Дело № 2-103/2024
УИД: 91RS0013-01-2023-002616-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года <адрес>
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Микитюк О.А.
при секретаре С.Э.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ЗСП к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и <адрес> о прекращении права на невостребованную земельную долю и признании права за муниципальным образованием на невостребованную земельную долю, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Администрация КРА, -
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация ЗСП обратилась в суд с иском, в котором просит прекратить право общей долевой собственности П.А.С. на невостребованную земельную долю площадью 1,18 условных кадастровых гектаров в праве общей долевой собственности на единое землепользование площадью 1415 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенное по адресу: <адрес>, а также признать за муниципальным образованием ЗСП право на принадлежавшую П.А.С. невостребованную земельную долю площадью 1,18 условных кадастровых гектаров в праве общей долевой собственности на единое землепользование площадью 1415 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенное по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что общая площадь земель коллективно-долевой собственности ОАО составила 1415,1033 га. Всего в список собственников земельных долей ОАО были включены 1201 человек. Собственником одной из земельных долей является П.А.С.
В ходе инвентаризации земель, в соответствии с п.3 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1 и 2 вышеназванной статьи и в газете «Кировец» № (8117) опубликована информация о размещении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и извещение об общем собрании участников долевой собственности по вопросу утверждения Списка невостребованных земельных долей (паев).
Согласно протоколу № 1 от 10.11.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) собрание не состоялось в связи с отсутствием пайщиков.
12 ноября 2020 года в газете «Кировец» №46 (8133) было опубликовано объявление о проведении собрания 11 декабря 2020 года в 15-00.
Протоколом №2 от 11.12.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) было принято решение об утверждении списка невостребованных паев.
Указанный список был утвержден 29.12.2020 г. Постановлением №239 администрации ЗСП «Об утверждении списка невостребованных земельных долей».
Данное постановление было обнародовано на информационном стенде в здании администрации ЗСП, расположенного по адресу: <адрес>, а также на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице КРА (<адрес> в разделе Муниципальные образования <адрес>, подраздел ЗСП.
Земельная доля, принадлежащая П.А.С., включена в список невостребованных земельных долей, утвержденный на основании п.7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Постановлением администрации ЗСП от 29.12.2020 г. № 239 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей».
Кроме того, право собственности на земельную долю в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не зарегистрировано. Каких-либо сведений о владении, пользовании и распоряжении земельной долей не имеется.
Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Администрация КРА также представила суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, причин отсутствия не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела уду не представили.
Кроме того, информация о дате и времени, месте проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Кировского районного суда в Интернет-портале.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных суду доказательств усматривается, что общим собранием работников ОАО об 06.10.2002 года было принято решение о разгосударствлении земель государственной собственности ОАО
Распоряжением председателя КРГС № 735-р от 31.10.2002 года разрешено проведение работ по изготовлению технического отчета по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО
25.12.2002 года распоряжением председателя КРГС № 905-р утверждена комиссия по рассмотрению проекта по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО
05.04.2003 и 06.04.2003 года общим собранием трудового коллектива и пенсионеров ОАО утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО
Решением 6 сессии 24 созыва ЗСП от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО
Распоряжением председателя КРГС №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО
21.03.2007 года распоряжением председателя КРГС №-р утверждена техническая документация по нормативной денежной оценка земель сельскохозяйственного назначения ОАО
Распоряжением председателя КРГС №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации территории земельных долей (паев) ОАО на 1201 земельный пай общей площадью 1415,1033 га.
Общим собранием граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан имеющих право на приватизацию земель ОАО и состав комиссии по приватизации выше указанных земель.
В список лиц, имеющих право на приватизацию, включена и П.А.С.
Согласно выписки из ЕГРН право собственности на спорную долю (пай) ни за кем не зарегистрировано. Сведений о выдаче государственного акта о праве собственности на земельную долю (пай) не имеется.
П.А.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Наследственное дело к имуществу не заводилось.
Согласно справки администрации ЗСП от ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. проживала в <адрес> и на день смерти с ней никто не проживал и не был зарегистрирован ( л.д.12).
Суду не представлено доказательств, что на имя наследодателя оформлены правоустанавливающие документы на спорную земельную долю (пай), а также не представлено доказательств, что наследодатель каким либо образом пользовался спорной долей.
Статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
В пункте 8 ст. 12.1 данного закона указано, что органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12.1 указанного Закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут бы признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли.
П.А.С. включена в список лиц, имеющих право на земельные доли (паи) ОАО вместе с тем, каких-либо действий, предусмотренных как ранее действующим законодательством Украины, так и законодательством РФ, связанных с реализацией принадлежащих ему прав на земельную долю (пай) не предпринято, земельный участок не образован, право собственности не зарегистрировано, что усматривается из выписки из ЕГРН, представленных в материалы дела.
Из материалов дела следует, что список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликованы в газете Кировец за № 28 (8115) от 09.07.2020 года, также в газете «Кировец» за № 40 (8127) от 01.10.2020 года опубликовано извещение о проведении собрания собственников долей (паев), не оформивших свое право на 11.11.2020 года, в газете «Кировец» за № 49 (8136) от 03.12.2020 года опубликовано извещение о проведении собрания собственников долей (паев), не оформивших свое право на 11.12.2020.
Ввиду того, что на собраниях владельцев земельных паёв и их представителей присутствовало менее 30% участников долевой собственности, списки невостребованных паев были утверждены постановлением администрации ЗСП от 29.12.2020 № 239, в который включена в том числе земельная доля П.А.С.
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Таким образом, вещи и другое имущество включается в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право. Необходимость существования права на вещь подтверждается указанием на то, что в состав наследства могут входить лишь принадлежавшие наследодателю вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена правоустанавливающими документами.
Отсутствие права на вещь у наследодателя не может привести к появлению права на нее у наследника.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно разъяснений, изложенных в пунктах 8, 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании» № от 29 мая 2012 года, при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст.1154 ГК РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего. В состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, - доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком).
Таким образом, по общему правилу земельный участок может входить в состав наследства и, соответственно, переходить по наследству лишь в том случае, если он принадлежит наследодателю на праве собственности либо праве пожизненного наследуемого владения, но не на ином праве.
В соответствии со статьями 1152-1153 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 125 Земельного Кодекса Украины от 25.10.2001 года, вступившего в силу с 01.01.2002 и действовавшего на территории Республики Крым в период возникновения спорных правоотношений, право собственности на земельный участок возникает после получения его собственником документа, удостоверяющего право собственности на землю. Документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, является государственный акт на право собственности на земельный участок.
Также, статьей 125 Земельного Кодекса Украины определено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.
Статьей 81 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что граждане Украины имеют право на приобретение права собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности.
Согласно положениям статьи 116 Земельного кодекса Украины, граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, осуществляется один раз по каждому виду использования.
В силу статьи 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление о выборе места расположения земельного участка в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.
К заявлению прилагаются материалы, предусмотренные частью пятой статьи 151 этого Кодекса, а также выводы конкурсной комиссии (в случае отвода земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
В соответствии с указанными выше положениями Земельного кодекса Украины процедура приобретения гражданином в собственность земельного участка на основании бесплатной передачи состояла из двух этапов.
Первый этап – это обращение гражданина с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по местонахождению земельного участка и принятие этим органом решения о предварительном согласовании месторасположения запрашиваемого земельного участка и дачи разрешения на изготовление проекта отвода земельного участка с производством необходимых проектно-изыскательских работ на выбранном участке.
После получения указанного решения лицо, заинтересованное в получении в собственность земельного участка, обращалось в специализированные организации, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству с заказом на разработку проекта отвода земельного участка.
Второй этап заключался в предоставлении гражданином (лично или путем направления специализированной организацией) органу местного самоуправления разработанного проекта отвода земельного участка и рассмотрении этим органом в месячный срок предоставленного проекта отвода с принятием решения о передаче земельного участка в собственность такому гражданину. Затем на основании решения о передаче земельного участка в собственность гражданин получал государственный акт на право собственности на этот земельный участок.
Однако, суду не предоставлено убедительных и допустимых доказательств обращения наследодателем при жизни в Кировскую райгосадминистрацию и принятие этим органом решения о предварительном согласовании месторасположения запрашиваемого земельного участка и дачи разрешения на изготовление проекта отвода земельного участка с производством необходимых проектно-изыскательских работ на выбранном участке, изготовления и согласования технической документации на спорный земельный участок, ее утверждения Кировской райгосадминистрацией и получения наследодателем государственного акта на право собственности на земельный участок.
С учетом установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, на основании вышеприведенных законоположений суд приходит к выводу о том, что П.А.С. при жизни не приобретено право собственности на спорный земельный участок, в связи с чем, данное недвижимое имущество не может быть объектом гражданских прав, войти в состав наследства и перейти в порядке наследования по закону в собственность наследников.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной доли по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд приходит к выводу, что земельная доля, на которую П.А.С. могла оформить свои права, является невостребованной, что в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований в части.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина прекращается с его смертью, с момента его смерти для него прекращаются все правоотношения, в которых он участвовал, в связи с прекращением его правоспособности. Право П.А.С. на спорную земельную долю прекращено, а следовательно, решение суда в этой части не требуется.
Согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства (Российской Федерации) без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. В Законе об обороте земель не содержится запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Администрации ЗСП удовлетворить частично.
Признать за муниципальным образованием ЗСП право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в размере 1,18 условных кадастровых гектара принадлежавшую П.А.С., из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ населенных пунктов ЗСП.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Микитюк