Дело №2-3393/2023
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре Шереужевой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту капитального строительства <адрес>, третье лицо Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма,
установил:
ФИО1 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратилась в суд с иском, в котором просили признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно ордеру № серия 8 на жилое помещение, выданному Севастопольской городской администрацией ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 было предоставлено жилое помещение площадью 16,7 кв.м. состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Обратившись в Департамент капитального строительства <адрес> с заявлением о предоставлении услуги по заключению договора социального найма, истцу было отказано по причине несоответствия объекта жилищных прав указанного в ордере на предоставление жилого помещения, а также данным, содержащимся в государственном унитарном предприятии <адрес> «Бюро технической инвентаризации и данным, предоставленным в выписке из реестра собственности <адрес>. Считая такой отказ незаконным, ФИО1 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратилась в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя - ФИО8, которая поддержала иск по основаниям, в нем изложенным, просила исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело в силу ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ за №.1-48/02/22 Департаментом капитального строительства <адрес> истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В обоснование отказа ответчиком указано, что сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной услуги, не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных документах. В ордере на предоставление жилого помещения, в данных содержащихся в государственном унитарном предприятии <адрес> «Бюро технической инвентаризации и данных, предоставленных в выписке из реестра собственности <адрес> указывается разная площадь жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской администрацией был выдан ордер № серия 8 на жилое помещение № площадью 16,7 кв.м., состоящее из одной изолированной комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
После вселения в вышеуказанное жилое помещения истцом были ею зарегистрированы с момента своего рождения несовершеннолетние ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> №-РДН от ДД.ММ.ГГГГ 16 г. жилое помещение №, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 22,8 м.кв. включена в Реестр собственности <адрес> как имущество, находящееся в казне <адрес>.
Согласно информационной справке, выданной Государственным унитарным предприятием Севастополя «Единый информационно – расчетный центр», ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу г. Севастополь, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведений, предоставленных суду Государственным унитарным предприятием <адрес> «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ № площадь жилого помещения составляет 16,9 м кв., что подтверждается техническим паспортом объекта жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и экспликацией площадей здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Принимая во внимание представленные доказательства, которые в установленном порядке ответчиком не опровергнуты и под сомнение не поставлены, доказательства самовольного вселения в жилое помещение не представлены, то суд полагает установленными обстоятельства того, что спорная квартира действительно была предоставлена истцу для проживания на законных основаниях.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствие с ранее действовавшим на территории Севастополя жилищным законодательством Украины.
Как следует из материалов дела, регистрация истцов по месту жительства в спорной квартире осуществлена в установленном законом порядке, что также свидетельствует о том, что вселение истцов в жилое помещение произведено на законных основаниях и не являлось самовольным.
Из материалов дела следует, что с момента вселения истцы непрерывно проживают в спорном жилом помещении.
Таким образом, с учётом того, что спорное жилое помещение истцам предоставлялось для фактического проживания как из числа помещений жилищного фонда, в этих целях ими длительно и непрерывно использовалось и продолжают использоваться в отсутствие каких-либо злоупотреблений и нарушений, то в отношении этих помещений у истца сложились фактические жилищные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства.
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» установлены особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности <адрес> признаются правом государственной собственности <адрес>.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона <адрес> «О жилищной политике <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес> предоставляют в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.
Таким образом, в силу правового статуса Севастополя как города федерального значения все жилые помещения, не являющиеся объектами частной собственности, переданы в государственную собственность <адрес>, в свою очередь, распоряжение таким жилыми помещениями, в том числе заключение договоров социального найма, производится Департаментом капитального строительства <адрес>.
В данной ситуации по аналогии закона к правоотношениям по пользованию жилым помещением между истцом и городом Севастополем также подлежит применению статья 7 Вводного закона, предусматривающая правовое регулирование нормами ЖК РФ о договоре социального найма отношений по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в муниципальную собственность.
Кроме того, частью 1 статьи 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда <адрес>» установлено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Согласно части 2 вышеуказанной статьи правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III ЖК РФ.
В пункте 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища (часть 1), одновременно обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права (часть 2), в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, – путем предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Данная конституционно-правовая модель удовлетворения жилищных потребностей граждан, обусловленная необходимостью установления в Российской Федерации правовых основ единого рынка и преобразования отношений собственности, требует соответствующего правового режима, гарантирующего защиту интересов граждан со стороны государства, в том числе посредством закрепления порядка приобретения и реализации ими права пользования жилыми помещениями.
По предписаниям пункта 2 статьи 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда <адрес>» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда <адрес> (далее – Реестр). Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя. Информация о предоставлении гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом вносится в Реестр.
Согласно Распоряжению ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ, в реестр собственности <адрес> занимаемое истцом спорное помещение включено в качестве жилого.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что спорное жилое помещение истцу предоставлялось для фактического проживания из числа помещений жилищного фонда, в этих целях ею длительно и непрерывно использовалось и продолжает использоваться в отсутствие каких-либо злоупотреблений и нарушений, то в отношении этого помещения у истца сложились фактические жилищные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства. При этом отсутствие в архивной документации ГУПС «БТИ» сведений о включении комнаты № с состав комнат №, 20 не может являться препятствием для перезаключения с истцом договора социального найма. Разночтения допущенные в площади 16,7 вместо 22,8 жилого помещения так же могут носить ошибочный характер, допущенный при заключении ордера.
Принимая во внимание, что ФИО1 с несовершеннолетними ФИО3, ФИО9, С.А., ФИО5 постоянно проживают в спорном жилом помещении с 2010 года по настоящее время, и ее право на пользование данным помещением ответчиком не оспаривается, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования данным жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем ее требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доказательств, опровергающих позицию истца, материалы дела не содержат.
Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес>, ответчиками не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании за истцом права пользования спорным жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Обязать Департамент капитального строительства <адрес> заключить с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья/подпись
Копия верна:
Судья: Ю.И. Макоед