Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-209/2023 ~ М-1|2010168/2023 от 11.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                            гражданское дело № 2-209/2023

УИД 26RS0006-01-2023-000230-08                                         

05 июля 2023 года с. Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Нартовой Л.М.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) Сивокозовой Ю.В.,

представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Лисовиной И.И.,

представителя третьего лица отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Свистулы О.А.,

при секретаре Тогинцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) обратилось в Арзгирский районный суд с иском к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанности по выделению денежных средств для обеспечения поверхности пола в рекреациях (коридорах), библиотеке, кабинетах 33, 37, 3, актовом зале, без дефектов и повреждений, из материалов допускающих влажную обработку и дезинфекцию; поверхность потолка и стен в актовом зале отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; холодным и горячим водоснабжением учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты физики, химии и биологии, помещение для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, туалеты, также обязании Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, в течении трех месяцев со дня получения достаточного финансирования от отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, обеспечить: поверхности пола в рекреациях (коридорах), библиотеке, кабинетах 33, 37, 3, актовом зале, без дефектов и повреждений, из материалов допускающих влажную обработку и дезинфекцию; поверхность потолка и стен в актовом зале отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; холодным и горячим водоснабжением учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты физики, химии и биологии, помещение для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, туалеты.

Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, указав, что данные нарушения средней школой образовались с 2012 года, многочисленные представления не исполнены.

Представитель ответчика Администрации Арзгирского муниципального округа в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считала, что исковые требования не представляется возможным исполнить в заявленный истцом период, доводы несогласия отраженные в возражениях поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица Отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, с иском согласилась, просила рассмотреть вопрос об увеличении сроков исполнения решения суда.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в числе прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Согласно абз. 38 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органом местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, важной характеристикой учреждения, как юридического лица, является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью.

Исходя из смысла изложенных норм, собственник должен передать учреждению в управление здание и территорию, соответствующие требованиям санитарных правил, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Таким образом, выполнение требований по исполнению санитарных правил находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки были выявлены нарушения в деятельности МБОУ СОШ <адрес> требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно, поверхность пола в рекреациях, библиотеке, кабинетах 33, 37 имеет дефекты и повреждения и не допускает влажную обработку и дезинфекцию. Поверхность потолка и стены в кабинете информатики имеют следы протеканий и повреждений грибком. Холодным и горячим водоснабжением не обеспечены учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты физики, химии и биологии. Помещение для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, а туалеты не обеспечены горячим водоснабжением.

По выявленным фактам был составлен протокол по делу об административном правонарушении. Юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и назначено административное наказание.МБОУ СОШ с. Арзгир является социальным объектом с пребыванием детей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Источниками формирования имущества и финансовых средств МБОУ СОШ с. Арзгир являются средства муниципального бюджета.

В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно Уставу МБОУ СОШ с. Арзгир учредителем является муниципальное образование Арзгирский муниципальный округ Ставропольского края. От имени учредителя выступает администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края. Собственником имущества Учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления, является Учредитель, функции и полномочия которого в соответствии с действующим законодательством, осуществляет специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом – отдел имущественных отношений и земельных отношений администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

В силу ч. 3, ч.6 и ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать условия для охраны и укрепления здоровья, обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Абзацем 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введено среди других основных понятий такое основное понятие, как санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно ст. 11, ч. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятии.

В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Однако, до настоящего времени меры к устранению нарушений требований федерального законодательства и СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», учредителем учреждения – администрацией Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, не приняты.

Согласно ст. 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области образования и воспитании ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения, финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета Арзгирского муниципального округа на основании бюджетной сметы, главным распорядителем бюджетных средств учреждения является отдел образования, осуществляющий полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального района.

В соответствии с п. 1.13 Положения об отделе образования, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края с правом юридического лица и утверждении Положения о нем» отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя, подведомственных ему муниципальных образовательных организаций Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

В соответствии с п. 2.13 Положения об отделе образования, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование расходов на содержание отдела образования и подведомственных муниципальных учреждений Арзгирского муниципального округа Ставропольского края осуществляется за счет средств бюджета Арзгирского муниципального округа на основании бюджетной сметы. В состав доходов которого включаются субвенции из бюджета Ставропольского края на осуществление переданных государственных полномочий в сфере образования.

Согласно п. 1.1 Положения отдел образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3 Положения отдел образования выступает главным администратором доходов местного бюджета, главным распорядителем и получателем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций.

Следовательно, ввиду того, что отдел образования является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, при этом механизм распределения бюджетных средств является внутренним делом администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, а также учитывая, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает орган местной администрации, в связи с чем, финансирование для устранения недостатков, заявленных истцом в средней школе с. Арзгир является обязанностью администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБОУ СОШ с. Арзгир.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения финансированием для устранения дефектов помещений средней школы и трехмесячный срок устранения недостатков учебного заведения, не достаточным, в связи с чем, следует установить срок в части обеспечения финансированием до ДД.ММ.ГГГГ, а в части устранения недостатков помещений учебного заведения - шесть месяцев со дня получения достаточного финансирования от отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

С учетом изложенного, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району), предъявленные к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанности подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:    

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (территориальный отдел по Буденновскому району) (ИНН ) к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края (ИНН ), в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить соответствующее достаточное финансирование для обеспечения: поверхности пола в рекреациях (коридорах), библиотеке, кабинетах 33, 37, 3, актовом зале, без дефектов и повреждений, из материалов допускающих влажную обработку и дезинфекцию; поверхность потолка и стен в актовом зале отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; холодным и горячим водоснабжением учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты физики, химии и биологии, помещение для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, туалеты.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> (), в течении шести месяцев со дня получения достаточного финансирования от отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа <адрес>, обеспечить: поверхности пола в рекреациях (коридорах), библиотеке, кабинетах 33, 37, 3, актовом зале, без дефектов и повреждений, из материалов допускающих влажную обработку и дезинфекцию; поверхность потолка и стен в актовом зале отделкой, допускающей влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств; холодным и горячим водоснабжением учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты физики, химии и биологии, помещение для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих растворов, туалеты.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

2-209/2023 ~ М-1|2010168/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю
Ответчики
Администрация Арзгирского муниципального округа
Другие
Марюфич Т.В.
отдел оброазования администрации Арзгирского муниципального округа
Суд
Арзгирский районный суд Ставропольского края
Судья
Нартова Лариса Михайловна
Дело на сайте суда
arzgirsky--stv.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2023Дело оформлено
18.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее