Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-16/2022 от 24.05.2022

        Дело №11-16/2022         Председательствующий суда первой инстанции        Докладчик – судья апелляционной инстанции     Антонова Ю.В.    Казацкий В.В.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2022 года                         г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Казацкого В.В.

при секретаре Окуневой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» к Грачёвой И. А., третье лицо: Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по городу Севастополю о взыскании неправомерно полученного пособия по безработице, по апелляционной жалобе ответчика Грачёвой И. А. на решение мирового судьи судебного участка №2 Балаклавского судебного района города Севастополя от 14 марта 2022 года, -

УСТАНОВИЛ:

10 января 2022 года ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» обратилось в суд с иском к Грачёвой И.А., и просило взыскать неправомерно полученное пособие по безработице с 16 апреля 2020 года по 17 мая 2020 года в сумме 3217 рублей 74 копейки. Исковые требования мотивированы тем, что в спорный период ответчик находилась на учете в ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» и ей выплачивалось пособие по безработице. В то же время, как было установлено в дальнейшем в ходе межведомственного взаимодействия, ответчику с 16 апреля 2020 года была назначена страховая пенсия по старости. Поскольку получение пенсии препятствует лицу в получении пособия по безработице, ответчиком Грачёвой И.А. было неправомерно получено пособие по безработице в вышеуказанной сумме. За защитой своих прав истец обратился в суд.

Решением мирового судьи судебного участка №2 Балаклавского судебного района города Севастополя от 14 марта 2022 года исковые требования были удовлетворены, с Грачёвой И.А. в пользу ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» взыскана неправомерно полученное пособие по безработице за период с 16 апреля 2020 года по 17 мая 2020 года в сумме 3217,74 руб., а также взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.

Не согласившись с данным судебным решением, ответчик Грачёва И.А. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что выплату в указанный в решении суда период она не получала, т.к. находилась за пределами города Севастополя, и кроме того, истцу было известно о назначении ей пенсии с 16 апреля 2020 года.

В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года №13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение мирового судьи, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует указанным требованиям.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные исковые требования подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Судом установлено, что 18.02.2020 года Грачёва И.А., 16.10.1964 года рождения, обратилась в ГКУ ЦЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При обращении Грачёвой И.А. с указанным заявлением, последней избран способ перечисления пособия по безработице на счет, а 26.02.2020 Грачевой И.А. изменен способ перечисления пособия по безработице – на почту по адресу регистрации.

В приложении к личному делу №0490042\2010 от 18.02.2020 года, Грачёва И.А. указала, что она не работает, дохода и заработка не имеет, не является учредителем (участником) организации любой формы собственности, членом производственного кооператива (артели), в качестве предпринимателя не зарегистрирована, не избрана на оплачиваемую должность, не проходит очный курс обучения в образовательных учреждениях, не получает пенсию, пособие, компенсационные выплаты; немедленно обязуется информировать ГКУ ЦЗН о своей занятости, об обстоятельствах, влекущих за собой изменения в начислении и выплате пособия по безработице (трудоустройстве, назначении пенсии, установлении нетрудоспособной группы инвалидности); предупреждена, что в случае выявления факта (либо попытки) получения пособия по безработице обманным путем, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного; сумма пособия полученного обманным путем подлежит возврату (добровольно или в судебном порядке), что удостоверила своей подписью.

Согласно приказу ГКУ ЦЗН №059Д19\2001 от 28.02.2020 года Грачёва И.А. признана безработной, ей назначено пособие по безработице на период с 18.02.2020 по 17.05.2020 в размере 1500 руб. С указанным приказом Грачёва И.А. была ознакомлена под подпись.

В дальнейшем Грачёва И.А. проходила перерегистрацию в ГКУ ЦЗН в дистанционном порядке, а именно: 20.04.2020, 28.04.2020, 14.05.2020, 26.05.2020. Из листа учета посещений следует, что Грачёвой И.А., после прохождения перерегистрации 26.05.2020, установлена следующая дата посещения ГКУ ЦЗН 18.06.2020, однако, Грачёва И.А. 18.06.2020 в ГКУ ЦЗН для перерегистрации не явилась, уважительных причин неявки для перерегистрации не указала, в связи с чем приказом ГКУ ЦЗН №219Д394\2001 от 06.08.2020 Грачёва И.А. снята в регистрационного учета с 27.05.2020 в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин.

В ходе межведомственного взаимодействия с ОПФР по г. Севастополю было установлено, что Грачёвой И.А. с 16 апреля 2020 установлена страховая пенсия по старости.

Таким образом, в силу требований п.3 ст.3, п.2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 с 16.04.2020 года Грачёва И.А. относилась к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными и не имела права на получение пособия по безработице.

Также в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие факт посещения Грачёвой И.А. ГКУ ЦЗН для перерегистрации 18.06.2020 и после указанной даты, а также доказательства уведомления Грачёвой И.А. в установленном порядке ГКУ ЦЗН при прохождении перерегистрации 20.04.2020, 28.04.2020, 14.05.2020, 26.05.2020 об установлении ей с 16 апреля 2020 страховой пенсии по старости.

Как следует из справки-расчета ГКУ ЦЗН, Грачёвой И.А. в период с апреля по июль 2020 года начислено пособие по безработице в общей сумме 4500 руб. 00 коп. В частности, за период с 21 марта по 20 апреля 2020 года начислено пособие в сумме 1532 руб. 26 коп., за период с 21 по 24 апреля 2020 года начислено пособие в сумме 400 руб. 00 коп., за период с 29 апреля по 14 мая 2020 года начислено пособие в сумме 777 руб. 42 коп., за период с 15 по 17 мая 2020 года начислено пособие в сумме 145 руб. 16 коп., за период с 01 по 17 мая 2020 года начислено пособие в сумме 1645 руб. 16 коп.

Как установлено судом первой инстанции, пособие по безработице за период с 21 марта по 20 апреля 2020 года в размере 1532 руб. 26 коп. начислено Грачевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ и фактически получено последней ДД.ММ.ГГГГ; пособие за период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 400 руб. 00 коп. начислено Грачевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ и фактически получено последней ДД.ММ.ГГГГ; пособие по безработице за период с 29 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в размере 777 руб. 42 коп. начислено Грачевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ и фактически получено последней ДД.ММ.ГГГГ; пособие по безработице за период с 15 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 145 руб. 16 коп. начислено Грачевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ и фактически получено последней ДД.ММ.ГГГГ; пособие по безработице за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1645 руб. 16 коп. начислено Грачевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ и фактически получено последней ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеприведенное пособие по безработице в общей сумме 3217 руб. 74 коп., фактически получено Грачёвой И.А., что подтверждается заполненными бланками перевода денежных средств, предоставленных ОСП Севастопольский почтамт ФГУП «Почта Крыма».

Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации - правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с ее статьями 7 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания и механизм обеспечения такой защиты, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления, относится к полномочиям законодателя, который при осуществлении соответствующего правового регулирования в этой сфере общественных отношений обязан исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), и, как следствие, вводить правила, необходимые и достаточные для того, чтобы в первую очередь гарантировать гражданам возможность реализации в полной мере принадлежащих им конституционных прав на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии и на защиту от безработицы. Исходя из этого федеральный законодатель, определив в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, отнес к их числу гарантии государства по реализации указанных конституционных прав граждан (преамбула).

Защита от безработицы, как следует из Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращению возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными.

В порядке осуществления этих мер данный Закон, в частности, предоставляет гражданам Российской Федерации право на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (пункт 1 статьи 8 и пункт 1 статьи 12), право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 9); кроме того, граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют право на участие в оплачиваемых общественных работах (пункт 2 статьи 24).

Перечисленные права гарантируются гражданам, ищущим работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет. Гражданам же, признанным безработными, предоставляются меры социальной защиты от безработицы, включая выплату пособия по безработице, право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства и соответствующую финансовую поддержку, а также услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии, право на бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 12, статьи 22.1, 23 и пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Такие меры имеют целью стимулировать граждан, утративших работу и заработок, к обращению в органы службы занятости за содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве и, соответственно, направлены на сокращение латентной безработицы, что согласуется с основными целями государственной политики содействия занятости населения. Вместе с тем наделение граждан, признанных безработными, правами, обеспечивающими содействие занятости и социальную поддержку в период безработицы, в большем объеме по сравнению с гражданами, ищущими работу и не имеющими статуса безработного, обусловливает необходимость приобретения гражданином данного статуса в установленном законом порядке.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения, означают запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 10 ноября 2009 года № 17-П, от 3 февраля 2010 года № 3-П, от 20 декабря 2010 года № 21-П).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон РФ от № 1032-1), настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (ч.3 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Согласно ст.31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (ч.6 ст.31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

В соответствии с ч.2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

В ст. 1102 ГК РФ указано, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, сославшись на Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ГК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неправомерно полученное пособие по безработице за период с 16 апреля 2020 года по 17 мая 2020 года в сумме 3217,74 руб., а также взыскал государственную пошлину в сумме 400 руб.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ доказательств, представленных сторонами в материалы дела.

Фактически доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки суда первой инстанции, выражают несогласие с принятым судом первой инстанции решением и направлены на иную переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, в связи с чем не влияют на выводы суда апелляционной инстанции по сути спора.

С учетом приведенных обстоятельств, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Грачёвой И.А. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд -

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №2 Балаклавского судебного района города Севастополя от 14 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Грачёвой И. А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

    Судья                            Казацкий В.В.

11-16/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГКУ г. Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" (ГКУ ЦЗН)
Ответчики
Грачёва Ирина Александровна
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
24.05.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
24.05.2022Передача материалов дела судье
11.07.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
11.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее