Судья: Пудовкина Е.С. адм. дело № 33а-11369/2022
№ 2а-2858/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Лёшиной Т.Е, Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Даудова М.А. , УФСИН России по Самарской области на решение Промышленного районного суда г. Самары от 24 июня 2022 г. по административному делу № 2а-2858/2022 по административному исковому заявлению Даудова М.А. к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы Даудова М.А., пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Самарской области Кальмагаевой И.А., представителя ФКЛПУ «Областной соматической больницы управления федеральной службы исполнения наказания по Самарской области» Харенковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Административный истец Даудов М.А. обратился в суд с административным иском к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он был этапирован из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, г. Самара для обследования организма и дальнейшего лечения. Прибыл в ОСБ ДД.ММ.ГГГГ в 20:37 часов, а убыл в 17:00 часов ДД.ММ.ГГГГ. Состояние его здоровья в настоящие время резко ухудшается, мучают головные боли, боли в животе, спине и ногах, «стреляет» ухо и много других заболеваний. Все это его очень сильно беспокоит, мешает жить и вести нормальный образ жизни. Ни диагноза, ни причин ухудшения здоровья ему не известно. Во время пребывания в ОСБ с ним один раз поговорил лечащий врач и взяли анализ крови, после чего этапировали без объяснения каких-либо причин. Никакого обследования, равно как и лечения он не получил, а получил лишь пытки и всяческие издевательства которые выражались в следующем. По халатности сотрудников ОСБ он был помещен в терапевтическое отделение ОСБ, палату № вопреки тому, что его лечащий врач находился в хирургическом отделении. В палате №, в которой он прибывал все девять дней, было 13 человек, палата была переполнена. Из-за переполненности палаты № не было возможности свободно перемещаться между предметами мебели, в связи с этим он периодически получал травмы ног. Хотя были две вип палаты по 3 и 6 человек, остальные палаты были по 12-15 человек. В этой ситуации он чувствовал себя ущемлённым в правах и сильно переживал по этому поводу. Качество воздуха в палате было плохое, вытяжка не работала, так как была забита пылью и грязью. Открывать окна было нельзя, поскольку вся палата № болела, на почве этого происходили конфликты. Вытяжка в помывочном отделении также не работала. В предпомывочном отделении было холодно. ДД.ММ.ГГГГ истец заболел и поднялся на второй этаж к медицинскому работнику, попросил таблетку от температуры, на что получил ответ, что препаратов нет, и его отправили к лечащему врачу, несмотря на то, что он сказал, что не знает кто у него лечащий врач. В палате № было очень много мышей и крыс, в нарушении статьи 99 УИК, администрация ОСБ № даже не пыталась решить проблемы с грызунами.
В период нахождения в ОСБ административный истец неоднократно был лишен гарантированного питания, однажды по причине того, что тарелки кончились, в другой раз, что еда закончилась. Вопреки регламенту, еда, подаваемая в ОСБ, всегда была чуть теплая, недоброкачественная, порой даже недоваренная. В рационе не было положенных продуктов, которые должны были быть в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205, качество питьевой воды тоже было плохое. ДД.ММ.ГГГГ был обход администрацией ОСБ терапевтического отделения на котором он озвучил вышеуказанные проблемы и факты, на что руководство ОСБ ему ответило, что все будет решено, а на следующий день, совершенно неожиданно его заказали на этапирование, даже не начав обследование, равно как и лечение. Полагает, что это было ни что иное, как дискриминация по социальному признаку. Также указал на антисанитарию и грязь в терапевтическом отделении во время его пребывания. Уборка там производилась только перед приездом проверок. По причине антисанитарии у него часто происходила диарея, тарелки, в которых давали еду, были жирные, и ему приходилось их мыть, прежде чем набрать в них еду. Из постельных принадлежностей, по прибытию в ОСБ ему выдали две простыни в желтых пятнах с дырками и аналогичную наволочку. Кровать, на которой он спал все время пребывания в ОСБ, была вся кривая и сломанная, матрац и подушка грязные. За все время пребывания в ОСБ он испытывал лишь пытки и издевательства. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 9:30 утра его вывели из терапевтического отделения на этапирование и посадили в темное, сырое и очень холодное помещение, в котором он пробыл до 17:00 вечера. Вследствие сырости и холода он простыл, полагает, что это было сделано специально. Также, сотрудниками ОСБ в нарушение инструкции к приказу № Минюста от ДД.ММ.ГГГГ и его прав осужденного ему не был выдан один из трех экземпляров финансовой справки, в которой указана сумма остатка денежных средств, под роспись. Из-за этого он очень сильно переживал и беспокоился, испытывал моральный вред. Также администрацией ОСБ были нарушены сроки передачи корреспонденции поступившей с Ленинского районного суда <адрес> в адрес ОСБ на его имя. Данные документы ему были переданы через 5 дней после поступления, вместо положенных трех дней. Также не было перенаправлено по новому месту его нахождения письмо его матери, поступившее в ОСБ на его имя. Считает, что произошло нецелевое расходование бюджетных средств, его этапировали в ОСБ для обследования и дальнейшего лечения. Даже не начав обследование его этапировали обратно в ФКУ ИК-29, для его здоровья это было испытанием на прочность, в дороге его укачало и тошнило, были ужасные головные боли, болел живот. В настоящее время состояние его здоровья резко ухудшается, ему жизненно необходимо полное и тщательное обследование организма. Произошедшее в период его нахождения в ОСБ очень плохо отразилось на состоянии его здоровья, он испытывал моральный, нравственный и психический вред, который выражался в головной боли, потере аппетита, ухудшении сна, повышении артериального давления, тошноте, имело негативное отражение на его хронических заболеваниях. Он находился в состоянии стресса, эмоциональной напряженности, у него часто была мигрень, душевные переживания. Все вышеуказанное он перенес по халатности администрации ОСБ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. и 500 000 руб. за нарушение условий содержания в учреждении уголовно-исполнительной системы.
В ходе рассмотрения дела административный истец исковые требования уточнил, просил суд взыскать с административного ответчика в его пользу компенсации: за нарушение требований уголовно-исполнительной системы, а именно за превышение лимита осужденных 100 000 руб., за отсутствие гарантированного питания сумму в размере 100 000 руб., за нарушение требований ст. 91 УИК РФ и п. 57 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Министерства Юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 – 100 000 руб., за отсутствие постельных принадлежностей, плохого спального места, матраца, отсутствия средств личной гигиены, недоброкачественное питание, за то, что его посадили в холодное, сырое помещение перед убытием и продержали там семь с половиной часов – 100 000 руб., за нарушение санитарии, отсутствие вентиляции, отсутствие вытяжки, индивидуального места для приема пищи – 100 000 руб., за нарушение требований п.12 Приказа МинЮста РФ от 08.12.2006 № 356 повлекших душевные переживания (моральный вред) – 100 000 руб.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ постановлено следующее: «Административное исковое заявление Даудова М.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению надлежащих условий содержания Даудова М.А. , выразившееся в превышении лимита осужденных в мужском терапевтическом отделении; нарушении санитарно-эпидемиологических норм в банно-прачечном комплексе; ненадлежащей работе бухгалтерии, в части невыдачи в день убытия Даудова М.А. в ФКУ ИК-29 финансовой справки; нарушении сроков передачи корреспонденции.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Даудова М.А. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в сумме 25 000 рублей и компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 3 000 рублей, а всего 28 000 (Двадцать восемь тысяч) рублей.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения» (т. 1 л.д. 239-257)
В апелляционной жалобе Даудов М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 2 л.д. 45).
На решение суда также поступила апелляционная жалоба УФСИН России по Самарской области, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д.10-14).
В заседании судебной коллегии представитель ФСИН России, УФСИН России по Самарской области Кальмагаева И.А., доводы апелляционной жалобы поддержал, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель ФКЛПУ «Областной соматической больницы управления федеральной службы исполнения наказания по Самарской области» Харенкова Е.В. посила решение суда отменить, в административных исковых требованиях отказать.
Даудов М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержал, наставил на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и требований, содержащихся в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №494-ФЗ) в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 4 Федерального закона №494-ФЗ финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержаний в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федеральною бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Право на охрану здоровья граждан, в том числе отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации, а условия содержания таких лиц должны обеспечивать реализацию ими данного права.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 УИК РФ.
Статья 99 УИК РФ предусматривает, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее пяти квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Исходя из положений статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.
К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47) относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья, на получение юридической помощи, на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии, на доступ к правосудию, на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питания и прогулок, право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц может свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений) невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасное невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии с пунктом 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого. На основании списка составляется финансовая справка в трех экземплярах (приложение 6), первый экземпляр которой выдается осужденному, подозреваемому или обвиняемому, второй - вкладывается в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете. В финансовую справку записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием, в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованном лимите через магазин на день перевода. Указанные в справке данные о наличии денег, исполнительных листов подтверждаются подписью убывающего лица и заверяются начальником учреждения, главным бухгалтером и скрепляются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, после чего передаются в специальный отдел учреждения для приобщения к личному делу убывающих.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Даудов М.А. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором Ленинского районного суда <адрес> по ст. 30 ч. 3-228 ч. 2, 70 УК РФ к 4 годам 4 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ. Отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области.
Установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ осужденный Даудов М.А. прибыл в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области для стационарного обследования и лечения. Медицинское обеспечение Даудова М.А. осуществлялось филиалом «Больница». В ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области Даудов М.А. находился по ДД.ММ.ГГГГ, во время обследования и лечения находился в палате № мужского терапевтического отделения. Убыл после прохождения курса лечения ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания.
Из материалов надзорного производства № установлено, что обращения Даудова М.А. о ненадлежащем оказании медицинской помощи, о ненадлежащих условиях содержания, лишении гарантированного питания, некачественном питании, ненадлежащей работе бухгалтерии ОСБ, нарушении прав при вручении и перенаправлении входящей корреспонденции, неудовлетворительном санитарном состоянии палаты и других помещений лечебного учреждения ФСИН проверялись Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Самарской области и частично нашли подтверждения.
В части доводов обращения о ненадлежащей работе бухгалтерии ОСБ Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждений установлено, что вопреки требованиями пункта 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН» в день убытия осужденного Даудова М.А. в ИК-29 один из экземпляров финансовой справки бухгалтерией осужденному не выдавался.
В ходе проверки доводов обращения Даудова М.А. о нарушении его прав при вручении и перенаправлении входящей корреспонденции Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждений установлено, что в ОСБ поступало постановление Ленинского районного суда <адрес>, которое было вручено осужденному в установленные сроки, что подтверждается справкой (т. 1 л.д. 43). Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в ОСБ для Даудова М.А. поступило письмо гр. ФИО9, однако данная корреспонденция перенаправлена осужденному по месту его отбывания наказания только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с существенным нарушением требований статьи 91 УИК РФ и пункта 57 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 №295.
По факту допущенных администрацией ОСБ нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, связанных с несоблюдением сроков перенаправления корреспонденции Даудову М.А. и невыдачи ему бухгалтерией финансовых документов Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Согласно представлению вышеуказанные нарушения в деятельности ОСБ являются систематическими, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы в указанном направлении деятельности и отсутствии контроля со стороны руководства лечебно-профилактического учреждения. В ходе рассмотрения обращения осужденного Даудова М.А. установлены факты ненадлежащего составления и вручения финансовых справок осужденным при их убытии в другие учреждения УИС.
По доводам административного иска о превышении лимита осужденных установлено следующее. В ходе ранее проведенной комплексной прокурорской проверки, проведенной в январе-феврале 2022 г. Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, выявлены факты превышения лимита наполняемости осужденных в палатах мужского терапевтического отделения. По факту допущенных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, связанных с превышением лимита содержания осужденных в мужском терапевтическом отделении Самарским спецпрокурором в адрес начальника УФСИН России по Самарской области внесено представление об устранении нарушений закона и недопущении их впредь.
Согласно справке по результатам проведенной помощником Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области комплексной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в деятельности ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ – деятельность ОСБ не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно в части материально-бытового и санитарного обеспечения содержащихся в данном учреждении осужденных, в частности жилая площадь в расчёте на одного больного в больнице не соблюдается в палатах № мужского терапевтического отделения, при этом нарушений прав осужденных при обеспечении спальными местами, постельными принадлежностями, индивидуальными средствами гигиены, не имеется. Санитарное состояние учреждения также не в полном объеме соответствует требованиям статьи 101 УИК РФ, а именно в палатах № лечебно-диагностического отделения, а также в туалете потолок и частично стены поражены грибковым налетом, а также имеются следы протечки кровли. Фактов ненадлежащего обеспечения вещевым имуществом осужденных не установлено. Практика производства удержаний денежных средств из доходов осужденных в счет возмещения стоимости их содержания соответствует требованиям части 4 статьи 99 УИК РФ, согласно которой возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. На лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов, начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных-пенсионеров по старости, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства Российской Федерации в деятельности ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки соблюдения уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства РФ в деятельности ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области выявлены нарушения уголовно-исполнительного, санитарно-эпидемиологических норм, а также нарушения в материально бытовом обеспечении осужденных. В частности, установлен перелимит спецконтингента, жилая площадь в расчёте на одного больного в учреждении не соблюдается в палатах № мужского терапевтического отделения. В нарушение требований статьи 101 УИК РФ в раздевалке для работников пищеблока, мясном, овощном цехах на оконных откосах имеются следы грибкового поражения, а в моечной столовой и кухонной посуды на смесителях отсутствуют душевые лейки. Внутренняя отделка продовольственного склада имеет множественные дефекты целостности напольного покрытия, что препятствует проведению качественной влажной уборки и дезинфекции. На складе личных вещей осужденных в банно-прачечном комбинате имеются обширные следы протекания кровли на потолке и стенах, отслоение штукатурки, грибковые поражения. Внутренняя отделка указанного помещения выполнена материалами, не относящимися к категории устойчивых к применению моющих дезинфицирующих средств. Планировка прачечной не предусматривает соблюдение последовательности (поточности) технологического процесса – приём грязного и выдача чистого белья осуществляется через одну дверь, разделение потоков чистого и грязного белья обеспечивается лишь временным фактором. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства Российской Федерации стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами ФКЛПУ ОСБ, не обеспечившими надлежащий контроль за работой подчиненных сотрудников, а также недостаточного ведомственного контроля, регламентированного статьей 21 УИК РФ, со стороны руководства учреждения и УФСИН области (т. 1 л.д. 51-52).
Согласно представлению об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, внесенному Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в апреле 2022 по факту проверки в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, следует, что в исправительных учреждениях в ОСБ на протяжении длительного периода времени наблюдается превышение фактической численности осужденных лиц, содержащихся под стражей (на 01.03.2022-203, при лимите 190). Вышеуказанные обстоятельства связаны, прежде всего, с систематическим превышением лимита осужденных в мужских терапевтическом и хирургическом отделениях. Администрацией ОСБ какие-либо действенные меры по увеличению жилой площади в данных отделениях либо по иному недопущению перелимита не принимаются, в связи с чем, осужденные находятся на стационарном лечении в стесненных условиях, что приводит к нарушению их прав, гарантированных статьей 99 УИК РФ. Несоблюдение лимита наполнения оказывает непосредственное влияние на расчет размера нормативных затрат на обеспечение функций ФКУ уголовно-исполнительной системы по обеспечению осужденных продовольствием, столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и другим. При этом осужденным, находящимся сверх лимита, не предоставляется возможность индивидуального пользования прикроватными тумбочками, табуретками и иным имуществом. Администрацией ОСБ несмотря на ранее принятые меры прокурорского реагирований допускаются нарушения требований статей 15, 91 УИК РФ, предусматривающих трехсуточный срок перенаправления писем по новому месту нахождения адресата.
Сведения о том, что вышеуказанные представления прокурора Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, вынесенные в адрес УФСИН России по Самарской области, ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области обжаловались, отсутствуют.
С учетом указанных выше обстоятельств, суд пришел к выводу, что данные представления, вопреки утверждениям административного ответчика о полном соответствии условий содержания административного истца всем предъявляемым требованиями, являются подтверждением существования выявленных нарушений, на которые указывает в своем иске административный истец, выразившиеся в превышении лимита осужденных в мужском терапевтическом отделении; нарушения санитарно-эпидемиологических норм в банно-прачечном комплексе; ненадлежащей работе бухгалтерии, в части невыдачи в день убытия Даудова М.А. в ФКУ ИК-29 финансовой справки; нарушения сроков передачи корреспонденции.
На ДД.ММ.ГГГГ в палате № терапевтического отделения ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области имеющую площадь 32,7 кв.м находилось 6 человек (л.д. 49). Согласно справке о лимите и фактической численности в ОСБ на ДД.ММ.ГГГГ при лимите 190 человек находилось 207 человек (л.д. 53). Согласно справке о лимите и фактической численности в ОСБ на ДД.ММ.ГГГГ при лимите 190 человек находилось 203 человека (л.д. 54).
Согласно справке начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России - перелимит в больнице носит динамический характер, т.к. выписка из стационара происходит не ежедневно и в некоторые колонии больные этапируются один раз в неделю. И поступления в больницу, особенно Тольяттинского и Сызранского направлений, не возможно регулировать, т.к. доставляются не по определенным дням, а согласно составленному на месяц расписанию. Также периодически возникает отсутствие этапирования больных, когда дата этапирования совпадает с 5 неделей, в среднем такое бывает 1-2 раза в месяц. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общее количество пациентов составляло: ДД.ММ.ГГГГ больных 166 (мужская терапия 84); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 176 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 176 ( мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 ( мужская терапия 90);ДД.ММ.ГГГГ больных 177 (мужская терапия 90);ДД.ММ.ГГГГ больных 167 (мужская терапия 85); ДД.ММ.ГГГГ больных 173 (мужская терапия 88); ДД.ММ.ГГГГ больных 170 (мужская терапия 87). В период пребывания осужденного Даудова М.А. на стационарном лечении в терапевтическом отделении учреждения лимит наполнения был превышен (лимит наполнения 51), учет пациентов находящихся в палатах отделений не ведется в связи с отсутствием регламентирующих документов, тем самым определить количество осужденных проходящих лечение совместно с Даудовым М.А. в вышеуказанном периоде не представляется возможным. Площадь палаты № в мужском терапевтическом отделении составляет 33 кв.м, что позволяет одновременное содержание шести пациентов (л.д. 56).
Согласно справке о площади и укомплектованности палаты № мужского терапевтического отделения ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, копии технического паспорта палата № мужского терапевтического отделения имеет площадь 32,7 кв.м, в период пребывания на лечении осужденного Даудова М.А была оборудована шестью кроватями, площадь на одного осужденного 5,45 кв.м, двумя окнами ПВХ, окна открываются для естественной вентиляции помещения; принудительным вентиляционным вытяжным отверстием, которое обеспечивает вентиляцию и находится, а также находилось в исправном состоянии (также и во время пребывания на лечении Даудова); отопление в палате осуществляется газовой котельной; больные находящиеся в палатах лечебных отделений имеют свободный вход и выход из палат в пределах отделения для проведения личной гигиены, посещения туалетов, комнат для приема пищи, прогулок, мест для курения и т.д.; освещение в палате № имеется, как естественное (в дневное время), так и искусственное люминесцентные лампы, помимо этого имеется ночное освещение (дежурное). Ежедневно дежурным по палатам осуществляется влажная уборка помещений и палат, регулярно проводятся мероприятия по соблюдений санитарных правил в палате. При прибытии Даудова М.А. на лечение он был обеспечен собственным койко-местом, также ему было выдано: 2 полотенца, 2 простыни, наволочка, и одежда по сезону: пижама и халат также одеяло полушерстяное, подушка и матрац. В учреждении имеется жаровые шкафы - "КОЧУБЕЙ", а также пропарочная, камера, где прожариваются спальные принадлежности и т.п. не реже одного раза в месяц или при каждой выписке больного.
Согласно графику и журналу учета проведения генеральных уборок и контроля УФО терапевтического отделения генеральная уборка в палате № в феврале проводилась 4,11,20,28 числа.
Согласно журналу регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки в терапевтическом отделении ежедневно, в том числе, в палате № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась дезинфекция (л.д. 99-102).
Согласно представленному в материалы дела протоколу измерения параметров микроклимата на объектах филиала «Больница», в том числе палате № терапевтического отделения от ДД.ММ.ГГГГ замечаний по уровню освещенности и микроклимату не выявлено, микроклимат соответствует установленным нормам (л.д. 93-94). Согласно журналу регистрации температурного режима в палатах терапевтического отделения № в палате № с 8 по 17 февраля температура была 19, 20 градусов, в пределах нормы установленной СанПиН (л.д. 97-98).
Согласно представленному в материалы дела фотоотчету комната для приема пищи в мужском терапевтическом отделении оборудована микроволновой печью, холодильником, столами, табуретами и т.п. (л.д. 198-200). Санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока удовлетворительное. Мытье столовой и кухонной посуды, разделочного инвентаря осуществляется с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с утвержденными инструкциями, с последующей дезинфекцией. Работники, осуществляющие приготовление и раздачу пищи обеспечены сменой санитарной одежды в достаточном количестве. Допуск работников осуществляется после прохождения медицинского осмотра с внесением данных медицинского осмотра и лабораторных исследований в личные медицинские книжки.
Продукты питания в учреждения поступают с ФКУ ЦБ МТ и ВС УФСИН России по Самарской области. На все продовольственное сырье имеются сопроводительные документы, подтверждающие его качество и безопасность. Качество приготовления пищи находится на постоянном контроле медицинского работника, дежурного помощника начальника учреждения, администрации учреждения, о чем свидетельствуют записи в Книге учете контроля за качеством приготовления пищи. Выдача готовой пищи осуществляется под контролем младшего инспектора отдела безопасности.
В материалах дела имеется раскладка продуктов, вкладываемых в котел по повышенной норме питания для больных, осужденных к лишению свободы за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.196-197). ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области заключен государственный контракт на проведением лабораторно-инструментальных испытаний по определению калорийности готового блюда и проведение лабороторно-инструментальных испытаний воды питьевой из распределительной сети холодной. Согласно справке (л.д. 163-164) питьевая вода в учреждении соответствует нормам санитарных правил и гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. С каждого приготовления пищи спецконтингенту снимается проба для опробования дежурным помощником начальника больницы и медицинским работником.
В соответствии с пунктом 5.1 инструкции Министерства юстиции РФ по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных от ДД.ММ.ГГГГ № и Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» помывка в бане спецконтингента производится не менее двух раз в семь дней, обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Банно-прачечный комбинат работает в учреждении согласно графику и журнала. В банно-прачечном комбинате имеется помывочное отделение на 7 мест, в которых установлено 2 крана, 7 душевых леек, имеется 7 тазов. Согласно пункт 3.15 инструкции в мыльной бане обязательно устанавливаются водозаборные колонки и душ. Температурный режим в ЕПК установлен в соответствии с п. 3.23 Инструкции.
В подтверждение регулярного проведения дезинфекции и дератизации помещений и палат ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, административным ответчиком предоставлены государственные контракты с техническими заданиями, согласно которым услуги по дезинсекции и дератизации помещений проводиться 1 раз в месяц.
В учреждении имеется собственная котельная и в отопительный сезон обеспечивается бесперебойная подача отопления и горячей воды в лечебные корпуса. За время нахождения Даудова М.А. на лечении ремонтных работ в котельной учреждения не проводилось.
Согласно справке (л.д. 158) и фотоматериалам (л.д. 160-161) в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области этапное помещение состоит из 2-х комнат, оборудованных системой отопления и вентиляцией, туалетом, светом. За время пребывания Даудова М.А. в этапном помещении все функционировало в рабочем режиме. Жалобы во время нахождении в этапном помещении от Даудова М.А. не поступали.
Согласно справкам ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Даудов М.А., находясь на лечении в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к психологу с жалобами на ухудшение психологического состояния, в администрацию учреждения с устными и письменными заявлениями (жалобами) на условия режима содержания, а также материально-бытовое обеспечение, не обращался.
Разрешая административные исковые требования, с учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе материалы надзорного производства Самарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, суд пришел к выводу о нарушении прав административного истца Даудова М.А. на соблюдение надлежащих условий содержания в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, при этом данные нарушения вызваны бездействием административных ответчиков, что является основанием для удовлетворения требований административного истца о признании бездействие незаконным и присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Суд счел необходимым взыскать в пользу Даудова М.А. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, учитывая характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых нарушение допущено, последствия нарушения, данных о личности административного истца в размере 25 000 рублей.
Также, суд пришел к выводу, что учитывая степень и характер причиненных административному истцу нравственных страданий, его индивидуальные особенности, степень вины причинителей вреда, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также требования разумности и справедливости, ценности подлежащего защите нарушенного нематериального блага, отсутствия доказательств наступления вреда здоровью истца и тяжких негативных последствий, имеются основания для присуждения в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части установления факта наличия нарушений условий содержания Даудова М.А. в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, выразившиеся в превышении лимита осужденных в мужском терапевтическом отделении; нарушения санитарно-эпидемиологических норм в банно-прачечном комплексе; ненадлежащей работе бухгалтерии, в части невыдачи в день убытия Даудова М.А. в ФКУ ИК-29 финансовой справки; нарушения сроков передачи корреспонденции.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в пользу административного истца подлежит взысканию компенсацию за нарушение условий содержания в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в размере 25 000 рублей.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб Даудова М.А. и УФСИН России по Самарской области.
Так, доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Самарской области сводятся к тому, что суд пришел к выводу о наличии нарушений содержания Даудова М.А. исходя из результатов комплексной проверки Самарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области. При этом вышеуказанной проверкой переполняемость палаты № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зафиксировано.
Указанные доводы проверены судебной коллегией и подлежат отклонению в виду следующего.
Согласно результатам комплексной проверки Самарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в части материально-бытового и санитарного обеспечения содержащихся в данном учреждении осужденных, в частности жилая площадь в расчёте на одного больного в больнице не соблюдается в палатах № мужского терапевтического отделения.
При этом установлено и не оспаривается сторонами, что осужденный Даудов М.А. во время обследования и лечения находился в палате № мужского терапевтического отделения.
Из материалов дела также следует, что на ДД.ММ.ГГГГ в палате № терапевтического отделения ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области имеющую площадь 32,7 кв.м. должно находиться 6 человек (л.д. 49).
Согласно справке о лимите и фактической численности в ОСБ на ДД.ММ.ГГГГ при лимите 190 человек находилось 207 человек (л.д. 53). Согласно справке о лимите и фактической численности в ОСБ на ДД.ММ.ГГГГ при лимите 190 человек находилось 203 человека (л.д. 54).
Согласно справке начальника филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России - перелимит в больнице носит динамический характер, т.к. выписка из стационара происходит не ежедневно и в некоторые колонии больные этапируются один раз в неделю. И поступления в больницу, особенно Тольяттинского и Сызранского направлений, не возможно регулировать, т.к. доставляются не по определенным дням, а согласно составленному на месяц расписанию. Также периодически возникает отсутствие этапирования больных, когда дата этапирования совпадает с 5 неделей, в среднем такое бывает 1-2 раза в месяц. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общее количество пациентов составляло: ДД.ММ.ГГГГ больных 166 (мужская терапия 84); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 176 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 176 ( мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 (мужская терапия 90); ДД.ММ.ГГГГ больных 175 ( мужская терапия 90);ДД.ММ.ГГГГ больных 177 (мужская терапия 90);ДД.ММ.ГГГГ больных 167 (мужская терапия 85); ДД.ММ.ГГГГ больных 173 (мужская терапия 88); ДД.ММ.ГГГГ больных 170 (мужская терапия 87). В период пребывания осужденного Даудова М.А. на стационарном лечении в терапевтическом отделении учреждения лимит наполнения был превышен (лимит наполнения 51), учет пациентов находящихся в палатах отделений не ведется в связи с отсутствием регламентирующих документов, тем самым определить количество осужденных проходящих лечение совместно с Даудовым М.А. в вышеуказанном периоде не представляется возможным. Площадь палаты № в мужском терапевтическом отделении составляет 33 кв.м, что позволяет одновременное содержание шести пациентов (л.д. 56).
Таким образом, из сведений, представленных начальником филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН ФИО10 Скитиной, заместителем начальника ФИО11 следует, что в период пребывания осужденного Даудова М.А. на стационарном лечении в терапевтическом отделении учреждения лимит наполнения был превышен (лимит наполнения 51).
Позиция административного истца о размещении в палате № в период его нахождения на лечении, 12-13 человек, при лимите – 6 человек подтверждается также свидетельскими показаниями.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что факт превышения лимита осужденных в мужском в терапевтическом отделения нашел своего подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В связи с изложенным, указанные выше доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Самарской области являются не состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы Даудова М.А. сводятся к тому, что взысканная в его пользу сумма в размере 25 000 рублей является заниженной, явно не соразмерной перенесенным страданиям административного истца. Полагает, что в указанной части судом нарушен принцип справедливости.
Указанные доводы не являются основанием для изменения судебного акта, поскольку при определении размера денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, подлежащего взысканию в пользу Даудова М.А., суд, учел конкретные обстоятельства дела, в том числе длительность нахождения административного ответчика в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, которая в общей сложности составила 9 дней, отсутствие необратимых для него негативных последствий.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и основани░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░9, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-29 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 91 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ 57 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.12.2016 №295.
░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. 17.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.07.1995 N 103-░░ "░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 1069 ░ 1070 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: