17.02.2014 № 8-14 «Об утверждении базовых требований к качеству предоставления иных срочных социальных услуг в рамках государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме». На основании заявления Ткачевой О.И. от 17.03.2023 года МУ КЦСОН «Надежда» ей предоставляется социальная услуга «Спецавтотранспорт» в виде транспортировки от места нахождения МУ КЦСОН «Надежда», расположенного по адресу Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Ростовская, д. 42 до гемодиализного центра 3 раза в неделю на бесплатной основе. В соответствии с приказом директора МУ КЦСОН «Надежда» от 01.03.2023 № 160 выезд от места нахождения МУ КЦСОН «Надежда» осуществляется в 5 часов 30 минут. Ткачева О.И. проживает в <адрес скрыт>, который расположен в 50 км. От <адрес скрыт>. Автобусное сообщение между указанными населенными пунктами в утренние часы отсутствует, в связи с чем Ткачева О.И. вынуждена добираться до <адрес скрыт> на такси, стоимость которого составляет 1300 рублей. В связи с большой финансовой нагрузкой Ткачева О.И. была вынуждена сократить прохождение <данные изъяты> до 2 раз в неделю, что отрицательно сказывается на ее здоровье. Ткачева О.И. неоднократно обращалась в Департамент труда и социальной поддержки Ярославской области, МУ КЦСОН «Надежда», администрацию г. Переславля-Залесского с заявлением о транспортировке ее до места проведения <данные изъяты> от места ее жительства, то есть <адрес скрыт>, но получила отказы. Специфика заболевания и самой процедуры <данные изъяты> обусловливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного <данные изъяты> является составляющей частью мероприятия по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа. На Переславскую ЦРБ необходимо возложить обязанность по организации и обеспечения доставки Ткачевой О.И. от места жительства до места получения медицинской помощи, а на Министерство здравоохранения Ярославской области обязанность производить медицинскому учреждению возмещение расходов. Отсутствие норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи не могут быть приняты во внимание, так как по существу противоречат нормам статей 10,11 ФЗ № 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи не допустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия использования прямого транспортного сообщения Ткачева О.И. лишена возможности получить жизненно необходимую процедуру <данные изъяты>, которая должна предоставляться бесплатно для гражданина. Учитывая требования федерального законодательства, Территориальной программы, Закона Ярославской области от 19.12.2008 № 650з «Социальный кодекс Ярославской области», приказ Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 17.02.2014 № 8-14 Об утверждении базовых требований к качеству предоставления иных срочных социальных услуг в рамках государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме», полагает необходимым обязать Министерство здравоохранения Ярославской области, Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области, ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ», администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, Управление социальной поддержки населения и труда администрации г. Переславля-Залесского, МУ КЦСОН «Надежда» организовать и обеспечить транспортировку Ткачевой О.И. от места ее жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно специализированным автомобильным транспортом согласно графику проведения указанной процедуры. Обращение прокурора в суд в интересах Ткачевой О.И. обусловлено ее состоянием здоровья и инвалидностью. Кроме того, предмет спора относится к защите ее прав в сфере охраны здоровья. В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Павлова Е.Н. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Истец Ткачева О.И. в судебном заседании требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» в судебном заседании по доверенности Тарбаева Е.Н. в удовлетворении требований возражала, указывая, что транспортировка не является медицинской услугой. Возражения в письменном виде приобщены к материалам дела (л.д.96-97).
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще. В письменном отзыве на исковое заявление в удовлетворении требований просил отказать, указывая, что транспортировка не является медицинской услугой (л.д.81-82).
Представитель ответчика Министерства труда и социальной поддержки населения Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще. В письменном отзыве на исковое заявление в удовлетворении требований просил отказать, указывая, что социальная услуга оказывалась Ткачевой О.И. с превышением лимита оказания (л.д.85-86).
Представитель ответчика МУ КЦСОН «Надежда» в судебном заседании генеральный директор Клименко Н.Ю. в удовлетворении требований возражала, указывая, что социальная услуга оказывалась Ткачевой О.И. с превышением лимита оказания. Возражения в письменном виде приобщены к материалам дела (л.д.176-178).
Представитель ответчика администрации г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще. В письменном отзыве на исковое заявление в удовлетворении требований просил отказать, указывая, что является ненадлежащим ответчиком (л.д.169-170).
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения и труда администрации г. Переславля-Залесского в судебном заседании по доверенности Медушевская О.В. в удовлетворении требований возражала, указывая, что транспортировка может осуществляться только в рабочее время, гемодиализ является медицинской процедурой, Переславская ЦРБ может взять на себя решение этого вопроса.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Ткачева О.И. является <данные изъяты> (л.д.15), находится на лечении программным <данные изъяты> с <дата скрыта>, на 2024 год рекомендовано сохранить программу лечения <данные изъяты> 3 раза в неделю амбулаторно (л.д.18).
Стороны не оспаривали, что лечение по программе гемодиализ осуществляется в гемодиализном центре «Нефросовет» в г. Ярославле.
В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, который обеспечивается, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с органиченными возможностями передвижения (п. 6 ст. 4, ст. 10 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 2 ст. 9 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 81 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2021 года № 1022-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ярославской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
В соответствии с пунктом 1 Перечня заболевай и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, являющейся приложением № 2 к Территориальной программе, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области гражданам (застрахованным лицам) оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в страховых случаях, в том числе: болезни мочеполовой системы.
Постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ярославской области, в соответствии с которым указанный орган исполнительной власти субъекта РФ организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 года № 1271-н заместительная терапия методов гемодиализа и перинеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2022 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 года № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разделом V которого предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов субъектов РФ может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно.
В соответствии с пунктом 4 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2021 № 1022-п, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории населенных пунктов Ярославской области, в которых отсутствуют медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно в соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
Согласно п. 5 ст. 58 Закона Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», социальная услуга по освобождению от оплаты 100 процентов стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении предоставляется постоянно на всей территории Ярославской области следующим категориям граждан: инвалидам, находящимся на программном гемодиализе, направляющимся для прохождения лечения в медицинской организации.
Приказом Министерства труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 17.02.2014 года № 8-14 «Об утверждении базовых требований к качеству предоставления иных срочных социальных услуг в рамках государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме», предусмотрено предоставление инвалидам, находящимся на программном гемодиализе, иной срочной социальной услуги «Спецавтотранспорт» в рамках государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме».
Социальная услуга «Спецавтотранспорт» предусматривает транспортировку инвалидов, находящихся на программном гемодиализе, от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи – гемодиализа и/или обратно.
Пунктом 7.1. раздела 7 Базовых требований к качеству предоставления иной срочной социальной услуги «Спецавтотранспорт» в рамках государственной услуги «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме», утвержденных приказом от 17.02.2014 года № 8-14, установлен лимит поездок на гемодиализ в месяц за пределы городской черты (населенного пункта), а именно не более 16 поездок. Одна поездка – это поездка в одну сторону, то есть от места жительства до места гемодиализа или от места гемодиализа до места жительства (пункт 1.2 раздела 1 Базовых требований приказа от 17.02.2014 № 8-14). Транспортировка от места жительства до места гемодиализа и обратно – это 2 поездки.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Базовых требований приказа от 17.02.2014 № 8-14 социальная услуга «Спецавтотранспорт» предоставляется поставщиками социальных услуг, имеющими службу «Спецавтотранспорт».
Время осуществления перевозок соответствует режиму работы поставщика социальных услуг (п. 7.3 раздела 7 Базовых требований приказа от 17.02.2014 года № 8-14).
Основаниями для отказа в предоставлении социальной услуги «Спецавтотранспорт», в том числе являются: отсутствие свободного транспорта на дату заявки; превышение лимита предоставления количества перевозок (пункт 5.5. раздела 5 Базовых требований приказа от 17.02.2014 № 8-14).
Таким образом, по Базовым требованиям приказа от 17.02.2014 № 8-14 всего может быть осуществлено 8 транспортировок на гемодиализ от места жительства больного до места гемодиализа и обратно в часы работы поставщика социальных услуг (л.д.36-45).
Между Министерством труда и социальной поддержки населения Ярославской области и администрацией г.о. г. Переславль-Залесский 29.12.2023 года за <номер скрыт>-с заключено соглашение о сотрудничестве в реализации системы мер социальной поддержки населения Ярославской области. Полномочия осуществляются на базе МУ КЦСОН «Надежда» (л.д.135-140), которое оказывает услугу «Спецавтотранспорт» (л.д.143), в объеме, предусмотренном Базовыми требованиями (л.д.35).
Предметом деятельности МУ КЦСОН «Надежда» является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализации полномочий Администрации в сфере социального обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.147-159).
То обстоятельство, что Ткачевой О.И. МУ КЦСОН «Надежда» оказывалась услуга «Спецавтотранспорт» от места нахождения МУ КЦСОН «Надежда» (г. Переславль-Залесский) по места получения специализированной медицинской помощи и обратно, сторонами не оспаривалось (л.д.28-34).
Ткачева О.И. обращалась с заявлениями о необходимости обеспечить транспортировку от места жительства и обратно, в чем было отказано (л.д.19-27, 52-59,63-67).
Ткачева О.И. обратилась с жалобой в Переславскую межрайонную прокуратуру (13-14).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в силу возложенных на Министерство здравоохранения Ярославской области полномочий, именно оно обязано обеспечить всем гражданам Ярославской области получение необходимой медицинской помощи, организовать ее доступность и качество, и именно на нем лежит обязанность организации доставки для получения медицинской помощи, нуждающихся в заместительной терапии методом диализа и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь. При этом доставка должна осуществляться от места жительства и обратно, в соответствии с графиком проведения указанной процедуры.
Медицинская помощь по профилю "нефрология" по месту жительства Ткачевой О.И. не оказывается. Город Ярославль является ближайшим городом субъекта, где получение этой процедуры является доступным. Получение указанной медицинской помощи для Ткачевой О.И. является единственным эффективным способом поддержания жизненно важных функций организма.
Поскольку специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу, постольку транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Данные расходы не могут быть отнесены к транспортным расходам, обязанность компенсировать которые возлагается на орган местного самоуправления, поскольку эти расходы непосредственно связаны с оказанием специализированной медицинской помощи. Кроме того, отсутствует транспортная доступность, позволяющая прибыть Ткачевой И.О. для проведения процедуры в назначенное время.
Отсутствие норм права о включении транспортировки больных для оказания специализированной медицинской помощи в состав специализированной медицинской помощи и в стандарт по оказанию такой помощи не могут быть приняты во внимание, так как по существу противоречат нормам статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь, в том числе и специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия возможности самостоятельного прибытия истца для получения медицинской помощи она лишена возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно.
Кроме того суд учитывает, что утвержденные Базовые требования не обеспечивают возможность доставки Ткачевой О.И. от места ее жительства и в необходимом для нее количестве.
Оценив имеющиеся доказательства, суд возлагает на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации – Министерство здравоохранения Ярославской области обязанность организовать и обеспечить доставку истца в медицинское учреждение для получения непосредственно самой медицинской услуги, получение которой гарантированно со стороны государства бесплатно.
Не урегулирование вопроса полного обеспечения транспортировки специализированным автомобильным транспортом пациентов на гемодиализ от места их жительства до места получения медицинской помощи, не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи, в состав которой входит доставка от места проживания до места получения специализированной медицинской помощи.
Процессуальный истец просит обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что заявленная процедура для Ткачевой О.И. является жизненно необходимой, решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Переславского межрайонного прокурора (ОГРН 1027600688917 ИНН 7604008187) в интересах Ткачевой Ольги Ивановны (паспорт гр-на РФ <номер скрыт>) к ГБУЗ Ярославской области «Переславская ЦРБ» (ОРГН 1027601054865 ИНН 7608003784), Министерству труда и социальной поддержки населения Ярославской области (ОГРН 1027600845876 ИНН 7606021026), администрации г.о. г. Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727 ИНН 7608004065), Управлению социальной защиты населения и труда администрации г. Переславля-Залесского (ОГРН 1057601301229 ИНН 7608011062), Муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания «Надежда» (ОГРН 1027601054843 ИНН 7608007394) оставить без удовлетворения.
Исковые требования Переславского межрайонного прокурора в интересах Ткачевой Ольги Ивановны к Министерству здравоохранения Ярославской области (ОГРН 1027600695220 ИНН 7604044726) удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ярославской области обеспечить транспортировку Ткачевой Ольги Ивановны, <дата скрыта> года рождения, проживающей по адресу <адрес скрыт> от места ее жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно специализированным автомобильным транспортном, в соответствии с графиком проведения указанной процедуры.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 05.06.2024 года.