52RS0053-01-2023-000199-64 № 2-319/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 10 мая 2023 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.
с участием старшего помощника прокурора Уренского района Нижегородской области Черепановой Ю.А.
при секретаре Потехиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уренского района Нижегородской области к Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об обязании привести контейнерную площадку в соответствие с требованиями СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уренского района Нижегородской области обратился в суд с иском к Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об обязании привести контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, указывая, что прокуратурой Уренского района проведена проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства, а также законодательства по охране окружающей среды на территории Уренского муниципального округа.
Постановлением администрации Уренского муниципального округа от 28.01.2022 г. № 123 утвержден реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Уренского муниципального округа, в который включена контейнерная площадка по адресу: г.Урень ул. Энергетиков, около д.№ 5.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что указанная контейнерная площадка не отвечает нормам и требованиям предусмотренными СанПиН, а именно не имеет твердого (асфальтового либо бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
14.03.2022 г. прокуратурой района в администрацию Уренского муниципального округа внесено представление с требованиями обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако мер, направленных на обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Урень ул. Энергетиков, около д.№ 5, до настоящего времени не принято.
Таким образом, неисполнение администрацией Уренского муниципального округа требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает предпосылки для загрязнения отходами компонентов природной среды и нарушает права жителей Уренского муниципального округа на проживание в благоприятных условиях.
На основании вышеизложенного, прокурор Уренского района Нижегородской области просит обязать администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области привести контейнерную площадку, расположенную вблизи дома № 5 по ул. Энергетиков в г. Урень, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, а именно оборудовать контейнерную площадку твердым (асфальтным либо бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Представитель истца – старший помощник прокурора Уренского района Нижегородской области Черепанова Ю.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело без его участия и установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2023 г.
На основании положений ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ей состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52- ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7- ФЗ), ч.1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
На территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением администрации Уренского муниципального округа от 28.01.2022 № 123 утвержден реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Уренского муниципального округа, в который включена контейнерная площадка по адресу: Нижегородская область, г. Урень, ул. Энергетиков, около д.№ 5.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Уренского района Нижегородской области проверкой установлено, что указанная контейнерная площадка не отвечает нормам и требованиям предусмотренными СанПиН, а именно не имеет твердого (асфальтового либо бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
14.03.2022 г. прокуратурой Уренского района Нижегородской области в администрацию Уренского муниципального округа внесено представление с требованием обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако мер, направленных на обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: Нижегородская область, г. Урень, ул. Энергетиков, около д.№ 5, до настоящего времени не принято.
Таким образом, неисполнение администрацией Уренского муниципального округа требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает предпосылки для загрязнения отходами компонентов природной среды и нарушает права жителей Уренского муниципального округа на проживание в благоприятных условиях.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Уренского района Нижегородской области законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом этого суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу до 01.10.2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Уренского района Нижегородской области к Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об обязании привести контейнерную площадку в соответствие с требованиями СанПиН, удовлетворить.
Обязать администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области (ИНН 5235008092) привести контейнерную площадку, расположенную вблизи дома № 5 по ул. Энергетиков в г. Урень Нижегородско й области, в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно оборудовать контейнерную площадку твердым (асфальтным либо бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Установить срок для исполнения решения суда в отношении администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области (ИНН 5235008092) с даты вступления решения суда в законную силу до 01.10.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месячного срока со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: А.П. Зорин
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2023 года.
Судья: А.П. Зорин