Судья Лысенко Е.Н. Дело № 7-21-1203/2021
Р Е Ш Е Н И Е
15 ноября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Статус ДВ» ФИО1 на вынесенное в отношении него решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции – начальника Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ООО «Статус ДВ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 13 сентября 2021 года постановление должного лица оставлено без изменения.
ФИО1 с состоявшимися по делу актами не согласился и в поданной в Приморский краевой суд жалобе просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что протокол осмотра многоквартирного дома получен с грубым нарушением закона, поэтому не может быть признан надлежащим доказательством.
В судебное заседание ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО1 – ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что для должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
На основании пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 вышеназванного Федерального закона лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110.
Подпунктом «а» пункта 3 указанного Положения к лицензионным требованиям к лицензиату на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, среди прочего, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме
При этом, на основании части 1.1 статьи 162 того же Кодекса, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 23 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, предусматривают сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 1 апреля 2020 года) установлено, что угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, может являться основанием для введения режима повышенной готовности на всей территории Российской Федерации либо её части.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано право принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 7 указанного постановления Губернатора Приморского края юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на объектах общественного питания и торговли, в местах проведения досуговых мероприятий), а также деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, проводить мероприятия по дезинфекции с учетом решений оперативного штаба по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, а также обеспечить использование работниками дезинфекционных средств для обработки рук, поверхностей и инвентаря, средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок медицинских, масок лицевых гигиенических (в том числе изготовленных самостоятельно), респираторов).
Пунктом 2 Решения Оперативного штаба Приморского края по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019 от 9 апреля 2020 года на период действия режима повышенной готовности закреплена периодичность проведения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, профилактических мероприятий по санитарному содержанию общего имущества многоквартирных домов и придомовых территорий, предусматривающая влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2-х этажей, мытье пола кабины лифта, влажную протирку с применением дезинфицирующих средств стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта, домофонов, дверных ручек, выключателей, поручней, перил, подоконников, почтовых ящиков и других контактных поверхностей 5 раз в неделю; влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа и мытье с применением дезинфицирующих средств лестничных площадок и маршей не реже 2-х раз в неделю; профилактическую дезинфекцию мест общего пользования и придомовой территории с применением специализированного оборудования не реже 1-го раза в неделю.
Как следует из материалов дела, ООО «Статус ДВ» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на основании лицензии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией Приморского края.
ДД.ММ.ГГГГ членами Административной комиссии Уссурийского городского округа при обследовании подъезда №1 указанного многоквартирного жилого дома было установлено, что ООО «Статус ДВ» нарушается периодичность проведения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, профилактических мероприятий по санитарному содержанию общего имущества многоквартирных домов. Общедомовое имущество находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Установлено общее загрязнение лестничных пролетов и маршей (пыль, мусор). На перилах, выключателях, оконных проемах и подоконниках имеется пыль, грязь. При этом следов проведения влажной уборки с применением дезинфицирующих средств не выявлено. Также в ходе обследования были выборочно опрошены жильцы указанного МКД, которые пояснили, что управляющая компания не осуществляет влажную уборку общедомового имущества надлежащим образом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 как должностного лица ООО «Статус ДВ», ответственного за допущенные нарушения лицензионных требований, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о доказанности виновности ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения не имеется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; договором на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, а также иными материалами дела, оцененными должностным лицом административного органа и судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако имеются основания для изменения вынесенных по делу актов.
Должностным лицом административного органа при вынесении постановления по делу об административном правонарушении признано установленным, что при обследовании подъезда № 1 многоквартирного дома по адресу: <адрес>, выявлено, что в кабинах лифтов неудовлетворительное санитарное состояние. С этим согласился и судья районного суда при пересмотре дела по жалобе на постановление о назначении административного наказания.
Между тем из представленной защитником ФИО3 технической документации следует, что вышеназванный многоквартирный жилой дом является пятиэтажным и не имеет лифтов. Доказательств обратного материалы дела не содержат, в фотоматериалах, приложенных к акту обследования, фотографий лифтов не имеется.
При этом, в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ информации о санитарном состоянии конкретно лифтов не содержится, а отметка о том, что обработка не проводилась, сделана в графе, в которой перечислены кабины лифта, домофоны и почтовые ящики.
При данных обстоятельствах из вынесенных по делу актов следует исключить указание о том, что в кабинах лифтов выявлено неудовлетворительное санитарное состояние.
В остальной части оснований для изменения вынесенных по делу актов не имеется, правильность выводов должностного лица и судьи о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Доводы жалобы о том, что осмотр помещений многоквартирного дома произведен с нарушениями требований законодательства, в связи с чем факт правонарушения надлежащим образом не зафиксирован и не доказан, обоснованными не являются.
Из материалов дела следует, что обследование помещений многоквартирного дома осуществлялось членами административной комиссии Уссурийского городского округа во исполнение Решения Оперативного штаба Приморского края по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019, от 9 апреля 2020 года.
В связи с этим ссылка в жалобе на положения статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельна, поскольку указанная норма регламентирует производство осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом, обследование уполномоченными органами подъезда многоквартирного дома не соответствует критериям осмотра, предусмотренного статьей 27.8 КоАП РФ, и в связи с тем, что указанный подъезд относится к общедоступным помещениям и соответствующей управляющей организации не принадлежит, а обслуживается ею по договору управления многоквартирным домом.
Не является соответствующее обследование и проверкой юридического лица по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем оснований для признания акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством не имеется.
Кроме того, ООО «Статус ДВ» было извещено о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ посредством телефонограммы (дело № л.д. 12).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 как генеральный директор ООО «Статус ДВ» в силу своих служебных обязанностей был обязан обеспечить соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и имел для этого возможность, в связи с чем за допущенные нарушения обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностное лицо.
Оснований для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным также не имеется, учитывая, что невыполнение руководимой им управляющей организацией обязанностей, установленных Решением Оперативного штаба Приморского края по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019, создает угрозу жизни и здоровью людей.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 4.1 того же Кодекса.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
Постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции – начальника Уссурийского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Статус ДВ» ФИО1 изменить, исключив из описания совершенного им административного правонарушения указание о том, что в кабинах лифтов выявлено неудовлетворительное санитарное состояние.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Статус ДВ» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи