Гр. дело № 2-2617/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 15 октября 2020 г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи – Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре – Сотеевой Б.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева ФИО10 к ГУ ОПФР по РД в <адрес> о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным,
установил:
Алиев ФИО11, в лице представителя на основании доверенности Насрутдинова Р.И., обратился в суд с гражданским иском к ГУ ОПФР по РД о признании решения ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкалы об отказе в установлении пенсии досрочно незаконным, обязать службу в армии по призыву как 1 день службы за два дня работы, признать службу в армии стажем в местностях, приравненных к районам крайнего севера и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.
В обоснование иска указал, что истец 19 февраля 2020 года обратился в ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкала для досрочного назначения пенсии по старости, в связи с тем, что он всю жизнь проработал и служил в рядах Вооружённых Сил СССР в г. Братске Иркутской области (местности, приравненные к районам Крайнего Севера).
2 июня 2020 года получил решение ОПФР об отказе в установлении пенсии от 28.05.2020 № 200000018315/97994/20 по причине, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 32 № 400 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» необходимый требуемый стаж в районах Крайнего Севера составляет 13 лет, при наличии 25 лет общего страхового стажа, по представленным документам у заявителя на дату обращения (19.02.2020) стаж в РКС составляет 9 лет 3 мес. 7 дней, с рекомендацией обратиться вновь по достижении 57 лет.
С решением ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкала не согласны, считают его незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно действующему законодательству, с 1 января 2015 года исчисление стажа возможно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы (ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (октябрь 1956 года - декабрь 1991 года) на основании постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачёте солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в северных районах время их действительной срочной военной службы в этих районах засчитывалось в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трёх месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в северных районах.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
При подсчётах стажа Истца ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкала не включил срок службы в армии в «северный стаж», уменьшил период военной службы на 1 месяц, не произвёл соответствующий перерасчёт. Период работы при нахождении в заключении также не был включён в «северный стаж», как 1 месяц и 10 дней работы в 1995 и 1997 годах.
Истец в судебное заседание не явился направил в суд представителя на основании доверенности Насрутдинова Р.И., который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить полностью по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ГУ ОПФР по РД на основании доверенности Касимов З.М. иск не признал, просил отказать в удовлетворении, пояснил, что основания признания службы по призыву истца СА и последующей службы в ВС СССР не могут быть засчитаны в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В исковом заявлении указано и в суде представитель истца просил удовлетворить требования по основаниям постановления Совмина СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», а также п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривающей включение времени нахождения граждан на военной службе по контракту в их общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
С такими доводами истца и его представителя суд не может согласиться по основаниям:
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ регламентировано, какие периоды работы включаются в страховой стаж. Согласно статье данного закона военная служба относится к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж. В соответствии со статьей 8 Федерального закона страховой стаж определенной продолжительности необходим для возникновения права на пенсию по старости. Статьями 30,31,32 и 33 названного Федерального закона определены условия пенсионного обеспечения при назначении досрочной трудовой пенсии, при этом юридическое значение имеет специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии с п.п. 1 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Соответственно, законодатель указывает на включение в подсчет стажа работы на Севере только тех периодов, которые являются работой. Однако срочная военная служба по призыву работой не является.
Постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30-33 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно п. 3 названных Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется в порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 12; к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
Данными Правилами возможность суммирования военной службы и работы не предусмотрена.
Пунктом 5 Указа Верховного Совета СССР от 10.02.1960 было установлено: работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы: д) засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 10 ноября 1967 года №1029 был разработан порядок применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960.
Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967года №1029 постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года №530/П-28 была издана «Инструкция о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Пунктом 42 (Глава VI «Льготы при назначении государственных пенсий») Инструкции от 1967 года, введенной в действие с 1 января 1968 года, указано, что всем рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или в общей сложности в указанных местностях и в районах Крайнего Севера не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, независимо от места последней работы, а также места и времени обращения за пенсией. Исчисление 15 и, соответственно, 20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, производится по правилам, установленным Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Главой VIII Инструкции от 1967 года «Исчисление стажа работы, дающего право на получение льгот» регламентирован порядок исчисления стажа для льгот - пункт 48. В стаж работы, дающий право на получение льгот, засчитывается: в) время непрерывной военной (в том числе срочной) службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной опасности при Совете Министров СССР и Министерства охраны общественного порядка СССР, а также время непрерывной службы лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства охраны общественного порядка СССР, уволенных в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку. Подпункт "в" пункта 48 признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2009 №ГКПИ09-280.
Таким образом, Инструкцией от 1967 года была предусмотрена норма, регламентировавшая порядок исчисления специального стажа для назначения пенсии - пункт 42 главы VI Инструкции, и норма регламентировавшая порядок исчисления стажа для получения льгот - пункт 48 Главы VIII Инструкции. По смыслу указанных норм время срочной военной службы при определенных условиях подлежало включение в стаж, дающий право на получение льгот. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период срочной военной службы не включался.
Подпунктом «к» абзаца первого пункта 109 Положения от 1972 года установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка ССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
Согласно пункту 109 (абзац 2) Положения от 1972 года указано, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта, и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются, по выбору обратившегося за назначением пенсии, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пунктом 16 Положения от 1972 года указано, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР; рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР; работницы предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР; рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Таким образом, действующим законодательством на момент прохождения истцом срочной военной службы было предусмотрено, что период военной службы, подлежит включению только в общий стаж.
Системный анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что пенсионное законодательство в период 1977 - 1980 годов, и в настоящее время не содержит норм, позволяющих учитывать военную службу в стаж (суммировать со стажем) работы на Севере, дающий право на досрочную пенсию за работу в северных территориях.
Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, постановление СM СССР от 25.03.1981 №181 не содержат норм, позволяющих производить суммирование стажа работы и военной службы на Севере для назначения льготных пенсий, поэтому доводы истца суд считает ошибочными.
Указанное подтверждено в Определениях Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005г. №14-О и Верховного Суда РФ №34-В05-1 от 26 августа 2005г.
При указанных обстоятельствах, суд считает в удовлетворении исковых требований Алиева Т.К. необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алиева ФИО12 к ГУ ОПФР по РД о признании решения от 28.05.2020 №200000018315/97994/20 об отказе в назначении досрочной пенсии, признании срока службы в армии как 1 день службы за 2 дня работы, признании срока службы в армии стажем работы в местностях, приравненных к районам крайнего севера и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения -19.02.2020, оставить без удовлетворения.
Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена 15.10.2020.
Мотивированным решением стороны могут ознакомиться 20.10.2020.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде
Председательствующий Магомедрасулов Б.М.