УИД 23RS0010-01-2023-001523-66
Дело №2-1461/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 16 октября 2023 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
с участием секретаря судебного заседания Гетьман Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарькуша О. В., Эдель Д. Н. к администрации муниципального образования Выселковский район о признании сведений о местоположении границ земельного участка ошибочными, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истцов обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя исковые требования тем, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 5000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Согласно заключению кадастрового инженера Лазаревой А.В. от (__)____ ... следует, что при проведении работ, необходимых для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка, были осуществлены запросы в администрацию Новомалороссийского сельского поселения Выселковского района, филиал ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю. Как следует из полученных ответов в пользовании вышеуказанных органов отсутствуют документы, которые в соответствии с требованиями Закона №218-ФЗ могут быть использованы при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка .... Следовательно, подготовить межевой план только на основании предоставленных для проведения кадастровых работ правоудостоверяющих документов и сведений единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным. Кроме того, при определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., было установлено, что данные границы имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером ..., находящимся по адресу: .... Согласно выписке из ... (__)____ следует, что земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ..., декларированный, его границы не установлены в соответствии с нормами земельного законодательства. Возражения о местоположении границ земельного участка истца отсутствуют, местоположение границ считается согласованным. Просит суд установить (определить) местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в соответствии со схемой сложившихся границ земельного участка, подготовленной (__)____ кадастровым инженером Лазаревой А.В.; признать сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., – ошибочными; внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении границ (координатах характерных точек) земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
Представитель истцов Бойко И.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Выселковский район – Мурадова О.К. - в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, составу суда доверяет. Просит удовлетворить исковые требования при отсутствии земельных споров.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, - Глоба Л.В. - в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, вынести решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – филиала ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю - Гнеуш Е.В. в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо Алеников В.В. в судебное заседание не явился, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворить исковые требования.
Информация о рассмотрении дела в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Выселковского районного суда Краснодарского края в сети «Интернет» - https//viselkovsky.krd.sudrf.ru/.
С учетом изложенного, суд считает возможным в соответствии ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц.
Суд, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях). Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как следует из ч.3 ст.61 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи Закона предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
На основании ч.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п.5, п.7 ст.14 Федерального закона №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
На основании ст.22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч.10 ст.22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (п.1.1).
Согласно ч.1, ч.3 ст.39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 №334-ФЗ, от 03.07.2016 №361-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); праве пожизненного наследуемого владения; праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
На основании ч.1 ст.40 вышеуказанного Федерального закона №221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании выписки из ЕГРН от (__)____ №КУВИ.../... следует, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 5000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .... Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно заключению кадастрового инженера Лазаревой А.В. от (__)____ ... следует, что при проведении работ, необходимых для подготовки межевого плана по уточнению границ земельного участка, были осуществлены запросы в администрацию Новомалороссийского сельского поселения Выселковского района, филиал ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю.
Как следует из полученных ответов в пользовании вышеуказанных органов отсутствуют документы, которые в соответствии с требованиями Закона №218-ФЗ могут быть использованы при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка ...
Следовательно, подготовить межевой план только на основании предоставленных для проведения кадастровых работ правоудостоверяющих документов и сведений единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным.
Кадастровым инженером Лазаревой А.В. подготовлена схема сложившихся границ земельного участка с кадастровым номером ... от (__)____, в которой содержится описание:
- северная часть границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... определяется объектом искусственного происхождения разграничивающего характера в виде зафиксированных колышков, отделяющая земли находящиеся в государственной и/или муниципальной собственности;
- южная часть границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... определяется объектами искусственного происхождения разграничивающего характера в виде забора (шифер) и фиксированных колышков, отделяющая земли находящиеся в государственной и/или муниципальной собственности со стороны ...;
- западная часть границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... определяется объектами искусственного происхождения разграничивающего характера в виде забора (шифер) и фиксированных колышков, отделяющая границы смежного земельного участка с кадастровым номером ...
- восточная часть границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... определяется объектами искусственного происхождения разграничивающего характера в виде забора (сетка-рабица) и фиксированных колышков, отделяющая границы смежного земельного участка с кадастровым номером ....
Споры по границе уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... отсутствуют.
Так, от точки н1 до точки н2 местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии со ст.39 Федерального закона от (__)____ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования (землями находящимися в государственной и/или муниципальной собственности);
от точки н2 до точки н10 местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... согласовано в индивидуальном порядке с собственниками земельного участка с кадастровым номером ..., который является смежным участком уточняемому земельному участку;
от точки н10 до точки н11 местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии со ст.39 Федерального закона от (__)____ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования (землями находящимися в государственной и/или муниципальной собственности);
от точки н11 до точки н1 местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером ... согласовано в индивидуальном порядке с собственником земельного участка с кадастровым номером ... который является смежным земельным участком уточняемому земельному участку.
Акт согласования границ земельного участка подписан в индивидуальном порядке.
Возражений относительно местоположения границ земельного участка от третьего лица, ответчика не поступило ни кадастровому инженеру, ни в суд.
При определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., также было установлено, что данные границы имеют пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером ..., находящимся по адресу: ....
Согласно выписке из ЕГРН №... от (__)____ следует, что земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... декларированный, его границы не установлены в соответствии с нормами земельного законодательства, правообладателем значится Алеников В. В..
Кадастровый инженер пришел к выводу об ошибочности местоположения границ вышеуказанного участка, несоответствии его фактическому местоположению.
Третье лицо Алеников В.В. согласен с удовлетворением требований истцов относительно признания границ его участка ошибочными, внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об их аннулировании.
Представленные истцами доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а потому сомнений у суда не вызывают и принимаются в основу решения.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения иными способами, предусмотренными законом.
При таких обстоятельствах, с учетом позиции участвующих в деле лиц, ошибочности местоположения границ земельного участка третьего лица, согласования границ земельного участка истцов в соответствии с требованиями законодательства, позиции представителя ответчика, невозможности уточнения границ земельного участка истцов без судебного решения, а также внесения изменений в сведения ГКН, суд считает возможным исковые требования удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гарькуша О.В., Эдель Д.Н. – удовлетворить.
Признать сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., – ошибочными.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении границ (координатах характерных точек) земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ....
Установить (определить) местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в соответствии со схемой сложившихся границ земельного участка, подготовленной (__)____ кадастровым инженером Лазаревой А.В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Подлинный документ находится в гражданском деле Выселковского районного суда Краснодарского края №2-1461/2023.