Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2021 (2-2114/2020;) ~ М-1995/2020 от 02.11.2020

2-96/2021

Решение

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года         г. Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Сойко Ю.Н.

при секретаре     Ахмадуллиной А.В.

с участием прокурора     Кожемякиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого муниципального района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по организации водоснабжения,

установил:

Прокурор Троицкого муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории с. Белозеры Троицкого района снабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Троицкого района проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о водоснабжении на территории Троицкого муниципального района Челябинской области. По результатам проведения проверки установлено, что качество воды скважины № 215, находящейся в эксплуатации ООО «Белозерское ЖКХ-2», 1 2016-2020гг. по микробиологическим показателям не соответствует п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по показателю содержание железа. По результатам проверки главе Троицкого муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени администрацией Троицкого муниципального района меры по организации водоснабжения населения с. Белозеры Троицкого района в соответствии с нормативами, установленными законодательством РФ, не приняты, в связи с чем не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Кожемякина Е.А. иск поддержала.

Представитель ответчика Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области Балаба С.А. в судебном заседании исковые требования признала частично.

Представители третьих лиц Администрации муниципального образования "Белозерское сельское поселение", ООО "Белозерское ЖКХ № 2", Управление жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 18 указанного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Право потребителей на безопасность услуги также предусмотрено Законом Российской Федерации « О защите прав потребителей».

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно п. 3.2. и 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.

В соответствии с Критериями существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества воды, утвержденными приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 декабря 2012 года № 1204, содержание в питьевой воде химического вещества - железо свыше 3 мг/л (10 ПДК) признается существенным ухудшением качества питьевой воды.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Судом установлено, что источником водоснабжения с. Белозеры Троицкого района Челябинской области являются артезианские скважины № 243-ю, 216 и 6158. Указанные скважины находятся в пользовании ООО «Белозерское ЖКХ № 2» на основании договора безвозмездного пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенных для организации водоснабжения в с. Белозеры Белозерского сельского поселения Троицкого муниципального района № 1 от 11.01.2016г., заключенного между администрацией Белозерского сельского поселения Троицкого муниципального района и ООО «Белозерское ЖКХ № 2».

Прокуратурой Троицкого района Челябинской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении на территории Троицкого муниципального района, в ходе которой установлено, что в период с 2016г. по 2020г. питьевая вода подземного источника централизованного водоснабжения артезианской скважины № 216, расположенной в с. Белозеры Троицкого муниципального района, не отвечала требованиям гигиенических нормативов 2.1.5.1315-03по показателям «железо», «аммиак, аммоний-ион». 16.05.2016г. уровень железа составил 0,50±0,12 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/дм. куб., 29.05.2017г. уровень железа составил 0,50±0,12 мг/дм. куб., уровень аммиака аммоний-ион составил 3,1±0,7 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 1,5 мг/дм. куб., 30.04.2020г. проба воды не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.104-01 по показателям «мутность», «аммиак и аммоний-ион», «железо».

Таким образом, администрацией Троицкого муниципального района меры по организации водоснабжения с. Белозеры Троицкого района в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не приняты, в связи с чем не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.

По результатам проведенной прокуратурой Троицкого района Челябинской области проверки исполнения органами местного самоуправления и предприятиями ЖКХ района законодательства о водоснабжении и водоотведения директор ООО «Белозерское ЖКХ № 2» З.Е.Г. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, по факту подачи 09.06.2020г. воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не отвечающей требованиям гигиенических нормативов, а именно пробы воды не соответствовали требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по показателю «железо», массовая доля железа - 0,82 мг/дм3 при допустимом уровне не более 0,3 мг/дм3.

10.08.2020г. прокурором Троицкого района в адрес главы Троицкого муниципального района вынесено представление № 18-2020 об устранении нарушений требований законодательства о водоснабжении, организации на территории с. Белозеры Троицкого района снабжения населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

По результатам рассмотрения представления администрацией Троицкого муниципального района представлен ответ от 28.09.2020г.., согласно которому изложенные в представлении факты нарушений требований законодательства нашли свое подтверждение, во исполнение представления приняты меры, направленные на организацию на территории с. Белозеры снабжения населения питьевой водой, а именно ООО «Белозерское ЖКХ № 2» произведена замена изношенных металлических труб основного и разводящего водопроводов, также на всех скважинах были заменены металлические подающие трубопроводы от насоса до врезки в основную магистраль. Для улучшения качеств воды необходимо установить промышленные фильтры тонкой очистки. ООО «Белозерское ЖКХ № 2» не располагает необходимыми денежными средствами для приобретения и установки данного оборудования. Денежные средства на приобретение промышленных фильтров тонкой очистки в бюджете Троицкого муниципального района и в бюджете Белозерского сельского поселения на 2020г. не предусмотрены.

Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Троицкого района от 10.08.2020г. (л.д. 4-6), ответом на представление (л.д. 7-8), протоколами лабораторных исследований от 08.05.2015г., 16.05.2016г., 29.05.2017г., 22.05.2018г. (л.д. 11-14, 16), экспертными заключениями по результатам лабораторных исследований (л.д. 15, 17), пояснением ООО «Белозерское ЖКХ № 2» (л.д. 18-19), обращением ООО «Белозерское ЖКХ № 2» в адрес главы Белозерского сельского поселения от 01.10.2019г. (л.д. 20), ответом главы Белозерского сельского поселения от 02.10.2019г. (л.д. 21), техническим паспортом на скважину № 216 (л.д. 22-31), договором безвозмездного пользования объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для организации водоснабжения в с. Белозеры, Белозерского сельского поселения Троицкого муниципального района № 1 от 11 января 2016 года (л.д.8, 12), актом приема-передачи к договору № 1 от 11 января 2016 года (л.д.71-72), перечнем передаваемого имущества по договору безвозмездного пользования объектов коммунальной инфраструктуры (л.д.73), актом приема-передачи (л.д. 74), постановлением по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Белозерское ЖКХ № 2» от 29.06.2020г. (л.д.76-80), справкой ООО «Белозерское ЖКХ № 2» от 19.01.2021г. (л.д. 97).

Таким образом, в ходе судебного заседания подтверждено, что качество воды скважины № № 216 с. Белозеры Троицкого района по химическому составу не соответствует п.3.3. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа.

Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства о водоснабжении ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает угрозу жизни для неопределенного круга граждан.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Троицкого муниципального района.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Троицкого муниципального района Челябинской области на благоприятную окружающую среду.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

По смыслу ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.

Из объяснений представителя ответчика и информации Управления ЖКХ и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района следует, что администрацией Троицкого муниципального района утверждены зоны санитарной охраны Белозерского сельского поселения, на которые получено положительное заключение экспертизы. ООО «Белозерское ЖКХ № 2» проведена замена изношенных металлических труб основного и разводящего водопроводов на полиэтиленовые, также на всех скважинах были заменены металлические подающие трубопроводы от насоса до врезки в основную магистраль. Для улучшения качества питьевой воды необходимо установить промышленные фильтры тонкой очистки. В октябре 2020г. Управлением ЖКХ совместно с ООО «Белозерское ЖКХ № 2» выполнены работы по сбору необходимой документации по каждой скважине для запроса коммерческих предложений с целью определения стоимости фильтрационной системы очистки воды. В ноябре 2020г. Управлением ЖКХ запрошены коммерческие предложения о стоимости фильтрационной системы очистки воды на 3 скважины, ориентировочная стоимость фильтрационной системы очистки воды на 3 скважины составляет 809970 рублей. В ноябре 2020г. Управлением ЖККХ разработана дорожная карта по реализации мероприятий, направленных на приобретение и монтаж фильтрационной системы очистки воды с. Белозеры, ориентировочный срок выполнения мероприятий - III-IV квартал 2022г.

Учитывая, что ответчику администрации Троицкого муниципального района Челябинской области необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области в срок до 31 декабря 2022 года организовать на территории с. Белозеры Троицкого района Челябинской области снабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 28 января 2021 года

2-96/2021 (2-2114/2020;) ~ М-1995/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Троицкого района
Ответчики
Администрация Троицого муниципального района
Другие
Администрация муниципального образования "Белозерское сельское поселение"
ООО "Белозерское ЖКХ № 2"
Управление жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района
Суд
Троицкий городской суд Челябинской области
Судья
Сойко Юлия Николаевна
Дело на странице суда
troickg--chel.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Подготовка дела (собеседование)
22.12.2020Подготовка дела (собеседование)
22.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
05.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее